Инди-игры иногда сравнивают с артхаусными фильмами – они тоже сделаны небольшой группой энтузиастов, желающих реализовать свои необычные идеи с ограниченным бюджетом. Однако у некоторых слово «артхаус» ассоциируется прежде всего со странным кино – с таким, которое не сразу будет понятно, где полно символизма и скрытых смыслов, которое сложно рекомендовать обычному зрителю. В игровой индустрии таких примеров заметно меньше, но Mundaun под это описание подходит идеально.
https://www.youtube.com/watch?v=8w4hdxvNiFA
Сам себе разработчик
Это очередная игра, которая была почти полностью сделана одним человеком (за исключением звука), и здесь хорошо заметен авторский почерк. Все текстуры в Mundaun были вручную нарисованы карандашами на бумаге, благодаря чему сложился уникальный визуальный стиль. Это не игра, цветовую палитру которой перекрасили в чёрно-белую, – она такой задумывалась изначально.
Красивые виды тут тоже есть.
Одно это уже делает атмосферу необычной, но здесь присутствует ещё пара интересных решений. В Mundaun доступен лишь один вариант озвучивания – на романшском языке. На нём говорят всего несколько десятков тысяч людей во всём мире, и почти все они живут в одной области в Швейцарии. В «Красной книге языков» ЮНЕСКО романшский входит в список языков, находящихся на грани исчезновения. И то, что персонажи в игре говорят на реальном, но почти никому не известном языке, делает приключение ещё более атмосферным.
Ну а сама локация Мундаун тоже не выдумана – так называется гора в одном из курортных регионов Швейцарии, где размещена горнолыжная зона. Разработчик отлично знает эти места и попытался перенести некоторые элементы из реальности в игру – здесь схожая архитектура невысоких зданий, часовня с изображениями святых на стенах и потолке, подъёмники, ведущие к вершине горы. О процессе создания игры и источниках вдохновения был снят занимательный ролик – его и до, и после прохождения интересно посмотреть.
https://www.youtube.com/watch?v=9XqOU0Pr6vQ
Жуткий, но обволакивающий мир
Mundaun представляет собой хоррор, и пугает он не скримерами (хотя один, к сожалению, есть), а необычной атмосферой. Это слово повторяется в тексте слишком часто, но это главное, на чём здесь всё держится. В игре одновременно и жутковато, и интересно, что ждёт тебя за следующим углом. Хочется увидеть, какая локация следующая, что внутри очередного домика, какие картины висят там на стенах и какие записки кто-то оставил. Здесь бывает некомфортно, даже когда ничего вроде бы не происходит, – просто скрип половиц или дуновение ветра заставляют немного нервничать.
Хоть бы он не поворачивался…
В то же время у экрана удерживает и сюжет. Именно из-за истории Mundaun кажется настоящим артхаусом. Завязка довольно проста: внук приезжает на место гибели дедушки, который вроде как умер во время пожара в сарае, но герой быстро начинает понимать, что что-то здесь не так. Местный святой отец подозрительно уходит от разговора, обстоятельства смерти необычны, да и проститься с родственником не удаётся – на кладбище просто вырыта яма, а гроба нет. Всё самое интересное начинается дальше, когда тебе не терпится выяснить, что ещё было в голове разработчика и какие абсурдные идеи он воплотил в жизнь.
История остаётся приземлённой, но ситуации, в которые попадает герой (и персонажей, с которыми он общается), иначе как странными не назовёшь. Сюжет очень сильно увлекает и не разочаровывает, между ним и атмосферой игры появляется настолько тесная связь, что диву даёшься. Вплоть до финала (а концовок тут две) Mundaun не выдыхается на протяжении всех шести часов.
Заходить не хочется, но придётся.
Один в поле не воин
А вот к геймплею могут возникнуть вопросы. Ничего нового Mundaun не предлагает, сочетая в себе элементы, которые мы видели во множестве подобных игр. Есть инвентарь, куда складываются найденные предметы, и можно применять их в тех или иных ситуациях. Есть монстры, появляющиеся в основном ночью, – их дизайн основан на малоизвестном швейцарском фольклоре. Но если во многих хоррорах персонаж беспомощен и вынужден прятаться в шкафах, то тут можно дать чудищам отпор – заколоть их вилами, переехать на машине или вообще застрелить, когда получишь винтовку.
Работает всё это кривовато. Боевая система будто бы намеренно сделана плохо, чтобы вступать в конфликты ни с кем не хотелось (за прохождение без убийств даже «ачивку» дают). Некоторые коллекционные предметы улучшают характеристики – к примеру, после нахождения инструкций по использованию винтовки прицел будет меньше дрожать (но это не сильно помогает). Стоит отметить, что ситуаций, в которых необходимо кого-то победить, тут практически нет – есть шанс или пропустить монстра вперёд, или пробежать мимо. Героя может на секунду парализовать страх, но к гибели это приводит редко, особенно если вы улучшили соответствующие параметры.
А вот поджигать ожившие соломенные чучела не дают.
Одна из главных проблем игры – не всегда корректная реакция на попытки взаимодействовать с предметом. Вы можете направить прицел на объект, и ничего не произойдёт – нужно отойти или взглянуть чуть под другим углом, и тогда всё получится. Особенно это раздражает, когда пытаешься открыть один из двух ящиков в комоде или одно окно, рядом с которым ещё два, – даже если вы смотрите на нужный объект и нажимаете на кнопку, желаемого результата будете добиваться не всегда.
Кроме того, в паре моментов игра даёт не слишком чёткие инструкции, вынуждая бродить по локации в попытках продвинуться дальше. Чаще всё предельно ясно – в дневнике написана следующая задача, а на пути иногда появляются подсказки вроде чёрно-белых фигур, указывающих верную дорогу. Но порой ничего такого нет, а локации тут большие – три региона, связанные друг с другом туннелями. Да и передвигается персонаж не слишком быстро (особенно по снегу, если не найти снегоступы). С другой стороны, эти прогулки помогают наткнуться на секреты – небольшие постройки, где можно сварить кофе для увеличения здоровья, или спрятанные ключи, на удивление подходящие к большинству тайников с замками.
Персонажи нарисованы и анимированы не лучшим образом, но в окружение вписываются прекрасно.
В целом же игра работает – нельзя сказать, что геймплей здесь плохой, просто иногда что-то приходится прощать. Да, инвентарь не самый удобный, и не всегда понятно, что ты только что взял. Да, без игровых условностей не обошлось – когда подбираешь коробок спичек, на самом деле он символизирует собой лишь одну спичку и исчезает после использования. Да, некоторые элементы, вроде возможности поджигать сено, вовсе не нужны. Но когда понимаешь, как тут всё устроено (а происходит это довольно быстро) и соглашаешься со всеми правилами, на эти недочёты обращаешь всё меньше внимания. Mundaun – одна из тех игр, при прохождении которых получаешь большое удовольствие, но не знаешь, можно ли их рекомендовать всем. Безусловно, это во многом уникальный проект – такой атмосферы и манеры повествования днём с огнём не сыщешь. Не всё здесь сделано идеально, но со временем закрываешь глаза на недочёты, чтобы посмотреть, какие сюрпризы преподнесёт это удивительное сочетание нестандартных идей и шаблонных геймплейных элементов. В итоге о потраченном времени не жалеешь и радуешься тому, что не оставил такую жемчужину без внимания.
Плюсы: необычный визуальный стиль, благодаря которому достигается уникальная атмосфера; интригующий сюжет; локации интересно исследовать; отличное звуковое оформление.
Минусы: кривизна некоторых геймплейных элементов; в паре сцен можно застрять, не зная, что делать дальше.
Визуальный стиль, конечно, интересный, но не устают ли от него глаза спустя некоторое время? Тот же «Betrayer» в оригинальной чёрно-бело-красной палитре я не осилил и вернул цвета через час игры.
Игра затянула на долго. Атмосферненько. Поджог сена нужен для убийства монстров. Агришь на себя толпу, поджигаешь сено, монстры проходят по горящему сену и мрут толпой как мухи.