Как известно, в японских или стилизованных под них играх есть пунктик насчёт еды – практически в каждой персонажи могут покупать продукты и питаться, получая за это бонусы к характеристикам. Авторы Sakuna: Of Rice and Ruin пошли ещё дальше – их проект сделан по принципу «Кто не работает, тот не ест». То есть здесь нужно самому добывать мясо и возделывать рисовые поля, удобряя их навозом, который остался после того, как персонажи в очередной раз поели. И вполне логично, что этим занимается богиня урожая. Хотя и не очень хочет…
Бросай пить, ты же девочка!
Не пугайтесь, несмотря на упражнения с навозом, Sakuna: Of Rice and Ruin – игра очень яркая и интересная. Этакая помесь экшена и симулятора фермы. А сама титульная богиня урожая Сакуна настолько очаровательна, насколько может быть очаровательной раза в три более капризная версия героини мультика «Маша и Медведь». Вот представьте, стоит такая Сакуна-Маша перед измученным медведем и канючит, переходя уже почти на истерику: «Поиграй со мной, поиграй со мной!» Только в данном случае она бы ещё обязательно добавила: «Ведь я же богиня, как ты смеешь отказывать небожительнице?!»
С этой крошкой лучше не связываться!
Да, эта маленькая и крайне забавная девчушка – дочь бога войны и богини плодородия. Она пока ещё, конечно, принцесса, но уже должна выполнять определённые обязанности. А вместо этого предпочитает развлекаться, наедаться до отвала на божественных пирах и там же… напиваться. После чего в таком состоянии может запросто избивать и сбрасывать с моста могущественных самураев.
После очередного такого дебоша терпение у богов лопнуло, и Сакуну отправили не просто в мир смертных, а на удалённый и почти заброшенный остров, приказав трудиться и избавляться от демонов, чтобы заслужить прощение. А главное, нужно заботиться о группе людей, которые с голодухи пробрались в мир богов и свистнули оттуда рис. Собственно, во многом из-за них Сакуна и подняла шум, попытавшись их догнать. И вот теперь по иронии судьбы именно вместе с ними её сослали на остров.
Вместе выживать всё же лучше.
Естественно, капризной принцессе божественных кровей всё это, мягко говоря, не нравится. И с этим связано много забавных ситуаций. То и дело мы слышим крики Сакуны «Да как вы смеете так разговаривать с богиней?!». Она воротит нос от простой еды и однажды даже пытается удрать в гордом одиночестве с острова, чтобы «поспать, наконец, в своей тёплой постельке». Но заплутав без карты в темноте, с криками отчаяния и скорби возвращается обратно.
К тому же не все из людей, оказавшихся вместе с ней на острове, испытывают должный пиетет перед принцессой. Например, такой же юный мальчишка, который в итоге станет местным кузнецом, поначалу обращается к ней примерно так: «Эй ты, богиня или Будда, я уж забыл…»
Представляете, как ранит чувства бедной принцессы такая наглость?
Но деваться некуда – нужно сотрудничать, чтобы выжить. Поэтому сразу распределяются обязанности. Смертные остаются в деревне, где готовят еду и экипировку, а Сакуна бегает по окрестным пещерам, добывает для всего этого ресурсы, сражается, исследует и выполняет сюжетные поручения. Естественно, в итоге все начинают теплеть, переживать и заботиться друг о друге. Хотя с этой неугомонной богиней ни в чём до конца нельзя быть уверенным – от неё и в целом от ситуации то и дело ждёшь сюрпризов. И дожидаешься.
Богини тоже едят… и какают
Впрочем, у юной богини есть обязанности и в деревне. Именно она засеивает рисовые поля и следит за ними. Делать это нужно с началом нового времени года – на главы-сезоны и разбито сюжетное прохождение.
И каждый раз нужно ручками сначала бросать семена, потом периодически вырывать сорняки, регулировать уровень воды (если идёт дождь, лучше его снизить, если палит солнце – наоборот), удобрять почву тем самым навозом, потом лично косить и собирать стебли, сушить их, относить в дом, там просеивать, получая непосредственно рис.
Можно, конечно, поручить это другим персонажам, но они делают всё не так эффективно.
Получается настоящий, подробный и весьма непростой симулятор возделывания и сбора риса. Настолько подробный, что на состав навоза для удобрений влияет диета наших персонажей.
Что там ведро – непонятно, как богиня урожая донесёт до склада хотя бы это сено.
И всё влияет на качество урожая, которое оценивается по разным параметрам, включая вкус и аромат. А от этого, в свою очередь, зависит то, насколько повысятся характеристики героини с началом нового сюжетного отрезка. Вот такой простой и логичный принцип прокачки персонажа – насколько хорошо ты поработал и поел то, что сам посадил или добыл, настолько и стал сильнее.
Вот рис насколько полезный: сразу +42 к силе!
Кроме того, параметры Сакуны временно улучшаются после совместных обедов, для которых богиня сама выбирает меню – первой, второе, десерт и компот. Рацион определяет и то, какой именно бонус мы получим. При этом, чтобы блюда в принципе были, нужно регулярно приносить ингредиенты местной поварихе. Если еда нравится, то персонажи довольно чавкают, если нет – морщатся и фыркают. Ну а местный мальчик-кузнец за собранные нами материалы изготовит новое оружие.
Во время таких обедов персонажи частенько беседуют на важные темы.
На голодный желудок не повоюешь
На этом фоне занятия Сакуны за пределами деревни кажутся более знакомыми и простыми, но и тут есть свои нюансы. Мы выбираем на карте новую локацию и отправляемся зачищать её, сражаться как с рядовыми врагами, так и с боссами. Богиня при этом высоко прыгает, использует особые навыки и комбо и даже цепляется своим шарфом за противников и предметы окружения, чтобы быстро переместиться к ним.
Поначалу среди врагов попадается в основном привычное зверьё: зайчики, птички, олени…
Она ловко и подолгу избивает животинку в воздухе и смачно кидается противниками друг в друга. Или точным ударом отправляет в них камни – это также помогает проломить каменные преграды, мешающие пройти. Жаль только, что периодически управление кажется не очень удобным, а поведение героини в бою – не всегда отзывчивым.
Такой вот «боулинг» является одной из фишек местной боевой системы.
Навыки принцессы улучшаются сами, по мере использования. Сами собой открываются и новые – нужно только решить, какое умение экипировать. Точно так же прокачивается оружие – чем больше врагов им убили, тем быстрее наступит момент, когда можно будет раскрыть силу конкретной вещи, чтобы получить бонусы вроде повышенного урона.
На уровнях Сакуна собирает ресурсы и ищет сундуки с чем-нибудь особо ценным. Естественным ограничением тут служит время, которое ни на секунду не останавливается. Наступает ночь, те же самые зайчики и птички становятся в разы сильнее, а желудок маленькой богини начинает предательски урчать – приходится возвращаться в деревню. А там сорняки новые выросли, рисовое поле залито дождём, новую порцию удобрений надо вытащить из туалета… Всё время в делах Сакуна, нет бедной, но гордой (и вспыльчивой) принцессе покоя.
В драках важно уклоняться, проходя между ног противников. Ну маленькая у нас богиня, маленькая…
Sakuna: Of Rice and Ruin получилась яркой, дотошной (местами даже слишком) и увлекательной помесью экшена и симулятора фермы. Да ещё и познавательной – я впервые узнал, как вообще растёт рис и как его собирают. Конечно, необходимость снова и снова гриндить ресурсы и пропалывать поля может утомить. Но авторы пытаются не затягивать с такими моментами – обязательно что-то случается, маленькая богиня опять возмущается, хлопает дверьми, и сюжет, испуганно оглядываясь на неё, движется дальше. Именно образ Сакуны влюбляет в игру, заставляя снова и снова выносить навоз, сажать рис и мутузить врагов. Интересно же, что она выкинет дальше.
Плюсы: необычный сюжет; яркая героиня; увлекательный игровой процесс на стыке экшена, платформера и симулятора фермы; симпатичная графика; приятная музыка и озвучка.
Минусы: проблемы с оптимизацией и управлением на PC; не всем понравится постоянно корячиться в огороде и гриндить ресурсы (хотя в данном случае это законы жанра).