Когда проходишь очередную игру ради обзора, с оценкой определяешься уже спустя несколько часов – остаётся лишь узнать, удачная ли развязка, не заканчивается ли игра слишком быстро и не превращается ли во что-то ужасное ближе к финалу. Нередко опасения оказываются ненапрасными, и хороший проект действительно разочаровывает после отличного старта. В очень редких случаях игра вызывает восторг с первых моментов, а после этого становится всё лучше и лучше, регулярно подбрасывая сюрпризы и не теряя очарования ни на минуту. Spiritfarer относится к последней категории – на протяжении 30 с лишним часов она остаётся одним из самых уютных и душевных развлечений последних лет.
https://www.youtube.com/watch?v=Xu4JHmcfrtw
Друзья по работе
Spiritfarer начинается со знакомства с Хароном. Здешняя его версия занимается почти тем же, чем и его тёзка из греческих мифов, – перевозит через реку души умерших. Харон вынужден покинуть свой пост и назначает новым паромщиком девушку Стеллу – той предстоит посещать острова, разыскивать заблудших духов и в какой-то момент отвозить их к вечным вратам, поскольку самостоятельно совершить этот переход они не могут. Но сперва ей придётся ближе познакомиться с духами и выполнить их последние желания – лишь после этого они будут готовы окончательно покинуть этот мир.
Разработчики называют Spiritfarer «уютной игрой о смерти», но на самом деле темы здесь поднимаются куда более обширные. Это история о прощании с близкими друзьями. О том, какие разные жизни проживали эти люди и насколько разные у них последние желания. Какие напутствия они могут дать, прежде чем навсегда исчезнут. Наконец, о том, что после них останется, в том числе об их любимых вещах и связанных с ними воспоминаниях.
Без необязательных занятий никуда.
Стелла быстро обзаводится собственным кораблём, на котором предстоит путешествовать по крупной карте с помощью навигатора в каюте. Она встречает первого духа, потом второго, третьего – все они когда-то были людьми, но их души предстают перед нами в образах животных. Они абсолютно разные: кто-то романтичный, кто-то задумчивый, кто-то хамоватый или добродушный – все чудесно они нарисованы и прекрасно анимированы, со всеми интересно общаться, узнавая об их прошлом.
Каждый пассажир выдаёт задания, которые иногда связаны с постройкой на корабле каких-то помещений или объектов. Один, к примеру, просит создать чертёжный стол и с его помощью соорудить гостевой дом и кухню. Остальные захотят овчарню, огород, сад или лесопилку. Многие из этих зданий пригодятся в дальнейшем – с их помощью можно будет что-то выращивать или получать новые ресурсы. Желают духи и собственные отдельные домики (которые ещё и украшать изнутри предстоит) – ютиться в гостевом не всем комфортно.
Постройки всё появляются и появляются.
За эти поручения не выдают награды в привычном понимании – заполняющейся шкалы опыта нет, да и в инвентарь ничего не падает. Зато открываешь доступ к новым локациям, где можно найти много интересного, или начинаешь получать новый ресурс. В какой-то момент половина заданий в моём списке требовала наличия алюминиевых слитков, но я даже руду алюминиевую к тому моменту нигде не мог добыть – оказалось, нужно проходить другую линейку квестов, без которой прогресс невозможен. Обычно одновременно доступно несколько заданий, включая мелкие побочные, которые вроде как необязательны и находятся на не связанных с сюжетом островах, но всё равно их трудно игнорировать – хочется получить от игры всё.
Всё как надо
В Spiritfarer отлично сочетаются несколько жанров. Здесь есть элемент фермы – на поле, в саду и огороде сажаешь семена, регулярно поливаешь их и собираешь урожай. Есть частичка метроидвании – за приглашение духов на корабль получаешь особую валюту, за которую можно приобрести новые умения вроде планирования после прыжка. Да и процесс исследования островов заставляет вспомнить игры этого жанра – тут и секретов полно, и всяких простеньких пазлов вроде «Доберись до сундука на крыше высокого здания». А вот инструменты искать и создавать не надо – перед отбытием Харон даёт Стелле некий Вечносвет, который и в пилу превращается, и в кирку.
С обитателями островов бывают забавные моменты, которые легко пропустить.
Процесс расстановки построек на корабле так, чтобы они умещались в пределах указанной площади, можно сравнить с головоломкой – у всех зданий разные формы, а важные места, вроде кухни, хочется расположить ближе к палубе, чтобы не бегать туда-сюда. Забавно наблюдать за тем, как при попытке переместить сооружение игра автоматически «связывает» его с находящимся под ним домиком с помощью лестниц. А иногда даже слегка меняет внешний вид, как это происходит с мельницей, которая лишается симпатичной верхушки при присоединении к другой постройке.
Когда инди-разработчики создают такие амбициозные проекты, зачастую что-то идёт не так, какой-то элемент работает неидеально. Тут же придраться практически не к чему. Даже платформинг реализован здорово – персонаж легко управляется, а с использованием его умений трудностей не возникает. Больше всего впечатляет то, что почти каждое связанное с созданием ресурсов действие сопровождается уникальной мини-игрой. Для превращения брёвен в доски передвигаешь пильный диск в соответствии с показанной линией. В кузнице регулируешь температуру ковки, удерживая её на необходимом уровне, который отличается в зависимости от руды.
Полученные ресурсы и материалы можно отдавать торговцу, но лучше зарабатывать деньги продажей найденных сокровищ.
То, что путешествие из одной локации в другую осуществляется на не самом быстром корабле, кажется элементом, способным сильно утомить к концу игры. Однако чем дольше играешь, тем больше появляется развлечений, на которые тратишь свободное время. Здесь есть около сотни кулинарных рецептов – соединяешь разные ингредиенты и ждёшь результат. На корме можно присесть и порыбачить, и улов в разных регионах будет отличаться. Постоянно сажаешь новые семена – либо нашёл их в плывущей в океане коробке, либо у торговца купил. Создаёшь слитки и доски, стрижёшь овец, превращаешь бутылки в обычное стекло…
Милый друг, не скучай
А главное – общаешься с пассажирами. Иногда они хотят есть – одним достаточно простой ягодки, другие же требуют изысканные блюда с кальмарами. Можно игнорировать их пожелания – от голода никто не умрёт, да и сюжет продолжится в любом случае. Но в хорошем настроении они будут приносить какие-нибудь подарки – либо ингредиенты, либо ресурсы, либо безделушки на продажу. А ещё с ними можно в любой момент обниматься – в случае с каждым существом запускается особенная анимация, и это одни из самых милых моментов в игре.
Обнимашки!
А потом с духами приходится прощаться – один за другим они начнут покидать корабль. Решение они примут сами, когда их желания исполнены и они научили героиню всему, что знали. А тебе не хочется отвечать «да» на просьбу отвезти души к вратам – немного оттягиваешь этот момент, чтобы лишний раз с ними побеседовать, но быстро понимаешь, что их всё-таки нужно отпустить. Вы садитесь в лодку, и дух произносит последние слова – такие искренние и часто жизнеутверждающие, что расставаться ещё больнее.
Вернувшись на корабль, чувствуешь лёгкую тоску, а потом пробегаешь мимо домов исчезнувших духов или мимо их любимых построек (у всех есть хобби – кто-то за ткацким станком часто стоит, кто-то слитки создаёт) и горюешь ещё больше. Даже спустя 20 часов я вспоминал о рано покинувших корабль существах, когда готовил на кухне их любимые блюда или переставлял домики на чертёжном столе. Путешествия, во время которых диалоги особенно интересны, тоже прочно врезались в память. Но главное – то, что духи оставили после себя, и без их последних желаний Стелле пришлось бы куда тоскливее.
Не все пассажиры выбирают выражения.
Жизнь продолжается
Но не подумайте, что в Spiritfarer нужно лишь грустить, – в основном это позитивная игра с яркими красками. Со всеми духами связана мини-игра, которая запускается при попадании корабля в определённые области на карте. Если наткнулись на участок с грозой, будете бегать по всему кораблю и ловить молнии. Или повстречаете вереницы летающих медуз, которых надо коснуться для получения валюты и редких ресурсов. Круче всего выглядят звездопады – от эффектов глаз не оторвать, да и музыка во время них восхитительна. Под конец прохождения эти мини-игры могут поднадоесть, но от них всегда можно отказаться, если необходимости в ресурсах нет.
Никаких таймеров нет, расписания сезонов тоже – делайте что хотите и когда хотите. Вы сами решаете, куда сегодня поплыть, какие материалы собрать, что создать на чертёжном столе, с кем наладить отношения и чьи задания выполнить. На карте около каждой посещённой локации есть список доступных там материалов, духов и спрятанных сундуков, так что распланировать свой день очень легко. Корабль плывёт к месту назначения самостоятельно, но глубокой ночью останавливается до рассвета – либо идите спать, либо занимайтесь делами на самом судне.
В этих мини-играх расположение зданий становится особенно важно, хотя можно и не заморачиваться по этому поводу.
Чтобы ускорить некоторые процессы, можно проходить игру в локальном кооперативе. В таком случае второй пользователь берёт на себя роль кота Нарцисса, с которым Стелла никогда не расстаётся даже при прохождении в одиночку. Удивительно, но и этот элемент разработчики смогли сделать качественно – кот умеет то же, что и главная героиня (разве что с пассажирами не разговаривает), а потому можно разделить обязанности и заниматься любимыми делами, завершая суточный план в два раза быстрее. Но при игре соло нехватку напарника не ощущаешь ни разу.
Игровой процесс увлекает прежде всего тем, что здесь постоянно есть чем заняться. Всегда есть задания, всегда есть неизученные острова, долгое время многие сооружения на корабле или не построены, или не обставлены. Да и сам корабль нуждается в улучшениях, в том числе в увеличении скорости. Частично неугасающий интерес к игре связан с чудесной графикой – окрашенное в тёплые тона окружение делает атмосферу уютнее, персонажи очаровательны, а лучи солнца, пробивающиеся сквозь лестницы и щели между постройками, завораживают.
Красивых локаций тут полно, но лучше их увидеть самому.
Spiritfarer – прекрасное приключение, уникальная смесь жанров, в которой каждый элемент сделан на высоком уровне. Расставаться с друзьями всегда грустно, особенно когда провёл с ними много времени и в голове засели воспоминания о ярких моментах. Игра здорово передаёт эти ощущения, заворачивая их в набор интересных геймплейных механик, которые не дают заскучать и побуждают исследовать каждый уголок. Жаль, после титров с ней тоже приходится прощаться.
Плюсы: красивая история о смерти и прощании с друзьями; очаровательные персонажи, которым симпатизируешь и у каждого из которых своё прошлое; взятые из разных жанров механики мастерски сочетаются; простенькие мини-игры делают процесс получения ресурсов веселее; постоянное появление новых задач и развлечений; симпатичный визуальный стиль; отлично реализованный локальный кооператив.
Минусы: слишком незначительны, чтобы их упоминать.
Спустя еще несколько часов, удалил эту отрыжку SJW. Читать невозможно. Почти все либо нетрадиционной ориентации, либо трансгендеры, а еще героиня черная. Меру-то надо знать. И в целом ни одной интересной истории за это время, даже с первым «отправленным» духом.
Так я и не говорю что у меня нет пк)) я просто в него не играю. я консольщик и трофихантер и этим все сказано. Но один фиг в данном случае сони прифигели хотя я уже и привык к их ценникам давно.