Русские RPG в последнее время на подъёме. Pathfinder: Kingmaker, Grimshade, Atom RPG, Ash of Gods: Redemption, грядущая Encased — это неидеальные игры, но в целом по-своему интересные, увлекательные и местами почти что на уровне мировых стандартов. Однако и сейчас выходят вещи, которые словно возвращают нас (а точнее, макают лицом) в прошлое, во времена «Князя», «Талисмана» и первого «Златогорья». Речь, например, про Bogatyr от двух чрезмерно весёлых русских разработчиков, скрывающихся под вывеской студии The Bratans.
https://www.youtube.com/watch?v=0R1B0JIeIZA
Богатырь, мухоморы и Змей Горыныч
Нетрудно догадаться, что в игре Bogatyr мы выступаем в роли богатыря. Десять лет он вместе с князем Всеволодом воевал с басурманами на южных границах, а теперь вернулся в родные края и обнаружил, что они страдают от нашествия странных упырей. Родную деревню сожгли, жену убили, и у неё обнаружился малолетний сын, явно прижитый супругой от другого. Именно любовь и женщины нашего богатыря, как в итоге выяснится, стали виной всех этих бедствий.
Но на протяжении первых часов трёх мы будем разбираться в причинах нашествия болотных монстров, искать сведения о других участниках похода князя Всеволода, помогать местным освобождать крепости и нанимать туда ополчение, чинить телеги, носить топоры крестьянам, освобождать от монстров места захоронения, прогонять кочевников (за которых вступится осевший в этих краях и почти обрусевший басурманин) и возвращать домой сбежавших овец.
И, конечно, не обошлось без фольклора — будут и сражение с избушкой на курьих ножках, и встреча со Змеем Горынычем. Бонусом идёт возможность употреблять мухоморы, чтобы разговаривать с животными, с колодцем и с живым дубом, который только в таком, изменённом состоянии пропустит нас в Дремучий Лес.
Не богатырский выбор
В общем, обязательную русскую народную программу с примесью скоморошества авторы худо-бедно выполнили. И даже добавили кое-где нелинейности. Помогли найти сбежавшую овцу — теперь вам выдадут лошадей для ополчения. А если не помогли, то ищите их в другом месте. Но в основном выбор возникает уже в самом финале.
Бой со Змеем Горынычем очень сложный.
Самой интересной мне показалась линия с поисками остатков дружины князя Всеволода и с попытками разобраться, как его место занял младший брат Всеслав — с ним явно что-то нечисто. Раскрыть это дело до конца мне так и не удалось, и в финале мне сообщили, что Всеслав так и остался княжить в этих землях. Было несколько обидно, но переигрывать я не стал, так как хорошо знал, где и почему эта квестовая линия застопорилась.
Богатырь и баги
Дело в том, что в игре множество багов и постоянно ломаются скрипты, связанные как раз с заданиями, — чаще всего активные персонажи и точки отказываются признавать себя активными. И приходится или ждать, или перегружать игру, или идти дальше, надеясь, что при следующем запуске всё наладится. После перезагрузки (а сохраняться можно только у деревянных крестов) выполненные квесты иногда снова считаются активными, враги возрождаются, хаотично исчезают и появляются метки на карте — царит постоянная путаница.
Ну и в целом с технической точки зрения Bogatyr выглядит как откровенный треш — частые вылеты во время диалогов (в итоге я вообще боялся лишний раз с кем-то говорить!), кошмарная анимация, страшные деревья и трава, типовые, лишённые деталей избы. А издевательское управление превращает сражения в мини-игру «Попади курсором во врага».
Сначала придётся узнать, как лучше общаться с драконом.
Сколько к силушке богатырской?
Наконец, как RPG Bogatyr в лучшем случае вызывает недоумение. С получением уровней герой вроде как становится сильнее и открывает новые активные умения — крик, обездвиживающий врагов, взрыв молний по площади, призыв хряка-камикадзе, бегущего к противникам, чтобы с визгом взорваться. Но умения быстро заканчиваются (их всего пять), и потом наш богатырь резво набирает уровни (даже убив пару врагов), но что там у него прокачивается — неизвестно. Никакого экрана с характеристиками я не нашёл.
Более-менее осязаемые вещи, влияющие на героическую мощь, — это новые оружие и щиты, которые мы или находим, или получаем в награду за квесты. Но и тех всего три-четыре вида на всё прохождение. Торговля, крафт, сбор лута с тел поверженных врагов — ничего этого сюда не завезли. Да и это едва ли спасло бы игру с таким уровнем технического исполнения.
Это богатырь под действием мухомора.
Двое членов студии The Bratans — ребята весёлые. До игры про богатыря, поедающего мухоморы, они выпустили такую же страшненькую и забагованную Dungeons & Geese — «платформер в жанре экзистенциального детектива», прохождение которого, как уверяли авторы, «доказанно повышает аутентичность экзистирования на 42 %». Там мы играли за геев, пытающихся найти для продажи в Новом Свете «партию изыскайннейших дилдо».
Вот и сейчас разработчики шутят, записывают весёлые обращения и уверяют, что выход патча для Bogatyr задержался потому, что один из них находился в Ираке — видимо, с официальным визитом. Позиция понятная: «Мы не хотим признаваться, что разработчики из нас никакие, поэтому оборачиваем наши грехи в шутку и косим под дурачков». Однако они просят за игру реальные (пусть и небольшие) деньги, поэтому и оценивать Bogatyr приходится на полном серьёзе и без шуток.
Плюсы: более-менее ощущается славянский колорит, в том числе благодаря музыке; есть элементы нелинейности в сюжете; можно есть мухоморы и общаться со Змеем Горынычем.
Минусы: никакая ролевая система; скучные бои; примитивные по большей части квесты; ужасная техническая реализация; кошмарное управление; страшненькая картинка.