Сами авторы называют Elderborn фэнтезийным слэшером от первого лица в стиле хеви-метал, но люди понимающие сразу окрестили игру смесью из Dark Messiah of Might and Magic, Dark Souls, Heretic и «Конана». Схожего действительно много, но главное, что генетические эксперименты разработчиков из Hyperstrange, трудившихся над игрой пять лет, в целом удались.
https://www.youtube.com/watch?v=RpqJRPdq2Ww
Месси? Нет, я мессия!
Итак, мы переносимся в эру варварских племён, в мир, который хоть и не называется Хайборией, но где всё так и дышит атмосферой книг о Конане-варваре. В роли полуголого накачанного героя или героини мы хватаем меч и бежим сражаться с монстрами Золотой армии, идущей из обречённого города — именно там по сюжету нам предстоит раскрыть древние тайны и обрести свою судьбу.
Программа развлечений во время этого долгого путешествия определена заранее и практически не меняется. С видом от первого лица, используя разное холодное оружие, мы рубим монстров, нажимаем рычаги, чтобы что-нибудь где-нибудь открылось, да ищем ключи от дверей. Периодически встречаются ловушки, где тестируется не ум, а наша реакция — зачастую стоит взять очередной важный ключ, как в героя сначала вылетают стрелы из стены, а следом к нему с рёвом бегут монстры. Ну и большие, злые боссы тоже на месте, естественно.
Счастливого полёта!
Важна реакция и в самих сражениях. Elderborn — не бездумный слэшер, особенно поначалу, когда мы ещё не так сильны, а в руках вместо огромного «черепокрушителя» лишь обычный меч. Тут каждая драка с одним-двумя врагами может сильно пошатнуть героическое здоровье и даже стоить ему жизни. Нужно вовремя ставить блок, уклоняться, используя мгновенное ускорение, точно выбирать время для атаки, чередовать лёгкие и усиленные удары.
Большим подспорьем становится ещё один хитрый приём, который всем нам так нравился в Dark Messiah of Might and Magic, — спартанский пинок, отправляющий врага в последний полёт с большой высоты. Или как минимум отталкивающий и позволяющий вывести его из равновесия, что особенно важно в драках против щитоносцев — так они раскрываются и подставляют спину под удары.
Авторы, зная, как игрокам нравится эта «фишка», кажется, специально сделали почти что «вертикальный слэшер» — в Elderborn очень часто приходится карабкаться куда-то и драться на большой высоте, где вражьи задницы так и просят хорошего пенделя.
Чем дальше, тем больше врагов нападают на нас одновременно.
Каждому — по оружию!
Впрочем, основным фактором успеха всё-таки становятся холодное оружие и прокачка персонажа. Новые колюще-режущие и рубящие предметы открываются по мере прохождения. Меч, копьё, тяжёлый молот, лёгкие серповидные кинжалы — арсенал знакомый. Позже появляются и более навороченные игрушки, вроде огромного двуручника, вырванного из рук первого босса, или вышеупомянутого череполома.
Так вот, у каждого клинка свои характеристики и особенности. Понятно, что огромный молот может лихо сносить сразу нескольких врагов, игнорируя даже блок. Но и прервать такой удар легче. Копьё быстро бьёт и очень полезно, если нужно удерживать противника на расстоянии. А если с ним вовремя парировать (ставить блок, понятно, нельзя), то можно провести очень эффектную контратаку. Ну и так далее. По мере использования каждое оружие прокачивается, что даёт бонус к урону.
То есть теоретически нужно выбирать стиль прохождения, ориентируясь только на один вид оружия, но на деле в зависимости от ситуации всё равно приходится чередовать: по цифрам урона видно, что одни враги могут получать больше ранений от меча, а другие — от того же копья. Да и новые образцы зачастую мощнее предыдущих. К слову, некоторые виды оружия полезны не только в драках — с помощью молота, например, можно разрушать слабые стены, скрывающие тайники.
Фонтаны вместе костров
Что же касается прокачки, то тут всё просто — и, естественно, с нотками Dark Souls. Из поверженных врагов выпадают души, их же мы находим в тайниках и вазах. Это эквивалент опыта, который можно потратить у активированных фонтанов. Эти фонтаны и прогресс сохранят, и героические раны излечат. Правда, если полностью восстановить здоровье, то враги возродятся. Естественно, после гибели накопленные души теряются, но у нас есть одна попытка вернуть их. А вот «Эстус» в Elderborn работает по другому — в бою мы накапливаем энергию, она заполняет ячейки, а их уже можно тратить на быстрое лечение.
Против скорпионов копьё — в самый раз!
Ролевая система позволяет прокачивать три параметра — силу, скорость и живучесть. В каждой ветке доступны спецумения, для открытия которых нужно вложиться в этот параметр определённое количество раз. Так, в ветке силы вы можете разучить навык, позволяющий отрывать головы поверженных врагов и кидаться ими — такая брутальная замена луку или арбалету. А в ветке живучести есть умение, способное буквально вытащить героя с того света — оно с определённым шансом срабатывает при получении смертельного урона и замедляет время, в течение которого нужно успеть укокошить противника, чтобы вернуться в игру.
Круто, но неидеально
Играется всё в целом бодренько — и под заявленный хеви-метал (который тут звучит не всегда), и без него. Elderborn и выглядит, и звучит, и ощущается как крутой фэнтези-боевик. Да, сложность тут не «соулсовская» (а я играл на «харде»), особенно когда получаешь возможность широкими взмахами молота мочить врагов, игнорируя их защиту. Но это, повторю, и далеко не простенькое рубилово — в драках со многими противниками без знания таймингов и умения вовремя парировать/ставить блок приходится нелегко. В общем, тут авторы нащупали хороший баланс между страданием и развлечением.
Вот только периодически смущает однообразие процесса. Нас долго маринуют в катакомбах первой главы, где через какое-то время начинает казаться, что ты ходишь по кругу и всё время истребляешь одни и те же три вида скелетов — простых, с луком и с мечом. Поэтому, когда нас наконец выпускают на более-менее открытые пространства, буквально кожей ощущаешь желание вдохнуть свежего воздуха.
Учитывая, что игра достаточно длинная, возможно, для разнообразия не помешали бы более заковыристые головоломки, живописные локации, больше умений, необычных механик или видов оружия. С другой стороны, варвары, брутальность, динамика, экшн…Ну какие тут красоты и головоломки!
Иногда также ощущаются проблемы с регистрацией ударов. У врагов, бывает, они засчитываются нечестно — даже если неприятель стоит к вам спиной, точнее, вы резко зашли ему за спину, увернувшись от атаки.
Руки, мечи, щиты? Главное — ноги!
В общем, игра получилась не без огрехов, но они не слишком значительны на фоне того простого факта, что Elderborn — это действительно очень бодрый, мрачный и атмосферный фэнтези-слэшер в духе вселенной «Конана». Оторваться от игры очень сложно. Всем поклонникам Dark Messiah of Might and Magic, Dark Souls и творчества Роберта Говарда (Robert E. Howard) строго рекомендуется.
Плюсы: бодрый и увлекательный геймплей, сочетающий непростые бои, прокачку и исследование; интересные враги, которые используют разные тактики; мрачно-брутальная атмосфера; отличное аудиовизуальное исполнение.
Минусы: местами игра становится слишком однообразной; простенькая ролевая система; есть проблемы с нечестной регистрацией ударов.
Тут каждая драка с одним-двумя врагами может сильно пошатнуть героическое здоровье и даже стоить ему жизни Даже жаль здоровье становиться, умрет совсем молодым
Ну, игра не особо долгая — за 6 часов можно пройти. А однообразие не всегда минус, мне например игры, где геймплей постоянно меняется и где напичкана куча нужных и ненужных возможностей, заходят не так сильно, где большая часть геймплея стабильна, но интересна (самый яркий пример — Mad Max 2015 года).