Disco Elysium: The Final Cut: Обзор

Кирилл Волошин 2019-10-28 15:08:41 58
Признаюсь честно — я начал играть в Disco Elysium с дикого похмелья. В голове и в комнате бардак, вокруг разбросанная одежда и пустые бутылки, давит депрессия, интоксикация и воспоминания о былой любви. В зеркало смотреть страшно, да и сил нет. Очень хочется покурить и найти хоть что-то в карманах, но там пусто. Что же, взять жёлтый пакет и пойти собирать бутылки или окурки, как последний бомж? Остаётся только включить ноутбук и запустить игру, а там… Что это? Главный герой, какой-то заросший мужик, просыпается с дикого похмелья в комнате, где повсюду валяются разбросанная одежда и пустые бутылки. Ему плохо, у него депрессия, и он боится протереть, наконец, зеркало, чтобы просто взглянуть на себя…

Теперь вы поняли, почему я сразу решил, что эта игра получит от меня «изюм»? Ответ неправильный: просто это лучшая Planescape: Torment после Planescape: Torment.

https://www.youtube.com/watch?v=UWWA1jnI5N4

Прошлое не забывается?

Сразу видно, что разработчики из эстонской ZA/UM ориентировались именно на гениальную классику 1999 года. И дело не только в том, что ведущий дизайнер и сценарист Disco Elysium, а также писатель, музыкант и критик Роберт Курвиц (Robert Kurvitz) является ярым фанатом настольных игр, за счёт чего DE напоминает модуль по Dungeons & Dragons — с бросками кубика на каждый чих и простынями высокохудожественного текста. Тут есть и прямые параллели.

В Planescape: Torment Безымянный после очередной смерти очнулся в морге совершенно без памяти. Здесь почти моргом для полицейского-алкаша, который поначалу даже не помнит своего имени, стал полуразгромленный номер в отеле, где он три дня бухал после того, как приехал расследовать дело об убийстве. В номере он почти и умер — игра открывается диалогом с собственным подсознанием в полной темноте, явно на границе между жизнью и смертью.

Но наш герой всё-таки очнулся, кое-как пришёл в себя и начал расследование, попутно пытаясь вспомнить всё: кто он, где он, где его пистолет и полицейский жетон? Но помимо таких банальных, бытовых вещей его тяготит и ощущение какой-то тяжёлой потери. Есть даже вариант связаться с коллегами из участка и порасспрашивать о своём прошлом. Но они молчат. В какой-то момент сам герой может найти, увидеть или прочитать что-то — и когда в голове его запульсирует смутно знакомый голос, говорящий о любви, он потеряет сознание и снова окажется там, в полной темноте, на границе между жизнью и смертью, ведя диалог с собственной лимбической системой. И снова очнётся, ничего не соображая, но не в отеле, а в машине, куда его отнёс напарник… Ну как тут не вспомнить Planescape: Torment и отношения между Безымянным и Дейонаррой?

Поговорим обо всём

Да, вся Disco Elysium построена на диалогах, которые написаны как минимум не хуже, чем в Planescape: Torment, — одновременно очень живым, ироничным, метким и литературным языком. Их так много, что даже первые сцены, когда герой просто приходит в себя в номере, пытается одеться, пообщаться с парой персонажей и выйти на улицу, могут занять часа два реального времени. Каждый диалог тут — это первые 6—8 реплик, каждая из которых распадается ещё на 6—8, а те ещё и ещё.
Чтобы освободить активную ячейку мыслей, понадобится потратить драгоценное очко навыков.

Можно говорить о жизни, музыке, книгах, о работе, о том, куда пропал мой пистолет, что я делал вчера, почему меня все боятся и не любят. А можно я займу у вас денег, а то мне нечем платить за номер? Есть и специальный человек, который всегда готов поговорить о философии, о бытии и сознании — это тоже ироничная отсылка сами-знаете-к-какой игре.

А ещё мы постоянно обсуждаем политику. Действие Disco Elysium происходит в условных 70—80-х годах прошлого века, в эпоху диско, в вымышленном городе Ревачол, жители которого когда-то пытались поднять коммунистическое восстание против власти короля-гедониста, сидящего на кокаине. Но оно было подавлено демократической Коалицией. И с тех пор этот портовый город остаётся ареной для столкновения разных политических сил, промышленных компаний, наёмников и бандитов.

Сами понимаете, тем для разговоров хватает. Авторы Disco Elysium придерживаются принципов свободы слова — тут можно на полчаса увязнуть в одном диалоге, рассуждая о либерализме, коммунизме, капитализме, фашизме, расизме, иммиграции и коррупции. Никто герою не запрещает высказывать любые взгляды — поддерживать или осуждать тиранию или демократию, гомосексуализм, порнографию и наркотики, соглашаться или спорить с местным фашистом, вступаться или нет за напарника-азиата, когда на него пытается наезжать один из ура-патриотов, и так далее.

Разнообразие копов в природе

Точно так же никто не мешает вам быть грубым и бесцеремонным или вести себя более корректно. Или пугать/веселить собеседников высокохудожественным бредом про мистику, ад и апокалипсис, называть (и отыгрывать) себя как superstar cop, употребляющего «спиды» и не расстающегося со своим бумбоксом, из которого местная радиостанция плюётся в окружающих мегамиксами. Или быть «бомжекопом», который называет себя мусором, выцыганивает у каждого встречного деньги, берёт взятки и ходит со специальным жёлтым пакетом, куда собирает бутылки. Да, это едва ли не первая в мире RPG, где можно сдавать стеклотару, чтобы заработать немного наличности на оздоровительные пилюли и на ночлег.
Некоторые важные предметы нужно отдельно рассматривать в инвентаре.

А ещё тут можно пообщаться со скамейкой, с собственным блокнотом, с дверью, чтобы убедить её открыться, и даже с почтовым ящиком, который, как собачку, разрешают погладить или пнуть — как тут опять же не вспомнить общение со шкафом из Planescape: Torment?

Все ваши реплики, ответы и ваше поведение влияют на формирование личностного и нравственного портрета героя. Игра постоянно высчитывает очки в таких параметрах, как коммунист, ультралиберал, моралист, фашист, хороший/плохой коп, бесчестный коп, superstar cop, apocalypse cop, вечно извиняющийся или скучный коп. И окружающие, естественно, по-разному реагируют на полубезумного фашиста, мнящего себя полицейским апокалипсиса, и на политкорректного либерала. Игра позволяет сочетать и несочетаемое — у меня, например, упорно получался ультралиберальный коммунист, считающий себя суперзвёздным полицейским. Ну, кто бы сомневался…

Тихо я веду беседу сам с собой

В диалогах также постоянно участвуют внутренние демоны, подсознание, мозги, центральная нервная система и умения персонажа. Более того, на этом во многом и построена игровая механика. Да, Disco Elysium — это ещё и RPG, где с главным героем общаются его же способности и навыки. Всего их 24, они разбиты на четыре группы во главе с интеллектом, психологией, физической формой и моторикой.

Логика, драма, риторика, эмпатия, реакция, выносливость, знания… Одни отвечают за умение убеждать, лгать и подмечать ложь других, другие — за реакцию, координацию, умение управляться с физическими инструментами, держать себя в руках, очаровывать мужчин или женщин, запугивать и давить авторитетом, блефовать и так далее.

И в каждом диалоге те или иные навыки (в зависимости от ситуации) в буквальном смысле говорят с нами, обращаясь напрямую к герою, что-то объясняют, подсказывают («Он явно что-то скрывает, надави на него!») и даже спорят друг с другом.
Здесь день сменяется ночью, а некоторые задания можно выполнить только в определённое время суток.

Одно из умений может подсказать, как получить скидку на бумбокс в местном магазине. А другое выступает в роли этакого демона-искусителя, который периодически призывает выпить алкоголя, найти и принять наркотик, закурить, чтобы получить уникальные силы. «Кто знает, кто ты такой — убийца, монстр, гном из Геромы? Но ты точно чувствуешь себя курильщиком, особенно когда видишь такую соблазнительную пачку сигарет! Разве нет?» С этим связаны даже отдельные квесты.

Детективная RPG

Вероятность того, что такой-то навык заговорит и вставит свои пять копеек, зависит от уровня его развития — на вероятность этого делается бросок кубика. Точно так же в диалогах постоянно идёт проверка на успешность применения подходящей способности. Например, если вы достаточно физически сильны и умеете управляться с инструментами, то наверняка сможете сами открыть мусорный контейнер, а если нет, то общайтесь, просите ключ и ищите другие пути.

При этом, не выходя из диалога, можно открыть панель навыков и вложить свободное очко умений в нужный именно сейчас параметр, чтобы увеличить свои шансы. Опыт мы накапливаем постоянно — за выполнение квестов и даже просто за открытие некоторых реплик. По достижении определённого уровня выдаётся новое очко навыков, и вы вольны тут же использовать его или сохранить на будущее. Также на параметры влияет экипировка.

Конечно же, стартовый разброс параметров мы определяем в самом начале, когда нам разрешают выбрать один из трёх предустановленных архетипов или создать уникального героя. Поэтому каждое прохождение реально может отличаться от другого. Например, в диалоги с моим копом-интеллектуалом чаще всего вступали риторика, драма, логика, открывая несколько другие варианты развития ситуации, чем если бы я играл за физически развитого полицейского или патологического психолога с нестабильной психикой…
С юмором тут всё в порядке — местные бандиты могут убить даже за нарушение кодекса караоке.

Идейный коп

Наконец, на отыгрыш влияют мысли/идеи нашего героя. У него может возникнуть идея, что он феминист, одинокий бомжекоп, расист, которому нужно изучить подробнее услышанную теорию рас. В общем, вариантов множество. Выбираем нужную мысль, закрепляем в ячейке — и через какое-то время она активируется, генерируя постоянный бонус. Так, я открыл возможность получать монеты за клик по каждой зелёной сфере с описанием нового предмета. Правда, мыслей и идей много, а ячеек долгое время доступно лишь три. Только со временем открываются новые, поэтому нужно хорошенько подумать над тем, что закреплять и изучать.

Скандинавский нуар слушает диско

Читая всё это, вы могли подумать, что Disco Elysium — это такой симулятор чтения полубезумной интерактивной книги, интересный исключительно тем маньякам, которые играли ещё в Planescape: Torment. И с тех пор несколько искажённо воспринимают реальность, полагая, что в 2019 году кому-то будет интересно час читать и по-разному перепроходить три с половиной диалога.

Всё так и есть — и без знания английского делать в Disco Elysium нечего. Но надо сказать, что это ещё и увлекательный нуарный детектив, сравнимый больше с северным, скандинавским нуаром, нежели с американским. Причём настолько увлекательный, что мне пришлось отложить просмотр скандинавского же сериала «Модус» — тут реально интереснее. Всё вертится вокруг одного трупа, висящего на дереве практически под окнами номера нашего героя, но, как и в датском «Убийстве», от одного преступления ниточки ведут в разные стороны, затрагивая в том числе высшие, местами даже метафизические сферы.

В дело постепенно втягиваются местные бандиты, корпорации наёмников, промышленные магнаты. Мы со всеми общаемся, проводим допросы, расспросы, ищем и изучаем улики. Да даже первые, казалось бы рутинные, задачи — просто снять труп, идентифицировать его и провести вскрытие — превращаются в многочасовое расследование.
Художники ZA/UM тоже постарались на славу.

Танцор диско

При этом боевой системы как таковой в Disco Elysium вообще нет. Если вы хотите кому-то вломить или, например, точным выстрелом сбить тело, висящее на дереве, то на это в рамках диалогов будут проводиться проверки соответствующих навыков. В случае неудачи можем потерять очко здоровья. Но сражения в данном случае и не нужны — слишком уж увлекательное чтение получается.

События, квесты и поручения накапливаются как снежный ком — вот уже нас просят разобраться с местным наркотрафиком, найти соратников жертвы, поговорить с изнасилованной (вроде бы) танцовщицей и даже выяснить, что за проклятие скрывается за тайной дверью в местной книжной лавке. «А вдруг в деле всё же замешана мрачная сексуальная мистика? Попробуй убедить в этом своего напарника», — шепчет на ухо одно из умений. «Или ты сам убийца?» — лукаво спрашивает другое.

Герой то блюёт и собирает бутылки, то острит, поёт в караоке и бредит что-то про диско, то общается за жизнь и философию с важными шишками, попутно решая, брать у них взятки или нет. А в это время в башке не прекращаются внутренние диалоги — мол, спроси у той женщины, вдруг у неё муж пропал или курица, у всех же кто-то пропадает.

А по ночам наш детектив путешествует по собственным кошмарам. Копов при этом никто не любит, и даже дети их называют свиньями. От всего этого кругом идёт голова, и в какой-то ситуации мы действительно можем потерять очки моральной устойчивости — если под рукой нет соответствующих таблеток или наркотиков, то герой вырубится. Или слетит с катушек и вовсе уволится из полиции — игра в этом случае закончится.
Провальные проверки навыков закрывают соответствующие реплики в диалогах.

Рефлексия и сомнения: «Ты всё-таки решил поставить „изюм“ игре, в которую в России почти никто играть не будет?! Ведь отсутствие русской локализации — очень важный минус. Где твой инстинкт самосохранения?» Логика: «Ну, если игра настолько хороша, как он пишет, то наверняка найдутся энтузиасты, которые сделают фанатский русский перевод». Цинизм и сарказм: «Ага, и будут они ваять его года два. Проще за это время английский выучить…» Истерика: «Да какой там инстинкт самосохранения? Он вообще, кажется, решил сказать, что Disco Elysium — лучшая RPG года. Лучшая, вы понимаете? То есть лучше, чем The Outer Worlds. Да ещё и принял читателей за клуб анонимных алкоголиков, признавшись, что начал играть с похмелья. Всё, это фиаско, братаны, пакуем вещи». Драма: «Нет, просто он у нас настоящий экспрессионист. И так решил подчеркнуть, какие сильные эмоции игра вызывает и насколько мощным и в то же время реалистичным получился образ главного героя». Зависимости: «Да, он у нас эмоционально зависимый. И вообще зависимый. Хозяин, не забудь ещё сказать, как тебе нравится курить, просто слушая этот шикарный обволакивающий джаз из игры, смешанный с морским прибоем и криками чаек».

Кстати, надо бы сходить купить новую пачку сигарет. А ещё — обратиться напрямую к главреду, так оно вернее будет. Проверка пройдена: Кунгуров, зря я тогда сказал, что круче или хотя бы наравне с Planescape: Torment игры не было и не будет, — она уже есть… Всё, я за сигаретами.

Плюсы: увлекательнейший сюжет; колоритный герой; высочайшее качество текста; уникальная ролевая система, позволяющая по-разному отыгрывать роли и выполнять задания; шикарное сочетание юмора, нуара и мистики; качественная картинка; бесконечно прекрасная музыка.

Минусы: нет официального русского перевода.

Другие новости

Комментарии

«Обзор» от свиньи, живущей, судя по описанию, в хлеву и делающей ввывод, что вместо того, чтобы прибраться нужно запустить графоманский шлак и поставить ему «изюм» только потому, что опенинг напомнил ему собственный свинарник, высокопарно именуемый жизнью. Мнение алкаша, не умеющего излагать мысль и влачащего жалкое существование, должно заинтересовать? Где логика? Или оно расчитано на неокрепший мозг школьника?
название откровенно дурацкое
Большое спасибо за столь душевный обзор.
Не слышал про эту игру до недавнего времени, но если настолько яркие сравнения с P:T, множество диалогов и умный, качественно прописанный вариативный сюжет, то действительно надо попробовать. Надеюсь, данное чтиво придётся по вкусу не только любителям детективов и нуара с рефлексией.
Спасибо за обзор!!!

Всё в игре отлично, кроме названия.
Последний раз я так «The Sexy Brutale» чуть не пропустил, тоже из-за тупого названия =/
А в Stygian меньше текста?
Все комментарии