Коллектив Playtonic Games почти полностью состоит из бывших сотрудников студии Rare, которая когда-то один за другим выпускала хиты, ставшие классикой. Судя по всему, задача этих разработчиков — дарить игрокам путёвки в прошлое, предлагая геймплей из 90-х в современной оболочке. Их дебютное творение, Yooka-Laylee (название не просто так напоминает Banjo-Kazooie), восторгов не вызвало — как мы писали в рецензии, свежих идей в нём нашлось не так уж много, хоть приключение и получилось ярким и весёлым. А вот к Yooka-Laylee and the Impossible Lair придраться трудно — это один из лучших платформеров этого года, а то и вовсе последних лет.
https://www.youtube.com/watch?v=ANKmZRksgS8
Раньше было лучше
Источниками вдохновения на сей раз стали игры, существовавшие ещё до Banjo-Kazooie, — Donkey Kong Country и старенькие The Legend of Zelda. Вместо трёхмерного путешествия мы получили смесь псевдотрёхмерного платформера и приключения с видом сверху на крупной локации, через которую герои попадают на новые уровни. Хотя в некоторых играх постоянное чередование жанров может утомлять, здесь такая проблема не возникает — обе составляющие выполнены на высоком (а иногда и на очень высоком) уровне.
По сюжету извечный противник Юки и Лэйли по имени Капитал Би остался после концовки первой части в королевстве Стингдом и создал устройство, способное контролировать разум пчёл. Целый вид насекомых оказался под угрозой, а солдаты пчелиного батальона (который тут называют beettalion — без каламбуров не обойтись) были порабощены злодеем и спрятаны в разных уголках мира, откуда никак не могут выбраться без помощи главных героев. На этом сюжет можно считать законченным: вы посещаете несколько десятков уровней, спасаете несчастных пчёл, число на счётчике постепенно увеличивается, а потом можно отправляться и побеждать Капитала Би ради просмотра финала.
Хотя сразиться с антагонистом позволяют сразу же, ещё до попадания в открытый мир. Во вступлении Юка и Лэйли пытаются дать отпор этой толстой пчеле в деловом костюме, но терпят поражение — слишком уж она сильна. После этого можно вернуться в ту же локацию и начистить ей морду, вот только битва длится очень долго, опасностей огромное количество, а погибают персонажи от пары попаданий.
Чтобы защитить себя, необходимо спасать тех самых солдат — каждый найденный боец добавляет одну жизнь, а всего их здесь 48. Очевидно, когда у тебя почти полсотни прав на ошибку, одолеть можно кого угодно, поэтому логичнее всего сначала завершить все остальные дела, а уже потом отправляться к боссу. Это позволяют сделать и после 10, и после 20 найденных пчёл — если хотите помучиться, никто не мешает. Однако, как только начинаешь знакомиться со здешним миром и изучаешь локации, желания закончить прохождение как можно скорее не возникает.
Второстепенные персонажи встречаются в открытом мире и нередко просят о помощи.
Возвращение домой
Многие элементы первой Yooka-Laylee были перенесены в новую игру. Уровни запускаются с помощью больших книг, среди коллекционных предметов есть пёрышки (валюта) и тоники (о них ниже), а на пути встречаются старые знакомые вроде девушки-осьминога-учёного в скафандре, говорящего автомата Венди и жадного до денег Траузера. Попадаются и странички, способные повлиять на окружение: изменить высоту платформ, убрать мешающие препятствия или иным образом помочь продвинуться по сюжету. Для этого они предлагают принять участие в испытаниях, которые получились совсем уж лёгкими — вас лишь просят уничтожить нескольких противников, что не очень-то трудно даже с учётом опасностей. Но идеи в этих эпизодах используются разные, что похвально.
В исследовании мира тоже нет ничего сложного, но изучать его жутко увлекательно: искать потайные проходы, залезать в невидимые области, высматривать секреты и добираться до труднодоступных мест. Какие-то пещеры закрыты каменными плитами, для разрушения которых требуется бросить в них бомбу, и ты начинаешь думать, где её найти и как успеть донести. Танцующие таблички за небольшую плату подсказывают, где искать спрятанные вещи, но точные координаты не дают — лишь описания. А лежащие то тут, то там тоники явно намекают на то, что до них как-то можно добраться, хоть путь к ним и не всегда очевиден.
Прыжки и перекаты
Однако всё это — лишь половина Yooka-Laylee and the Impossible Lair. В остальное время вы посещаете два десятка уникальных уровней, впечатляющих разнообразием используемых механик. То прыжки с верёвки на верёвку, то переключающиеся ленты, везущие в разные стороны, то поднимающиеся или опускающиеся платформы, которые активируются, только если персонажи стоят на них. Противники часто повторяются, но сражения — последнее, что здесь интересует. Куда важнее дизайн локаций, радующий отличными задумками на каждом шагу.
Разработчики немного схитрили и вместо целой охапки разных уровней сделали два десятка локаций, которые можно менять через открытый мир. Если книжка расположена в воде, то в этой локации будут встречаться фонтаны. А когда вы бросите в книгу замораживающую бомбу, тот же уровень преобразится — всё на нём превратится в ледышки. Непростой эпизод на фабрике, где полно движущихся платформ и шипастых препятствий, станет совсем иным, когда второстепенный персонаж прольёт на книжку мёд. Даже новая механика появится — герой сможет прыгать по стене и добираться таким образом до верха, а механизмы при этом перестанут функционировать.
Некоторые враги требуют особого подхода — собак, к примеру, можно устранять только со спины.
Детский восторг
Такими необычными «фишками» игра и цепляет, а подогревают интерес коллекционные предметы. Конечно, можно носиться от одного конца локации к другому и всё пропускать, однако здесь всегда полно секретов, которые хорошо спрятаны, а монетки и вовсе необходимы для прохождения (но не все). Коробки, легко разрушающиеся при перекате, нередко расположены на своих местах не просто так — стоит попробовать запрыгнуть на них, как там отыщутся ещё один коридор или залежи перьев. Бывают секретные выходы, ведущие к заточённой пчеле, а удачный прыжок на голову противника может позволить добраться до недостижимой иначе платформы.
Забавляет и возможность активировать бонусные испытания, за которые дадут дополнительные перья. Если видите цветное перо, то при взаимодействии с ним оно может улететь, оставив за собой шлейф, по которому можно проследовать для получения ценной валюты. Или из него будут сыпаться десятки перьев — успевай ловить, пока не исчезли. Когда вокруг постоянно появляются противники, а опасные преграды могут отнять жизнь, пробегать мимо таких развлечений всё равно не хочется — лучше попробовать, в случае чего просто возродишься на контрольной точке, а их тут полно.
Хотя спасение пчёл дарует игроку бонусные жизни в сражении с боссом, на обычных уровнях эта механика не работает — право на ошибку у вас лишь одно. При ранении Юки сопровождающая его летучая мышь пугается и начинает носиться по локации, улетая спустя несколько секунд, — если не успели её схватить, лишитесь напарника. А без него невозможно использовать некоторые способности, в том числе совместный удар по земле и разворот в воздухе. Вернуть Лэйли можно только при взаимодействии со специальными колокольчиками и при возрождении после гибели Юки, но велика вероятность, что во время поисков вы пропустите некоторые коллекционные предметы.
Непростые моменты встречаются, особенно если охотиться за монетками, но ничего невозможного нет.
Благодаря прекрасному дизайну уровней и тому, какой яркой и жизнерадостной получилась Yooka-Laylee and the Impossible Lair, она с первых же минут захватывает и не отпускает. Идея с «игрой внутри игры» реализована просто чудесно — делать перерывы между платформенными эпизодами и исследовать мир, как в двухмерных «Зельдах», не надоедает, и каждый раз интересно, каким образом очередную книжку можно «испортить», чтобы уровень внутри неё трансформировался. Да и шутки здесь забавные — на пути будут встречаться герои, нуждающиеся в помощи и открывающие доступ к новым зонам, и связанные с ними истории не раз вызовут улыбку.
А чтобы сделать прохождение ещё более разнообразным, можно использовать тоники, вернувшиеся в игру из прошлой части. Какие-то влияют на внешний вид и окрашивают всё в чёрно-белый цвет, меняют разрешение или модифицируют персонажей. Другие более полезны и упрощают прохождение — к примеру, при приближении к секретам вы будете слышать звуки, либо после гибели Юки собранные монетки не будут исчезать до достижения контрольной точки. С последними тониками количество собранных перьев будет уменьшатся, поэтому лучше ими не злоупотреблять.
Если выполнить испытание, связанное с цветным пёрышком, за это подарят бонусную валюту.
То, что над Yooka-Laylee and the Impossible Lair работали авторы трилогии Donkey Kong Country, сразу бросается в глаза — игру создавали мастера своего дела, не растерявшие таланта. Возможно, в ней нет серьёзных инноваций, двигающих жанр вперёд. Но даже такие платформеры появляются очень редко, особенно если не учитывать релизы для Nintendo Switch, которая есть далеко не у всех. Здесь столько разнообразия, так много интересных идей и так мало скучных или кажущихся лишними эпизодов, что от начала до конца лишь получаешь огромное удовольствие и с нетерпением ожидаешь, какие сюрпризы ждут тебя на следующем уровне.
Плюсы: необычная смесь платформера и путешествия с лёгкими головоломками и кучей секретов; несколько десятков разнообразных уровней — даже «ремиксы» играются свежо благодаря новым механикам; яркая картинка, поднимающая настроение; весёлая атмосфера; отличная музыка.
Минусы: пазлы и испытания в открытом мире порой чересчур просты; озвучивание не изменилось со времён первой части и по-прежнему может вызывать дискомфорт.
Вот именно таких игр мне не хватает на ПК. Celeste, Super Meat Boy, Ori and the Blind Forest уже заиграны до дыр, а тут такой подгон. Я уже успел и забыть об этой игре. Как то очень тихо прошёл релиз, так что спасибо за отличный обзор. =)