Для людей, лишь понаслышке знакомых с мифами Ктулху, словосочетание «RPG по Лавкрафту» ассоциируется в основном с драками против Древних, их приспешников из числа рыбоголовых жителей Иннсмута и прочих безумных культистов. Сражаемся, прокачиваемся, что-нибудь, естественно, расследуем и периодически видим мерзкие кошмары. В Stygian: Reign of the Old Ones так всё, в общем-то, и происходит. С той лишь разницей, что драк тут лучше вообще избегать, а боремся мы скорее с собственным безумием, пытаясь хоть на какое-то время отдалить тот момент, когда рассудок нас покинет…
https://www.youtube.com/watch?v=TIf2coOset8
Цвет настроения — бледный
Действие игры разворачивается в вымышленном городе Аркхем, который после Чёрного дня оказался зажат между разными измерениями. Всё очень плохо — близится неизбежный конец света. Люди влачат жалкое существование, поэтому настроение у всех, мягко говоря, не очень.
В городе всем заправляют гангстеры и культисты, которые с одинаковой жестокостью могут убивать людей у всех на глазах прямо на улице — или в воспитательных целях выставить на всеобщее обозрение обезглавленный труп с поучительной табличкой. В некогда фешенебельном отеле все пьют и развратничают, в бывшем банке обитают психи, на складе — здоровенные гули. Также на улицах орудует Аркхемский потрошитель, жестоко изрубающий людей на куски.
Всё это сопровождается болезненно-жёлтой картинкой и тревожными звуками, шорохами и криками. И в то же время здесь часто играет джаз, люди преимущественно говорят на отличном литературном языке, в магазинах продаются книги Ницше и Шопенгауэра. А описание любой активной точки выглядят примерно так: «Стоявшее в разгромленном фойе в качестве скромного декоративного элемента интерьера, это сгнившее комнатное растение удачно подчёркивало окружающий его хаос».
То есть едва ли не главное, что удалось авторам Stygian, — это очень точно передать беспросветную и в то же время интеллектуальную атмосферу произведений Лавкрафта. Который, кстати, и сам иногда является нам во снах — пусть и под другим именем.
Ваш персонаж тоже может неожиданно выкрикивать такие безумные реплики, если находится в нестабильном психическом состоянии.
Чёрный человек
Атмосфера эта, впрочем, соткана не только из безумия, декаданса и депрессии, но также из надежды, пусть и совсем слабенькой. Именно она заставляет главного героя (или героиню) пуститься по следу загадочного Чёрного Гостя, который являлся накануне катастрофы и вроде бы что-то знал о грядущем. Кто он, что он, знает ли какие-то ответы, — долгое время мы находимся в неведении, отыскивая лишь странные стихи и статуэтки, а также встречая людей, утверждающих, что они тоже видели Чёрного Гостя.
Некоторые из тех, кто даёт такую надежду, оказываются лишь оболочкой из мёртвой плоти, под которой скрывается инопланетное чудище, жаждущее заполучить наши мозги (буквально, в баночке) и отправиться с ними к звёздам, в бесконечность чёрного космоса.
Также в процессе прохождения сюжета мы можем встретить полицейского, жаждущего отомстить за убитую прямо на улице лошадь (явная отсылка к Ницше); пообщаться с безутешной вдовой алкоголика, которая хочет уничтожить подконтрольную гангстерам винокурню; попытаться помочь фокуснику, чью ассистентку прямо на сцене зарезали бандиты; ответить на приглашение импозантного дворецкого и перенестись в Страну снов, чтобы попытаться пробудить его госпожу, Спящую Баронессу. В общем, работа явно не для посетителей курсов «Как выйти из депрессии»…
Безумие отчаяния
Эти и другие ситуации, основные и побочные квесты практически всегда можно разрешать разными способами — силой, хитростью, умом и так далее. Наиболее невыгодным является агрессия. Вы можете, например, отравить всех гангстеров на вышеупомянутой винокурне или перебить деревню индейцев в окрестностях Аркхема, чтобы получить нужную информацию. Но эти и подобные действия увеличивают так называемый уровень отчаяния. А с каждым таким уровнем приходится выбирать какой-нибудь недостаток, который отныне будет постоянно действовать на персонажа.
Поэтому лучше не отравить гангстеров на той же винокурне, а разобраться с ситуацией, используя другие навыки и знания. Да и индейцев можно вообще не трогать, а нужную информацию получить, выполнив совершенно другой и совсем не связанный со сражениями квест. Правда, в этом случае будет жестоко убит невиновный человек, но это вроде как уже не наша вина — хотя неприятный осадок останется.
Только в сновидениях появляются яркие краски и необычные загадки.
Негативное воздействие навыков отчаяния в основном сводится к тому, что персонаж быстрее теряет очки рассудка. А они в Stygian: Reign of the Old Ones очень важны — местами даже важнее очков здоровья. Потому что если сражений можно и нужно избегать (хотя есть и те, которых не миновать), то терять рассудок в игре по Лавкрафту, где ваш собеседник внезапно сбрасывает кожу и оказывается инопланетным монстром, вы будете постоянно. Увидели что-то ужасное, пережили страшный сон, попали в слишком тёмное помещение, стали свидетелем того, как в бою тяжело ранили или убили компаньона (а они тут все смертны) — и рассудок падает. А когда опустится до нуля, ваш персонаж окончательно окунётся в туман безумия, и игра закончится.
В любом случае психических проблем в Stygian не избежать. И все они дают разные эффекты — как положительные, так и отрицательные. Например, психопатия увеличивает шанс критического урона, но с каждым убийством в таком состоянии мы ещё больше теряем рассудок. То есть механика безумия прямо вплетена в геймплей, и иногда действительно сумасшедшим играть даже проще.
Восемь классов
И на варианты при решении квестов, и на запасы рассудка, и в целом на отыгрыш влияют класс персонажа, его возраст и мировоззрение. Понятно, что любой может кинуться в драку или попытаться, например, дать взятку. Но вот если вы захотите проскочить мимо в режиме скрытности, переубедить собеседника или, например, использовать своё искусство выживания, чтобы перепить несговорчивого оппонента, то тут уже в дело вступают классовые черты.
У каждого из восьми классов — а это артист, аристократ, гангстер, солдат, профессор, следователь, путешественник и оккультист — есть три ключевых навыка, которые лучше всего и прокачивать. В диалогах и разных квестовых ситуациях будут проводиться проверки на уровень того или иного умения и открываться соответствующие реплики и возможности. Так, у моего артиста основными были красноречие, скрытность и ловкость — их я и прокачивал в основном. Но в то же время встречались ситуации, где требовались развитые навыки дедукции, психологии, плутовства (для вскрытия замков, например), выживания, оккультизма, науки или медицины. И в целом никто не запрещает вкладываться и в них — классовых ограничений нет.
Даже в редких обязательных сражениях не всегда нужно непременно убить врага.
Молодой гуманист или старый нигилист?
На характеристики и умения класса также влияет прошлое героя. Артист мог быть киноактёром, жонглёром или бродячим актёром. И, конечно, именно первый больше всего нравится женщинам, но при этом он любит наркотики и быстрее привыкает к ним. А детектив из секретного отдела получит бонус к оккультизму, но и его отчаяние уже на старте вырастет аж на 50 очков. Впрочем, у каждого класса есть базовое прошлое, которое выбрано по умолчанию и не даёт никаких штрафов и бонусов.
Возраст персонажа определяет, насколько сильным и опытным он будет. Молодые получают плюсы к силе, ловкости или вниманию, но им выдаётся на два очка навыков меньше. У старых всё наоборот. И лишь те, кто находится в кризисе среднего возраста, начинают это болезненное приключение с базовыми показателями черт и навыков.
Наконец, про мировоззрение. Каждый персонаж может быть нигилистом, материалистом, гуманистом, эзотериком, рационалистом или верующим. И если вы выбираете в диалогах реплики, соответствующие именно этому мировоззрению, то это и очки опыта дополнительные даёт, и на рассудок положительно влияет. Никто, конечно, ничего опять же не запрещает, но если вы выбрали богобоязненного верующего, а потом начали рассуждать как махровый нигилист или материалист, то это негативно скажется на психике. То есть всё делается для того, чтобы вы выбрали определённую роль и отыгрывали именно её.
Драться надо, так не дерись!
В любом случае, повторю, это одна из тех редчайших игр, где драк лучше избегать — даже использование заклинаний негативно влияет на рассудок. Чаще всего уйти от столкновения получается при помощи красноречия, подкупа, психологии, дедукции, выживания или стелса.
Узнаёте, да?
Если же проскользнуть не получилось, то не стоит жаловаться, будто бои слишком хардкорные и «заточены» под определённый билд. На самом деле варианты всегда есть. Я сам одно время думал, что мне не избежать очень тяжёлого сражения, а потом оказалось, что ситуация вполне разрешается стелсом. Также ннужно запасаться бомбами и коктейлями Молотова и брать в партию более крепких персонажей.
Да и в сражении необязательно всех убивать, увеличивая своё отчаяние. Через какое-то время за спинами врагов появятся синие клетки, и если добраться до них, то мы совершим тактическое бегство, которое даёт те же трофеи и очки опыта и позволяет пройти дальше. Поэтому в некоторой мере у физически слабых персонажей в Reign of the Old Ones даже больше шансов выжить и не сойти с ума, чем у прирождённых солдат.
Это при том, что сами пошаговые битвы реализованы неплохо. Они в какой-то мере напоминают механику из Heroes of Might and Magic — с поправками, конечно, на совершенно иной масштаб происходящего и другие факторы. Можно использовать холодное или огнестрельное оружие (к каждому стволу нужно подбирать патроны своего калибра). По умолчанию действует огонь по своим — вы можете случайно выстрелить в спину товарищу. А атаки со спины наносят больше урона. Оставшиеся очки хода лучше вложить в защиту или в концентрацию, чтобы повысить точность следующей атаки. Вот разве что все очень медленно ходят и атакуют — с этим надо что-то сделать.
Выживай с книгой в руке
Выживать в Stygian приходится не только в философском и метафизическом смысле, но и в самом прямом. Вы и ваши компаньоны (а это в целом партийная RPG) могут испытывать чувство голода и усталости и с определённой периодичностью потребляют пайки, которыми надо всячески запасаться — обыскивать все тайники в пределах видимости или покупать еду в магазинах за сигареты (это местная универсальная валюта).
Есть тут и подобные загадки.
Если вы решили заночевать не в гостинице, а в чистом поле или на улице, то для костра нужно использовать припасы, которые также имеют свойство заканчиваться. Как и во многих играх на выживание, нужно распределить, кто и чем будет заниматься во время ночлега — охраной лагеря, физическими упражнениями (даёт соответствующие бонусы), изучением артефактов, чтением или болтовнёй с напарниками, что, как и чтение, благостно влияет на рассудок.
Хотя среди компаньонов у нас, мягко говоря, странные товарищи — оживший труп солдата Первой мировой или, к примеру, полубезумный бомж-оккультист, пытающийся снять родовое проклятие. В любой другой игре общение с ними скорее ещё больше затуманило бы рассудок, но в Stygian: Reign of the Old Ones, естественно, всё иначе. Более того, мы можем участвовать в решении их личных проблем и узнавать что-то об их прошлом, так или иначе влияя на уровень взаимной симпатии.
Симулятор выживания неврастеника
Возвращаясь к механикам выживания, нужно сказать, что нам также приходится постоянно закупаться алкоголем, который часто восстанавливает рассудок, и медпрепаратами, и даже наркотиками, дающими временные бонусы. А потом мы сталкиваемся с тем, что персонаж приобретает зависимость от всего этого. Также надо покупать керосин для фонаря, чтобы наш герой не пугался и не терял рассудок в темноте. Впрочем, расходники можно изготавливать и самому — если развиты навыки медицины, науки или оккультизма, под которые выделены свои ветки крафта, рецепты, формулы и чертежи.
Так вот, все эти механики выживания и микроменеджмент ресурсов в какой-то момент начали меня утомлять. Хочется сюжета, квестов, отыгрыша, а мы постоянно вынуждены мотаться по магазинам за припасами, консервами и пойлом, копить сигареты и постоянно рыться в мусоре в поиске чего-нибудь ценного. Учитывая, что персонажи движутся не очень быстро, и загрузки идут при каждом чихе, и технические ошибки случались (правда, я играл в пресс-версию, а в финальной обещали всё исправить), это, конечно, несколько раздражало.
С другой стороны, тут дело вкуса. Сам survival-геймплей работает и не сломан. А в случае с менеджментом очков рассудка это вообще классика всех «настолок» по Лавкрафту. Так что выживание логично вплетено в игровой процесс, тут вопросов нет. Просто мне кажется, что можно было бы в этом аспекте снизить градус хардкора, — считайте это моим старческим брюзжанием.
У заклинаний и артефактов есть как положительные, так и отрицательные стороны.
Ещё до релиза к Stygian было приковано повышенное внимание — слишком уж много вкусных вещей обещали авторы. Но при этом были и опасения — для независимой и никому не известной турецкой студии Cultic это дебютный проект. А в итоге мы получили игру, которая более всего — и даже больше, чем Torment: Tides of Numenera, — может считаться наследницей традиций Planescape: Torment. Во всяком случае, в том, что касается атмосферы упадка, литературности диалогов и квестов, необходимости избегать большинства сражений и богатства вариантов отыгрыша роли. Если в The Outer Worlds с этим будет хуже, то именно Stygian: Reign of the Old Ones лично для меня станет RPG года.
Плюсы: увлекательная, полная тайн и колоритных персонажей история; множество возможностей для нелинейного решения квестов и отыгрыша роли; лавкрафтовская атмосфера безумия и упадка; богатая ролевая система; интересные механики отчаяния и безумия, логично вплетённые в геймплей; шикарный джаз и в целом великолепная работа со звуком; отлично нарисованная картинка.
Минусы: местами кажется, что микроменеджмент ресурсов для выживания навязчив; бои идут очень медленно; не всё идеально с технической реализацией.
Достойная для 2007-2008 годов. Подумаешь, что только на третью игру Спайдеры сделали что-то похожее на Two Worlds с чуть более нормальным сюжетом, чем Arcania. Ах да — выборы диалогов почти ни на что не влияют. Действительно годная РПГ. Только для тех, кто всё время играл лишь в ААА игры и впервые познакомился с категорией B.