Сотрудники индонезийской студии Critical Forge любят практически всё — от Guild Wars 2 и Warframe до Baldur’s Gate, XCOM, Alpha Centauri, Planescape: Torment и Persona. Неудивительно, что их дебютный проект получился очень масштабным, амбициозным и многогранным. Один пролог в Forged of Blood может длиться больше, чем иные полноценные игры, — у меня ушло часов пять. Одним словом, замах тут на рубль. Вы, наверное, ждёте, что я сейчас скажу про удар на копейку? А вот и не скажу. На самом деле у Critical Forge многое получилось.
https://www.youtube.com/watch?v=6Jr7ZCM8Y9E
Война престолов
Фактически Forged of Blood — это такая XCOM, только не про инопланетян, а про фэнтези и разборки между власть имущими. С примесью сюжета в духе Fire Emblem, глобальными стратегическими элементами в стиле Total War и системой морального влияния, напоминающей о замечательной King Arthur: The Role-playing Wargame.
Соответственно, дальнейшее нетрудно представить. Вся игра поделена на две части — стратегическую и тактическую. На глобальной карте мы перемещаем фигурки наших отрядов (всего их может быть три) и с их помощью пытаемся вернуть земли, принадлежавшие отцу двух братьев — он был королём, которого убили повстанцы. Братья вернули трон, но чтобы вернуть империю, прежние территории, влияние и уважение, ещё нужно постараться.
Захваченные земли, как водится, приносят доход, но там может вспыхнуть и восстание — влияние повстанцев и ещё одной конкурентной фракции никуда не девается. Надо ли говорить, что это влияние постепенно распространяется и на ещё не занятые территории?
Люди гибнут за мораль
Повлиять на настроения с помощью выверенной налоговой политики, действий агентов или, например, строительства впечатляющих всех (или приводящих в страх) построек нельзя. Вместо этого используется система моральных ценностей. Дело в том, что и в сюжетных заданиях, и во время захвата земель, выполнения побочных миссий или даже просто во время следования по глобальной карте наши герои постоянно сталкиваются с моральными дилеммами. Предать огню всю деревню, оказавшуюся на стороне повстанцев, или нет?
Своими решениями вы можете повлиять на настроения в только что захваченной провинции.
Даже то, как и что мы говорим, влияет на, так сказать, нравственный облик персонажа. Он может больше склоняться к гедонизму, альтруизму или рационализму. Кроме того, некоторые поступки и слова увеличивают репутацию героя и его влияние на конкретного персонажа.
А между тем у каждого региона и у каждого героя, который может присоединиться к вашим отрядам, есть свои моральные принципы. И если они будут плохо стыковаться с вашими, то персонаж покинет отряд, а влияние повстанцев в регионе вырастет. И наоборот. Кроме того, такая система влияет на шанс того, что вам удастся заполучить в рекруты кого-нибудь из местной знати.
Вся эта механика действительно работает. К тому же некоторые решения прямо сказываются на тактических битвах — второй важнейшей составляющей Forged of Blood. Одно дело — сражаться с еле одетыми рабами, и совсем другое — с хорошо вооружёнными рыцарями.
Бой с деревом
Боевая система в Forged of Blood полна деталей. Можно использовать высоты и укрытия. При этом необязательно присаживаться за камень или за дерево — если они просто оказались между вами и врагами, то шансы попасть по цели существенно снизятся. С другой стороны, укрытия тут разрушаются.
Перемещаться нужно так, чтобы не попасть под разные типы встречных и упреждающих ударов. Проходя мимо союзников, ваши бойцы при определённых условиях могут получить разные бонусы.
Иконки можно сворачивать, а скорость драки — увеличивать.
На многое влияет развёрнутая ролевая система. Персонажи прокачивают и основные характеристики, и навыки (скорость, инициативу, боевые стойки и многое чего ещё), и мастерство владения разными видами оружия. Чем чаще персонаж сражается тем или иным клинком, тем больше он его прокачает, получив возможность использовать мощные активные умения.
Поэтому бывают ситуации, когда даже более крутой по характеристикам меч другого типа (более короткий или, наоборот, длинный) окажется менее эффективным, чем текущий. И придётся ещё подумать, с чем выходить на битву, — возможно, лучше прокачать его в менее важных стычках. При этом видов колюще-режущих средств много (есть, например, метательные кинжалы), а каждому бойцу помимо основного выдаётся и дополнительное вооружение.
Боевые условия
Наконец, многие битвы в Forged of Blood неплохо поставлены. Где-то нужно драться на узком мосту, где-то — прикрывать тылы, пока другие сражаются на передовой, где-то — поскорее добраться до точки выхода, пока вас атакуют занявшие высоты гады-лучники, а в это время их коллеги бегут к вам со всех сторон. Бывает, что вас ставят в заведомо невыгодное положение, бросая, например, на открытом пространстве перед толпой врагов.
Во многих заданиях требуется, чтобы выжили сразу три важных персонажа. Другие же, менее важные герои гибнут раз и навсегда: нужно рекрутировать новых или же переигрывать бой, чтобы спасти персонажа, к которому так прикипел душой.
Помимо людей нужно воевать и с разными чудищами.
Приходится выманивать, обходить, использовать укрытия, вовремя выходить из-за них и снова прятаться, заканчивать ходы так, чтобы бойцы занимали стойки, подлечивались и так далее, — игра активно задействует вашу тактическую выучку. В некоторых ситуациях мы своими решениями можем влиять на состав врагов. В других, если слишком долго возиться с оппонентами, тем на помощь придёт подкрепление. А иных боёв и вовсе можно избежать.
И снова «рандом»…
В Forged of Blood ещё много чего есть. Тут и навороченная магическая система, позволяющая лично конструировать заклинания, и разные типы квестов, и торговля лутом, и глобальные события вроде появления в каком-то регионе демонического чудища, которое нужно поскорее уничтожить, пока оно не выросло и не наделало бед. Есть даже караваны, с помощью которых вы перемещаете собранные трофеи между своими отрядами.
И всё цементируется действительно интересным сюжетом, демонстрирующим неплохо прописанный мир, полный интриг и политических разборок, а также множество фракций и персонажей со своими мнениями и мотивами. Да, некоторых вещей, вроде тех же агентов или дипломатии из Total War, явно не хватает. Да, как и в последних XCOM, тут велика сила случайности при определении шансов попаданий. А сохраняться в бою нельзя. Но основная претензия связана вовсе не с этим.
На глобальной карте масса разных регионов.
Слишком много букв
Авторы Forged of Blood не избежали ошибки многих амбициозных новичков — некоторые вещи тут кажутся избыточными, а из-за этого неудобными. Тот же уникальный магический конструктор (шесть типов магии! Восемь классов! Каждый класс можно модифицировать с помощью 12 эффектов!) лично меня просто отпугивал своей неинтуитивностью — и при этом я прекрасно обходился уже готовыми «спеллами» или воевал без магов вовсе.
Также тут буквально после каждого боя нужно лично распределять кучу очков по разным параметрам, многие из которых что-то там повышают на один процент. Хорошо хоть, при прокачке видов оружия разрешают включить автоматическое распределение по выбранному стилю. И точно так же нужно выбирать новое снаряжение из числа трофейного для каждого бойца, ориентируясь не только на показатели урона, но и на кучу мелких параметров, одно повышающих, а другое понимающих.
Такое много где есть, но в Forged of Blood всё происходит слишком медленно, опять же громоздко и не шибко удобно — например, вещи нужно лично перетаскивать, а не экипировать одним правым кликом. Уж на что я люблю такое, но здесь в какой-то момент захотелось просто плюнуть на мнимое увеличение чего-то и пойти воевать как есть.
То есть временами эта замечательная в целом игра превращается в симулятор сравнения циферок и параметров. А всё потому, что начинающим разработчикам не хватило чувства меры. С другой стороны, хардкорные ценители крафта (я про магический конструктор) и такого вот тотального менеджмента, наверное, будут довольны.
Убийство лучника — верный путь к победе!
Как бы то ни было, если у вас много свободного времени и вы посвятите его Forged of Blood, то игра сможет увлечь надолго. Попытка Critical Forge создать свой средневековый гибрид Fire Emblem, XCOM и Total War не развалилась под весом амбиций. Да, без проблем не обошлось, но главное, что тут действительно интересно сражаться, следить за развитием истории и принимать решения, более или менее серьёзно на что-то влияющие.
Плюсы: увлекательный сюжет; система морального выбора, влияющая на многие аспекты игры; продвинутые ролевая и боевая системы; интересная стратегия на глобальной карте; отличная музыка.
Минусы: некоторые механики, вроде магического конструктора, кажутся избыточными и слишком громоздкими; не самый удобный интерфейс; графика в целом устарела.
Прочитал, стало интересно, автору маленькая просьба — еще б цену указал и платформу, где игру можно приобрести)) а так — вечером домой приду, куплю, однозначно