Зов стихий в людских сердцах — 10 лучших игр по Лавкрафту

Кирилл Волошин 2019-06-25 14:36:47 20
27 июня выходит The Sinking City — новая работа украинской Frogwares, основанная на произведениях Говарда Филлипса Лавкрафта (Howard Phillips Lovecraft). По этому поводу мы решили составить список лучших игр, созданных по мотивам или навеянных творчеством человека, ответственного за рождение Ктулху.

Shadow of the Comet, 1993 год

Настольная игровая система Call of Cthulhu дебютировала ещё в 1981 году. А вот первая видеоигра по творчеству Лавкрафта появилась лишь через 12 лет. Это была классическая рисованная адвенчура Shadow of the Comet от Infogrames. История, навеянная рассказом «Ужас Данвича» и повестью «Тень над Иннсмутом», предлагала нам взять на себя роль молодого фотографа Джона Паркера. Он приехал в небольшой городок Иллсмут в Новой Англии, чтобы сфотографировать пролёт кометы Галлея. В предыдущий визит кометы, в 1834 году, за ней отсюда же, из Иллсмута, наблюдал лорд Болескин, после чего почему-то сошёл с ума. Паркер досконально изучил этот случай и решил лично проверить, что же его так напугало. И, естественно, столкнулся в городе и с древними ритуалами, и с проклятиями, и со зловещим заговором — ему предстоит пережить три дня до пролёта кометы, чтобы разгадать тайну событий 1834 года.

Через какое-то время разработчики слегка подретушировали игру, добавили в название Call of Cthulhu , а главный герой из фотографа Паркера превратился в блестящего молодого астронома Картера. Именно в таком виде эта симпатичная игра, тепло встреченная критиками благодаря сюжету, пазлам, текстам и атмосфере, и сейчас продаётся в Steam.
По тем временам нарисовано всё было просто замечательно.

Necronomicon: The Dawning of Darkness, 2001 год

Сюжет этой классической адвенчуры от студии Cryo Interactive, знаменитой в своё время кузницы квестов, основан на романе Лавкрафта «Случай Чарльза Декстера Варда». События разворачиваются в 1927 году в Провиденсе, Род-Айленд. Мы играем за Уильяма Стентона, который сначала пытается выяснить, почему его лучший друг попал в психушку, потом — разгадать тайну «Некрономикона» и спасти человечество. А в процессе, естественно, нужно решать самые разные пазлы.

Игра не поражала революционными решениями и не доводила до истерики страшными скримерами. Это был классический квест от Cryo в духе, например, Dracula 2: The Last Sanctuary. Но увлекательный сюжет, интересные головоломки, напряжённая атмосфера, созданная в том числе шикарной работой со звуком, — всё это заставляло пройти игру от и до на одном дыхании. Именно благодаря Necronomicon: The Dawning of Darkness многие и полюбили творчество Лавкрафта.
Цветовая палитра тут передаёт лавкрафтовскую атмосферу.

Eternal Darkness: Sanity’s Requiem, 2002 год

Этот survival horror, выпущенный студией Silicon Knights на Nintendo GameCube, напрямую фамилию Лавкрафта не упоминает. Но отсылки и параллели настолько прямые, что источники вдохновения очевидны. По сюжету студентка Александра Роивас расследует убийство своего деда и в его особняке находит книгу в переплёте из человеческой кожи — «Том Вечной тьмы». В процессе чтения она переносится в прошлое и переживает фрагмент жизни римского центуриона, который стал рабом одного из богоподобных Старейшин.

Далее весь геймплей строится на нахождении новых страниц тома, переживании новых воспоминаний других людей и получении новых знаний и способностей. Игра, вышедшая на Nintendo GameCube, нас интересует, во-первых, потому, что, это чуть ли не самая высокооценённая «лавкрафтианская» игра в истории — на Metacritic её рейтинг составляет 92 балла.

А во-вторых, здесь чуть ли не впервые в видеоиграх использовалась «система безумия», введённая в «настолке» Call of Cthulhu ещё в 1981 году. Видя что-то ужасное, персонаж теряет очки состояния, а когда они закончатся, у нас появятся разные «эффекты безумия».

И ладно, если бы мы просто со стороны наблюдали, как персонаж видит отваливающиеся конечности, покойников или, например, бесконечные коридоры. Но ведь эти эффекты также могли удалять сохранения, изменять громкость звука, симулировать ошибку с аварийным выходом из игры, выключать телевизор и даже отключать геймпад прямо во время драки. Представляете, какие эмоции испытывали счастливые и слегка поседевшие обладатели Nintendo GameCube! Уже только ради этого стоило пробрести приставку и получить совершенно уникальный игровой опыт.
В чьи только воспоминания не заносило юную студентку.

Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth, 2005 год

Нечто похожее было реализовано и в Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth — в этом хорроре от первого лица главный герой, частный детектив Джек Уолтерс, также может видеть галлюцинации. Более того, окончательно потеряв рассудок, он покончит с собой или умрёт от инфаркта, а игра закончится.

Столь хрупкое душевное здоровье объясняется тем, что Джек шесть лет провёл в Аркхемской лечебнице. Туда он попал после того, как во время одного из заданий включил странное устройство и побывал в другом измерении. Что это было, он точно не помнит. Спустя много лет Джек смог вернуться к работе, стал частным детективом и теперь расследует ограбление магазина в портовом городе Иннсмут, который, как выясняется, подконтролен тайному ордену Дагона. Дальнейшее представить нетрудно.

Примечательно, что помимо душевных травм главный герой постоянно страдал и от физических. В Dark Corners of the Earth была реализовано точечная система повреждений — мы ломали ноги и руки, что прямо отражалось на скорости ходьбы и точности прицеливания соответственно. Лечить травмы нужно было разными средствами. Разрешали даже морфия принять, что, впрочем, усугубляло психологические проблемы главного героя. В итоге получилась действительно классная игра на стыке шутера, стелса и квеста с детективными расследованиями.
В Dark Corners of the Earth отсутствовал традиционный интерфейс.

Scratches, 2006 год

Scratches — очень напряжённый и страшный хоррор-квест от независимой аргентинской студии Nucleosys, который вроде бы никакого отношения к творчеству Лавкрафта не имеет. Здесь мы под аккомпанемент пугающих шорохов и скрипов исследуем классический «проклятый старый дом» — заброшенный английский особняк, хранящий много страшных тайн. Много читаем, иногда решаем загадки и очень часто вздрагиваем от малейшей тени или ещё одного леденящего душу скрипа. Работа со звуком тут настолько безупречна, что не нужны никакие «скримеры» — многие и без того называли Scratches самой страшной адвенчурой своего времени.

Если присмотреться, то параллели с творчеством Лавкрафта и отсылки к нему прут изо всех щелей этого старинного дома. Начиная с того, что в целом сюжет отсылает к рассказам Лавкрафта и Августа Дерлета (August Derleth) «Наследство Пибоди», «Окно в мансарде», а также к их совместному роману «Затаившийся у порога». Ну и, конечно, тут масса отсылок для фанатов. Главным героем является писатель романов ужасов Майкл Артхейт (Michael Arthate), чья фамилия — это такая забавная переделка Lovecraft. В книжных шкафах можно заметить «Хребты безумия» и «Некрономикон», а на картинах — Ктулху.
В режиссёрской версии Scratches появились альтернативная концовка и дополнительный эпизод.

Sherlock Holmes: The Awakened, 2007 год

Как известно, до The Sinking City украинцы из Frogwares годами развивали серию приключенческих игр о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне. Так, ещё в 2007-м они выпустили Sherlock Holmes: The Awakened, где сыщики, расследуя странные случаи исчезновения людей, в итоге выходят на след секты, поклоняющейся древнему морскому демону на западных берегах Шотландии. Авторы и не скрывали, что тут соединили рассказы о Шерлоке и мифы Ктулху, устроив «битву между логикой и сверхъестественным».

При этом они вывели серию на новый уровень — тут впервые всё было реализовано в полностью трёхмерном окружении, дебютировал вид от первого лица, появились не только загадки, но и элементы шутера. Хотя в основе своей это по-прежнему была умная, увлекательная, разнообразная и достаточно напряжённая адвенчура, которую некоторые СМИ выдвигали на звание лучшего квеста 2007 года.
В обновлённой версии Sherlock Holmes: The Awakened — Remastered Edition можно играть как с видом от третьего лица, так и с классическим видом из глаз.

Darkness Within: In Pursuit of Loath Nolder, 2007 год

Турецкий квест по Лавкрафту — звучит скорее смешно, чем пугающе, но в самой игре вам точно будет не до смеха. Главный герой, молодой следователь Говард (ну кто бы сомневался!) Лорейд, расследует загадочное убийство любителя оккультных наук, а главным подозреваемым по этому делу проходит частный детектив Лоаф Нолдер, его профессиональный кумир, который то исчезал, то вновь где-то появлялся. Пытятаясь выйти на его след и раскрыть преступление, мы посещали психиатрические лечебницы, затхлые катакомбы и страшные викторианские особняки на окраине мрачного города Уэллсмот.

Турки отлично поработали с лавкрафтовской атмосферой: чувство глубокого отчаяния было взаправдашним. А тексты, чтение которых составляет львиную долю геймплея, были очень близки по языку к лавкрафтовским. Но главное, у героя тоже была очень нестабильная психика — чем ближе он подбирался к разгадке, тем чаще видел сны наяву, галлюцинации и переживал приступы паранойи.

В 2010 году вышел сиквел — Darkness Within 2: The Dark Lineage, в котором Говард Лорейд окончательно слетает с катушек — он не понимает, что с ним происходит, не знает, реальность вокруг него или видения, и обожает разговаривать сам с собой на повышенных тонах. Здесь ему предстоит не только раскрыть древний заговор, увидеть Ньярлатхотепа и Шоггота, но и познать очень страшные тайные своего прошлого. В общем, тоже очень атмосферная игра, только уже не совсем классический квест, а местами почти шутер от первого лица.
Как говорится, приятного аппетита!

Conarium, 2017 год

Это тоже квест по Лавкрафту от той же турецкой Zoetrope Interactive — авторов дилогии Darkness Within. Но тут сюжет навеян не творчеством писателя в целом, а конкретно повестью «Хребты безумия» — создатели рассказывают оригинальную историю, но в том же духе.

Действие разворачивается на исследовательской станции в Антарктике, где проводились странные эксперименты — учёные погружались в гипнотический сон (в том числе с помощью разных веществ), чтобы приобщиться к тайнам древней инопланетной расы. Понятно, что ничего хорошего из этого не вышло. И в этом на собственном опыте убеждается главный герой — один из учёных, Фрэнк Гилман, который просыпается и понимает, что все куда-то исчезли, а у него самого амнезия.

В Conarium всё построено не на «скримерах» и салочках с монстрами, а на тщательно выверенной атмосфере, исследовании локаций и решении пазлов, которые не сбивают ритм повествования. И очень многое основано опять же на пугающих видениях, которые сделаны так точно и тонко, что порой очень сложно понять, где тут явь, а где сон.
Главный герой, как и коллеги-учёные, явно что-то употреблял…

Call of Cthulhu, 2018 год

Эту игру изначально должна была делать Frogwares, но потом издательство Focus Home передало разработку в руки студии Cyanide, а украинцы решили делать свою «лавкрафтовщину» — так и появилась The Sinking City. Мы не будем судить, правильно поступили боссы Focus Home или нет, но и у Cyanide получилось вполне приличное приключение, атмосферное и напряжённое. Здесь игроки выступают в роли частного детектива Эдварда Пирса, который в 20-х годах прошлого века расследует гибель целой семьи в рыбацкой деревушке около Бостона. Ну и, понятно, в процессе сталкивается с великим Ктулху и его ревностными последователями.

В игре достаточно точно передан дух произведений Лавкрафта «Зов Ктулху», «Хребты безумия», «Модель для Пикмана» и, конечно, «Тень над Иннсмутом». Для пущей радости главный герой может почитать «Некрономикон», пообщаться с Левиафаном, выучить язык Старших, чтобы без запинки выговаривать: «Ктулху фхтагн», и сойти с ума.

Особенно радует, что это не классический квест, а смесь из стелса, адвенчуры и почти ролевой игры — с прокачкой, моральным выбором и полуоткрытым миром. Да, не всё тут реализовано идеально (у нас же Cyanide отвечала за разработку, не забывайте!), но мы получили интересную и местами реально страшную игру.
«Кто-то полз к воде. Ветхий старенький причал был в его судьбе как начало всех начал».

Lovecraft’s Untold Stories, 2019 год

Lovecraft’s Untold Stories — это тоже не квест, а «рогалик» по мотивам произведений Лавкрафта. Пять разных героев тут исследуют выдаваемые в случайном порядке, но такие знакомые локации — в наличии и психбольницы, и викторианские особняки, и портовые города, и много чего ещё. На этих локациях нужно сражаться, проводить расследования, собирать предметы, артефакты и новую информацию о Великих Древних — без тщательной подготовки богов не одолеть.

Но до них можно и не добраться — постоянно нужно сражаться с культистами и всевозможными монстрами из мифов (в наличии Шоггот, Ктулху, Ньярлатхотеп, Дагон, Шаб-Ниггурат и Азатот). Каждый класс, будь то частный детектив, ведьма, воровка, профессор или даже упырь, использует своё оружие и свой боевой стиль. Но все рано или поздно умирают. Или сходят с ума. Даже один взгляд на Древних может надломить психику неподготовленного героя, который ещё не собрал всю информацию.

Кроме того, периодически нужно принимать важные решения. И если выбор окажется неверным, то персонаж начнёт терять рассудок, а потом и вовсе может наложить на себя руки. Способы выжить, не сойти с ума и одолеть Древних есть, но для этого придётся играть всеми персонажами. И многие делают это с удовольствием — рейтинги у Lovecraft’s Untold Stories очень высокие.
Не так страшны «пиксели», как сам Шоггот.

На этом наша хроника прерывается. На самом деле игр, навеянных творчеством Лавкрафта, конечно, больше — можно сказать, весь жанр хорроров так или иначе вышел из него (а также из Эдгара Аллана По и Мэри Шелли). Но мы уверены — если что-то и забыли, то вы всегда нам напомните о других играх про Дагона, необузданное зло и про то, как зов стихий в людских сердцах посеял первобытный страх.

Другие новости

Комментарии

не вписалась в концепцию из-за слишком уж пародийно-комедийного характера. Но на то я и попросил в выводах свои варианты добавлять.
не вписалась в концепцию из-за слишком уж пародийно-комедийного характера.
И? В подборке ничего не сказано про то, каким должен быть характер игры. И вообще, «Реаниматора» Лавкрафт вроде писал именно как пародию на Франкенштейна Мэри Шелли.
По «Реаниматору» между прочим есть игра Herbert West in Carrion Re-Animating

Также игра Secret World Legends много идей почерпнула из «Мифов Ктулху».

А ещё серия The Longest Jounrney перекликается с Лавкрафтовским «Циклом Снов». Не верите, можете почитать «Поиски неведомого Кадата» и сравнить с Аркадией.
За упоминание Conarium отдельное спасибо! После Шороха (Scratches) это была первая игра, впечатлившая саспенсом ужаса)
Воистину Ктулху фхтагн!
Хой!
Все комментарии