В прошлом году на фестивале независимых игр IGF 2018 Baba Is You не только получила награды за лучший студенческий проект и лучший дизайн, но и могла завоевать главный приз, если бы её не обошла Night in the Woods. Любители инди-творений сразу заинтересовались этой странной головоломкой, а последующий анонс версии для Switch привлёк к ней ещё больше внимания. И не зря — если при просмотре трейлера вам кажется, что это нечто особенное, то при прохождении восторгаться вы будете ещё чаще.
https://www.youtube.com/watch?v=U7MJljsoUSo
Новое слово
Baba Is You немного напоминает The Witness, где на протяжении нескольких десятков часов используется одна и та же механика. Но условия всегда разные, равно как и пути решения загадок. В The Witness вроде бы только и делаешь, что рисуешь на табличках полосочки, пытаясь соединить одну окружность с другой. В то же время большой открытый мир поделён на регионы с уникальными декорациями, где-то нужно смотреть на пазлы под другим углом, где-то необходимо двигать их в разные стороны, повсюду спрятаны секреты, которые на первых порах не видишь в упор.
Baba Is You устроена примерно так же, хотя идея в ней совершенно иная. Здесь занимаешься не рисованием лабиринтов, а передвижением объектов и слов по экрану. Решение, которое помогло пройти один уровень, может оказаться неподходящим для следующего из-за какого-то нового условия. Постоянно всплывают новые возможности и ограничения, раз за разом хочется сдаться, потому что непонятно, чего от тебя хотят и как это вообще можно решить. А потом, когда берёшь перерыв и возвращаешься с утра, разгадываешь загадку с первого раза и недоумеваешь, как не догадался до столь элементарного решения раньше.
Игра полностью построена на составлении фраз из нескольких слов, разбросанных по экрану. Обычно они соединяются глаголом is, без которого объект не обладает характеристикой. Например, water is sink означает, что наступивший на ячейку с водой персонаж утонет, равно как и попавшие туда предметы. Baba is you указывает на то, что на этом уровне вы управляете похожим на овечку существом, которое здесь именуется бабой. На некоторых уровнях может быть условие robot is you — тогда вы становитесь роботом.
Иногда для решения головоломки приходится менять главного героя. Вместо слова baba ставить cog или key — и вуаля, теперь можно управлять шестерёнкой или ключом. Позднее появляется союз and, благодаря которому удаётся строить фразы в духе wall and door is stop — это значит, что сквозь стены и двери проходить нельзя, они служат преградой и не позволяют покидать пределы комнаты. Чтобы отменить это правило, достаточно сместить слово is или stop, лишив фразу смысла. В конечном итоге необходимо выполнить условие, заканчивающееся словами is win. Если это flag is win, нужно прикоснуться к флагу, если skull is win — к черепу.
Условия в левом верхнем углу изменить не удастся.
Слово и дело
Конечно, безграничную свободу здесь никто не даёт, иначе у загадок оказались бы десятки вариантов решения и ни о какой сложности не было бы и речи. Очень часто некоторые условия вынесены в дальний угол, поэтому подвинуть их и убрать какие-то слова попросту невозможно. Часто они спрятаны за стенками или трубами, но иногда ничем не окружены — удаётся поднести к существительному междометие и характеристику, чтобы добиться какого-то нового эффекта. Ведь предложения работают как по вертикали, так и по горизонтали — можно, используя одно слово baba, построить фразы baba is you и baba is float, и тогда управляемый вами барашек будет летать над землёй и сможет свободно передвигаться над опасными объектами.
Каждый уровень впечатляет оригинальным использованием механик. Вроде кажется, что ты уже во всём разобрался, знаешь, какие фразы что делают, но вдруг тебе подкидывают новое междометие или существительное, и приходится играть по совсем другим правилам. Уже не получится превратить бабу в ключ, заставить стенку автоматически двигаться или уничтожить парой движений crab, который is defeat. Поэтому игра не наскучивает — никогда не знаешь, что взбрело в голову её создателю. Возможно, попадётся небольшой уровень, где двигать толком нечего. Возможно, это будет большая площадка с десятью словами, ключом, дверью, дополнительным персонажем и опасностями.
Сложности начнут возникать довольно быстро. Всё, конечно, зависит от вашего интеллекта и удачи, но примерно после 15-й загадки вы уже не будете заканчивать уровни с третьей или пятой попытки. Придётся внимательно всматриваться в экран, продумывать план действий, изучать, что и куда можно подвинуть, не будут ли мешать стены, не нарушится ли логика. Решение, которое кажется глупым, может привести к успеху, а иногда игрок начинает мудрить, когда всё на самом деле в разы проще и требует гораздо меньше действий. Каждый раз, когда видишь надпись «Поздравляем», радуешься, что не сдался.
Самый умный
Наверное, не стоит говорить, что проходить такого рода игры с подсказками — плохая затея. Baba Is You поощряет экспериментаторов за их попытки объединять слова разными способами, чтобы достичь победы самостоятельно и быть довольным собой. Перезапуск уровня происходит парой нажатий, а действия можно отменять одной кнопкой, отматывая время назад. Вы непременно столкнётесь с проблемами и нерешаемыми на первый взгляд пазлами, но разработчик это предвидел и продумал удобную для пользователей структуру.
Глаза разбегаются, но надо сосредоточиться.
Две сотни головоломок разбросаны здесь по нескольким мирам. Для получения доступа к новому миру достаточно решить лишь часть загадок, а при завершении уровня обычно разблокируется не один соседний, а два или даже три. Так что, если вы где-то застряли, мучиться необязательно — можно заняться другим эпизодом и вернуться к предыдущему попозже. Хотя забрасывать всё на полпути тоже нельзя, новые локации на карте попросту не откроются. Вдобавок у некоторых эпизодов есть усложнённые версии — они выглядят идентично, но там изменено одно условие или убрано слово, из-за чего пройти их точно теми же методами невозможно.
Прежде всего Baba Is You впечатляет тем, как сильно она отличается от всех остальных игр, насколько она самобытна. Найти её аналог, особенно среди новинок последних лет, попросту невозможно. Головоломки о передвижении предметов существуют ещё со времен Sokoban на Commodore 64, но здесь не просто толкаешь ящики, пытаясь выбраться из лабиринта. В этой игре у всех объектов есть предназначение, которое нередко можно полностью изменить. Это не просто инновационная идея, надоедающая через час, — это впечатляющий набор из 200 непохожих друг на друга уровней, об особенностях которых узнаёшь опытным путём, а не читая подсказки и проходя обучение.
Игра доступна лишь на английском языке, поскольку при переводе фразы лишились бы логики, а уж без падежей (если говорить о потенциальной русской версии) всё стало бы ещё хуже. Однако не стоит обходить её стороной, если английский вы знаете на совсем базовом уровне, — слова здесь очень простые, и достаточно лишь несколько раз заглянуть в переводчик, чтобы сразу понять, за что каждое слово отвечает и чего примерно стоит от него ждать.
Превращаем воду в черепа парой движений.
Несмотря на оригинальность и причудливость, Baba Is You не суждено завоевать большую аудиторию — её не станут номинировать на игру года, а зарубежная пресса и вовсе до релиза ею не интересовалась, несмотря на весьма престижные награды. Хотя в геймплейном плане ничего более инновационного и необычного до наступления января мы наверняка не увидим, Baba Is You так и останется для многих «крутой инди, о которой кто-то где-то слышал». Однако лишь слышать о ней недостаточно — желательно опробовать самому и посоветовать друзьям, чтобы вместе решать загадки, делиться опытом и удивляться возможностям.
Плюсы: инновационная идея; загадки всегда требуют разного подхода; огромное количество возможностей; удобная структура, позволяющая не засиживаться долго на одном трудном уровне; около двух сотен уникальных загадок.
Минусы: постоянно намекает, что игрок не так умён, как он о себе думает.
Я уже давно сделал вывод — что на этом сайте сидит школоло, которое минусует (на что собсна срать), ибо видят не дальше своего хобота, уткнувшись в смартфоньчики и сидя вконтактиках
Не тыкай, не запряг. По графике не сужу, но тенденция в 21 веке на сраную графику, это жесть. Так, между прочим, я в игры играю с 93 года и прошел весь путь становления их.
они в эту «игру» играть не будут, это понятно я не знаю кто в нее вообще будет играть а минусуют они спецом… для «поддержки штанов» автора, и для плюса в свою карму