Многие поклонники до сих пор считают Tales of Vesperia лучшей игрой в культовой серии Tales, которая существует с 1995 года и насчитывает несколько десятков самых разных игр и аниме. Изначально она вышла в 2008 году на Xbox 360, а через год на PlayStation 3 появилась дополненная и улучшенная версия, включающая новых играбельных персонажей, новые диалоги и прочие радости для поклонников. Беда в том, что появилась она только в Японии. И на все мольбы англоязычных фанатов издательство Bandai Namco долгие годы отвечало молчанием.
Я, впрочем, никакого отношения к этим мольбам не имел. А работал в те годы в игровом журнале и писал про нормальные (то есть западные) RPG, где главными героями являются не лупоглазые мальчишки и девчонки с фиолетовыми волосами, а половозрелые убийцы, беглые каторжники и прочие безымянные спасители (или губители) мира с каким-нибудь туманным прошлым или амнезией. Ничего обо всех этих ваших Tales не слышал, не играл, но заранее, естественно, осуждал. И вот теперь, спустя 10 лет, когда Bandai Namco соизволила выпустить ремастер Tales of Vesperia: Definitive Edition, включающий контент из PS3-версии, одновременно во всём мире, я очень пожалел, что в своё время пропустил эту замечательную игру.
https://www.youtube.com/watch?v=P45XdGr_3cQ
И снова артефакты!
Решив на старости лет получше ознакомиться с жанром JRPG, я был несколько разочарованFinal Fantasy XV, зато неплохо провёл время в Lost Sphear, Ni no Kuni II и Dragon Quest XI. Однако Tales of Vesperia по-прежнему оставалась тайной за семью печатями, поэтому перед запуском ремастера я просто прочитал разные материалы об игре и узнал, что главной её особеннстью считаются увлекательный сюжет и интересные персонажи.
С этим знанием я запустил на PS4 Definitive Edition, всё равно где-то в глубине души лелея неистребимый, видимо, скепсис, шептавший на ухо: сейчас, мол, расскажут очередную линейную историю с детишками в главных ролях и предсказуемыми персонажами, которые периодически поют милые, душещипательные песенки.
Самое интересное, что во многом так и получилось. Песня в главном меню действительно милая, персонажи узнаваемы и юны — в наличии, например, бойкий, но на деле трусоватый мальчишка, благородная девушка, верящая в добро, 15-летняя знайка, увлечённая своими исследованиями, и совсем уж маленькая морячка в треуголке. А сюжет линеен и в первые же 10 минут «удивляет» таким незашоренным сценарным приёмом, как попадание главгероя в тюрьму с последующим чудесным обретением ключика и побегом.
Всё закручивается вокруг поиска украденного артефакта и преследования самого воришки. Эти артефакты — бластии преобразуют особую энергию аэр и создают барьеры, охраняющие города от монстров, а также используются в сражениях, промышленности и даже в водопроводе.
Этот псих Заги постоянно доставляет очень серьёзные проблемы.
Человек-загадка
Однако вскоре выясняется, что достаточно типичный в своей фабуле сюжет про очередную магическую ерунду на самом деле служит лишь поводом для рассказа о самих персонажах, об их личных историях и взаимоотношениях. Для 18-летней Эстель это шанс впервые вырваться за пределы имперского замка, увидеть мир и почувствовать себя свободной; для знайки Риты — продолжить свои исследования бластий; трусоватый, но тщательно это скрывающий «охотник на монстров» Кэрол ищет возможность обрести наконец уверенность в себе.
Мотивы главного героя, 21-летнего мечника Юрия Лоуэлла, вроде бы понятны — он хочет найти вора и вернуть бластию в нижний квартал столицы Империи, чтобы там нормально работал водопровод. Ведь Юрий, по словам своего друга, имперского рыцаря Флинна Шифо, просто не может стоять в стороне, если видит какую-то несправедливость. И из-за этого частенько попадает в передряги, действуя даже во вред себе. И действительно, уже через несколько часов прохождения имперская гвардия назначает за голову Юрия огромную сумму.
Но при этом наш герой выглядит как усталый, умудрённый опытом циник, которого не понимают даже ближайшие соратники, — подшучивает над наивной Эстель, воплощающей образ этакой глуповатой блондинки, откровенно издевается над беднягой Кэролом. И в то же время может подойти к такой же циничной Рите и сказать: «Эстель слишком добрая и хорошая. Не то, что мы с тобой. Сделаешь ей что-то — пожалеешь!»
И потом, он ведь раньше сам был имперским рыцарем, но был изгнан. За что? Почему его лучший друг — это забавный пёс то ли с сигарой, то ли с палкой в зубах? И почему при встрече с тем же Флинном они сначала спасают друг друга от бандитов, а потом сами скрещивают мечи? Кто этот Флинн и почему встречи с ним так добивается Эстель?
А поговорить?
Вопросы накапливаются, интригуют, внутри зреет желание посмотреть аниме-приквел Tales of Vesperia: The First Strike. А в образе Юрия чувствуется та загадка, таинственность, которая так привлекает женщин и настораживает мужчин. В принципе, сценаристы всех партийных RPG, где есть герой и его компаньоны, стараются максимально интересно раскрыть отношения между ними, но авторам Tales of Vesperia действительно удалось справиться с этой задачей.
Одновременно в бою могут участвовать только четверо.
Персонажи помимо Юрия Лоуэлла тоже предельно харизматичны. Да, в целом архетипы узнаваемы, но прописаны с большим вниманием к деталям и с любовью. Поэтому многочисленные диалоги-сценки между сопартийцами (которых тут больше, чем в любой Dragon Age или Baldur’s Gate) пропускать совершенно не хочется. Наоборот, я бы ещё раз посмотрел на реакцию Юрия и Репида, когда они слышат, как Эстель рассказывает, что обязательно поставит памятник всем убитым ею врагам. Или как Кэрол смотрит на Риту, когда та злится, как они вместе забавно пытаются сбежать, когда Юрий и Эстель снова заводят разговор про бластии.
Все эти сценки поданы достаточно примитивно, на уровне рисованных портретов и бегущих строчек диалогов, но одним выражением глаз и эмоций на портрете авторы порой добиваются большего эмоционального отклика, чем дорогущие киношные ролики.
Бои не местного значения
Сам сюжет достаточно быстро набирает обороты, разрастается, становясь по-хорошему эпичным, где-то умиляет, где-то удивляет, поднимает новые темы, выходя за пределы обычной погони за артефактом, интригует явно назревающим любовным треугольником, но никогда не оставляет равнодушным. Ради него я был готов терпеть не самую удобную в плане управления (так казалось поначалу) боевую систему, совмещающую раздачу приказов на паузе с беготнёй в реальном времени по замкнутой арене.
А уж когда приноровился, включил полуавтоматическое управление главным героем (а можно и вовсе всё отдать на откуп ИИ), то жить стало веселее. Как водится, многие сражения тут — чисто для накопления опыта, денег и расходуемых предметов. На нормальном уровне сложности их проходишь, зевая и не глядя даже на экран — просто жмёшь кнопки, и всё.
У всех персонажей в партии есть свои приёмы, навыки и снаряжение, которое регулярно нужно обновлять и улучшать.
Но чем дальше, тем сложнее. Появляются новые интересные механики — совместные атаки, накопление ярости и другие. А уж когда встречаешься с каким-нибудь «боссом» (особенно с Заги), то сон как рукой снимает. И зачастую приходится заниматься лёгким «гриндом», подкапливая уровни и пополняя запас зелий. Впрочем, «гринд» тут куда менее утомительный, чем во многих других JRPG.
Да и в целом местная «боёвка» может показаться примитивной только в первые часы — она действительно стала украшением Tales of Vesperia. В ней, как и в системе прокачки, в комбинировании навыков от разных предметов, в возможности определять стратегии и формации для партии, есть свои нюансы — и всё это надо изучать, особенно если вы играете на высоком уровне сложности.
Новое — хорошо улучшенное старое
В остальном Tales of Vesperia достаточно традиционна. Путешествия по глобальной карте с беготнёй от надоевших монстров, зачистка подземелий, где появляются загадки с активацией алтарей, возможность разбить лагерь и отдохнуть, готовка еды по рецептам, торговля в городах, где также можно изготовить зелья и улучшить экипировку, мини-игры, коллекционирование — возможностей масса. И если заниматься всем, то и ста часов может не хватить. Но никто не принуждает: хотите — идите только по сюжету.
Заниматься всем хочется ещё и потому, что в лице Definitive Edition мы получили почти идеальный ремастер, который радует шикарной рисованной графикой, массой дополнительных костюмов, возможностью переключаться между английским и японским озвучиванием и взять в команду очаровательную малышку Патти Флёр. И вот уже снова заброшены Dragon Quest XI и Red Dead Redemption 2, да и вопросы продолжения рода моего исключительно гетеросексуального Алексиоса в Assassin’s Creed Odyssey, видимо, придётся решать потом…
Многие приёмы и навыки персонажи изучают прямо в сражениях.
Да, Tales of Vesperia: Definitive Edition — это не Pillars of Eternity, Planescape: Torment или ещё какая-нибудь взрослая партийная RPG. Персонажи тут не решают вселенские вопросы, не спорят с богами и не пытаются стать ими, они не признаются в массовых убийствах и содомии. Они не то чтобы более простые и примитивные, а более понятные, где-то наивные и чистые (хотя и не все), но со своими опять же знакомыми всем заморочками. Когда-то я любил повторять, что японские RPG — это для маленьких, что взрослым дядькам нужны жёсткие игры про взрослые проблемы. Сегодня, когда мне уже 43, почему-то всё чаще не хватает таких вот трогательных и немного наивных, но очень увлекательных сказок. Стареем, блин…
Плюсы: интригующий сюжет; множество отлично прописанных персонажей; харизматичный главный герой; обилие интересных геймплейных возможностей; шикарная рисованная картинка; атмосферные музыка и озвучивание (теперь и на японском).
Минусы: бои иногда превращаются в кучу-малу или вовсе воспринимаются как пустая трата времени.
" Как водится, многие сражения тут — чисто для накопления опыта, денег и расходуемых предметов. На нормальном уровне сложности их проходишь, зевая и не глядя даже на экран — просто жмёшь кнопки, и всё."
Изумительно.
Вы из за любых анимешных глазок готовы игре простить буквально все грехи.
Пойди попробуй их нагугли) Попалось задание искать какого-то Клая, пару раз с его родственниками в городе можно поболтать, а где его дальше искать без понятия. И в Гугле ничего не находит.
Это то да, но несколько о другом. В данном случае у этих переводчиков есть полноценные шкалы прогресса перевода. И они вот такие: Разбор ресурсов: 100% Текстуры: 095% Сюжетные диалоги и NPC: 100% Сценки: 100% Синопсис: 100% Меню: 100% Глоссарий: 095% Вставка контента: 095% Редактирование: 100% Тест: 005% И так приблизительно год. А в блогах они всех кормят обещаниями и завтраками.
Изумительно.
Вы из за любых анимешных глазок готовы игре простить буквально все грехи.