The Banner Saga 3 пройдена, решение, касающееся судьбы мира, принято, по экрану бегут титры, звучит прекрасная музыка со скандинавским оттенком. А на душе борются два чувства. С одной стороны, игра получилась прекрасной, под стать гранд-финалу такой саги. А к её героям (и даже злодеям) за эти четыре года, что прошли с момента выхода первой части, так прикипел душой, что расставаться с ними совсем не хочется. С другой — не покидает ощущение, что третья часть могла бы получиться ещё лучше. Сейчас объясню почему.
В статье встречаются лёгкие (или не очень — зависит от вашего восприятия) спойлеры. Мы предупредили!
https://www.youtube.com/watch?v=nHOnd1asdVY
Через туман и Тьму
По сравнению с ранней версией релизная практически ничем не отличается. И всё, что я писал в своём недавнем превью, верно и в отношении рецензии. Коротко напомню суть. Всю дорогу мы сражаемся с новым видом противников — искажёнными Тьмой, что надвигается на мир. Враги сильны, опасны и атакуют волнами. Выдержав одну, мы решаем, сбежать или биться до победного конца, заменив на переправе несколько раненых или выбывших из строя бойцов новыми.
В свою очередь, игрокам стали доступны легендарные валки и ткачи (сиречь маги), а также одна ведьма и даже певец камня из числа драгов — наших главных недругов, каковыми те считались на протяжении первых двух частей. Используя с умом их уникальные способности (и даже в одном случае бессмертие), можно избежать больших проблем во многих ключевых сражениях.
Также с умом нужно прокачивать персонажей, выбирая для них новые перки — те открываются после того, как нужная характеристика развита до предела. Кроме того, всем персонажам, достигшим наивысших уровней, теперь доступны так называемые титулы. Это тоже разновидность перков со своими бонусами. Например, титул «Гора» на каждом из пяти уровней даёт прибавку к броне и силе, «Брошенный» увеличивает характеристики в бою, если рядом с воином нет союзников, а обладатель титула «Дающий надежду», наоборот, дарит бонусы соседним камрадам.
Даже в сражениях тут хочется не драться, а любоваться работой художников.
Привычка к лучшему
При этом The Banner Saga 3, как я и писал, оказалась самой мрачной и тяжёлой из всех трёх игр. Скорости, с которой тут умирают главные и не очень персонажи, мог бы позавидовать и Джордж Мартин (George Martin).
Впрочем, в некоторых случаях они могут и не умереть — многое здесь по-прежнему зависит от действий самого игрока. В решающий момент, когда одна группа персонажей держала оборону в городе, ставшем конечной целью их путешествия, игра даже припомнила, сколько людей, варлов и бойцов мы сохранили в караване — их количество пересчитывается в часы и сутки, оставшиеся до падения города. Именно столько дней останется в запасе у другой группы, бредущей сквозь Тьму к Белой башне, чтобы успеть спасти и мир, и своих товарищей.
Однако, вопреки ожиданиям, не все наши решения учитываются в развязке этой истории. Да, тень некоторых из них сквозит в финальном диалоге и даже в статичной картинке в ролике, на которой можно наглядно увидеть, кто из героев выжил, а кто нет. Но глобально, что бы вы ни решали до этого в трёх выпусках саги, всё сводится к одному диалогу и трём вариантам ответа, определяющим судьбу мира, — это напоминает то, что мы видели, например, в Mass Effect 3. К тому же очень не хватает финального, в духе серии Fallout, рассказа о том, что стало с теми или иными героями и городами — от такой игры этого ждёшь особенно.
А ещё лично мне в финальных сражениях снова, как и во второй части, не хватило сложности и вызова — они легче, чем самые первые, в которых мы участвуем в начале игры.
Как видите, валки обладают очень полезными способностями.
И всё же The Banner Saga 3 определённо заслуживает аплодисментов. Это квинтэссенция, воплощение всего лучшего, за что мы полюбили эту трилогию. Непростые, со своей изюминкой, пошаговые сражения, продуманная и необычная ролевая система тут цементируются элементами визуальной новеллы — с отлично проработанными персонажами, нетривиальным миром и эмоциональным сюжетом, в котором не все, но многие решения действительно имеют значение. И всё это обрамляется шикарной рисованной картинкой и атмосферным музыкальным сопровождением.
Хочется верить, что в ближайшем будущем мы увидим и другие подобные игры — благо пример Ash of Gods: Redemption уже перед глазами. Ну а пока в ответ на многочисленные слова благодарности, на которые не скупятся авторы в финальных титрах, хочется сказать большое спасибо им — это было незабываемое приключение.
Плюсы: шикарный сюжет, в котором наконец расставляют все (ну, почти) точки над i; важность выбора, от которого зависит жизнь и смерть многих персонажей, в том числе и главного героя (или героини); мрачная атмосфера; новые виды противников; великолепный саундтрек.
Минусы: в эпилоге не хватает подробного рассказа о судьбах выживших персонажей и о последствиях решений, которые мы принимали на протяжении трёх игр; финальные сражения могли бы быть и посложнее.
Непойму восторгов, игруля очень так се. Скучная и геймплей пошаговый ниачем. Ваще игры с пошаговым геймплеем в 2018 году безбожно устарели. щас нада динамичные бои делать, а не ждать када противник походит.
Ещё забыл добавить шо графон в игре -восстание Спартака. Накуй нам в 2к18 какие то там шейдеры, тесселяции, объемное освещение. Тектурки раскрасили и решили шо мона игру продавать ппц просто…
Жопная локализация. Иногда непонятно о чём вообще персонажи говорят. Такое ощущение, что переводили каждое предложение отдельно от другого, а не целый текст.
У меня умерла только Фолька. А так игре не хватает эпичных видеовставок. К примеру нам показали крутого Сундра, который ростом с титана сносит гигантский забор своим якорем. Это круто, но то как мы его почти победили, показывают текстовым сообщением, а в битве он не сильно больше обычных каменюк. Вся эпичность момента сразу пропадает.