Последние годы весь мир с интересом следит за Microsoft. Стараниями Фила Спенсера (Phil Spencer) компания восстановила репутацию после своих спорных выкрутасов на запуске Xbox One и теперь регулярно становится героем больших новостей: то Bethesda купит, то Activision Blizzard под крыло возьмёт. Геймеры относятся к подобным сделкам благосклонно — однако независимые студии и их основатели, как оказалось, несколько иного мнения о происходящем.
В свежем материале BBC инди-разработчики поделились страхами насчёт постоянного расширения и без того крупных корпораций. На их взгляд, даже сейчас маленьким командам живётся несладко: например, Таня Шорт (Tanya Short) из Kitfox Games рассказала, как тяжело ей было привлечь издателей к Boyfriend Dungeon.
Они все отвергли [игру]. Говорили, что название недостаточно интересное, кто-то просто не понял, о чём она и зачем.
С тех пор утекло много воды. Необычный гибрид визуальной новеллы и «рогалика» спасли сарафанное радио и Kickstarter — благодаря им платформодержатели разглядели потенциал проекта, поэтому Boyfriend Dungeon можно приобрести не только на ПК, но и на Xbox и Switch. Однако подобным образом везёт далеко не каждому: необычным проектам не так-то просто «выйти в люди», и расширение Microsoft, уверена Шорт, сделает ситуацию ещё сложнее.
Сама компания уверяет, что продолжит поддерживать маленькие студии, однако разработчиков это не успокаивает. Например, одним из немногих эффективных способов распространения инди считается Game Pass — и пускай он удобен, независимые команды опасаются, что скоро им придётся бороться за право попасть на платформу, ведь это единственный способ хоть как-то привлечь внимание широкой аудитории.
Кроме того, Шорт подчеркнула, что студии помельче уже и так избегают рождественских праздников как огня: выпускать что-то в сезон ААА-премьер просто безрассудно, маленькую новинку просто никто не заметит. А если учесть недавние поглощения всё той же Microsoft, перспективы у инди-релизов становятся ещё мутнее:
Приобретение Activision нас пугает, потому что из-за сделки становится всё сложнее игнорировать очевидный вопрос — вдруг крупные компании будут доминировать на рынке весь год, что в таком случае делать нам?
Подобные страхи частично разделяет Юрий Жданович, основатель и глава Sad Cat Studios — студии, разрабатывающей киберпанковскую Replaced. Хотя Жданович доволен сотрудничеством с Microsoft (релиз его игры состоится через Xbox Game Pass), он не уверен, что корпорация будет достаточно активно поддерживать независимые студии в будущем.
Пирс Хардинг-Роллс, аналитик из Ampere Analysis, отметил ещё один важный фактор — сервисы вроде Game Pass хоть и помогают распространению инди, в долгострочной перспективе они способны навредить их продажам. Геймеры будут меньше заинтересованы в покупке игры, если они могут просто попробовать её за меньшие деньги.
Вполне возможно, независимые релизы за пределами этих сервисов будут привлекать меньше внимания геймеров, ведь они обычно концентрируются на играх, которые можно попробовать в рамках подписки.
Согласно порталу VG Insights, больше 50 % инди в Steam не принесли и $4 000 дохода, поэтому ситуация и правда вырисовывается не самая оптимистичная. В противовес Microsoft настаивает, что Game Pass расширяет аудиторию инди-игр, открывая для пользователей жанры, к которым они раньше не притрагивались. Например, 60 % людей, поигравших в Human: Fall Flat через Game Pass, до этого не играли в головоломки. И 40 % из этих 60 % затем приобретали игры-головоломки за пределами подписки, рассказывает корпоративный вице-президент игровой экосистемы Xbox.
Напомним, сделка между Microsoft и Activision официально закроется ближе к концу июня 2023 года. До этого обе корпорации будут работать независимо друг от друга.