Бывший экономист Valve: NFT не представляет угрозы, а переходить в метавселенную ещё слишком рано

Лина Скорич 31 января 2022 18:10 21

Янис Варуфакис (Yanis Varoufakis), бывший министр финансов Греции, а до этого занимавший место экономиста в Valve, дал большое интервью порталу Crypto Syllabus. В беседе затронули тему NFT, метавселенных и блокчейна.

  • По мнению Варуфакиса, метавселенные появились ещё десять лет назад:
Уже тогда игры Valve создавали настолько огромную экономику, которая одновременно восхищала и пугала компанию. Некоторые цифровые ассеты, ранее распространявшиеся бесплатно (выпадая в игре), начали продавать на eBay за десятки тысяч долларов задолго до того, как у кого-то возникли мысли об NFT.
  • Создавая торговую площадку, Valve переживала, что будет, если цены на прибыльные товары внезапно рухнут. Это мешало сотрудникам компании спокойно спать по ночам.
  • Спустя десяток лет, специалист осознал, что геймеры уже давно обитают в полноценных метавселенных. Игра завлекала людей внутрь системы, после чего они начинали проживать в ней немалую часть жизни: заводили друзей, создавали товары на продажу и т. д.
    • Именно поэтому Варуфакис раскритиковал Марка Цукерберга (Mark Zuckerberg). По его словам, глава Meta желает поместить миллиарды далёких от игр пользователей в цифровую социальную экономику по типу Steam с подконтрольной ему валютой. «И как тут устоять от выстраивания параллелей с цифровой вотчиной, в которой Цукерберг жаждет стать техно-лордом?» — интересуется бывший министр. Так что Цукерберг не предлагает миру что-то новое, хотя в презентациях и интервью он явно пытается доказать обратное.
Янис Варуфакис собственной персоной.
  • Далее речь зашла об NFT. Варуфакис сразу привёл в пример шапки из Team Fortress 2:
Игроки в Team Fortress 2 были одержимы цифровыми шапками. Изначально они выпадали бесплатно, а позже часть из них перестали выпускать, из-за чего они переходили в разряд коллекционных. Геймеры начали обмениваться ими в игре, а когда спрос на некоторые сильно вырос, люди перебрались на eBay, иногда продавая предмет за тысячи долларов. Заметьте, какой уровень доверия был между пользователями. Ведь продавец мог спокойно уйти с деньгами и шляпой.

Позднее Valve убрала необходимость в настолько высоком уровне доверия, так как запустила внутриигровой рынок, исключив из цепочки eBay и получив доступ к ещё одному источнику обогащения.
  • Янис Варуфакис считает, что NFT имеет два отличия от подобных сделок с шапками в Steam: блокчейн убирает из уравнения компании и позволяет перенести ассет из одного цифрового измерения в любое другое.
  • NFT не несёт в себе разрушительный потенциал, уверен бывший экономист Valve. По его словам, токены не представляют собой ничего нового, за исключением возможного «усиления идеологии капитализма».
  • По мнению специалиста, мир ещё далёк от времён, когда все смогут уйти в метавселенную и зарабатывать в её параллельной экономике:
Хорошо, когда ты молодой человек из Шеньчжэня, который зарабатывает по шестьдесят тысяч долларов в год, рисуя шапки на компьютере, а не гробит своё здоровье на потогонном производстве. Но смогут ли все работники Шеньчжэня (и других городов) вырваться из подобных фабрик и переехать в метавселенную? Нет, пока мы не заменим этих рабочих роботами, способными поддерживать текущий уровень благосостояния.

Пока у нас нет роботизированных рабов, обслуживающих человечество в целом, идея о том, что люди должны играть как роботы, а в свободное время чувствовать себя человеком — апофеоз мизантропии.

Напомним, крупные игровые компании начали втягиваться в технологию NFT и криптовалюты. Так, Konami заработала приличную сумму на токенах по своей франшизе, а Ubisoft занимается своей NFT-площадкой. Особняком стоит Valve, официально запретившая игры на основе блокчейна на своей площадке.

Другие новости

Комментарии

Ну, как видно многие просто не осознают потенциал nft. В целом то идея не нова. Как верно подметил эксперт, Steam уже давно является метовселенной. Причем там есть как явные пюсы, так и минусы. Это удобный цифровой магазин со встроенной социальной сетью, торговой площадкой и прочими радостями. Только вот Steam уже давно перерос просто удобный сервис цифровой дестрибьюции. Теперь это хитрая машина по вытаскиванию денег из сформированного комюнити. Все от рекомендаций до распродаж нацелино на то чтобы ты приходил не просто покупать интересную тебе в данный момент игру, а тратил деньги. Не важно на что, не важно что бэклог на годы вперёд. Главное продать выгодное предложение и заработать на этом. Это не хорошо и не плохо само по себе. Но фактически Стим это рабочий прототип. Тем не менее есть и минус. Стим замкнут в рамках платформы и даже на ПК он не является единственным магазином. Следовательно строить цифровую экономику вокруг него не так эффективно. Т.е. эффективно со стороны Valve, но для какой-нибудь условной ЕА не очень. НФТ в данном случае неплохое решение. Независимые торговые площадки есть. При этом сам товар не привязан к ней как в Стиме. Т.е. нфт по умолчанию мультиплатформа. Что хорошо. Так же нфт это не сам асет внутри конкретной игры и при желании его можно делать универсальным, например нфт балаклавы r6s, может одновременно быт капюшоном в новом ассасина или той же маской в новой части той же серии. При этом разработчики облегчают себе задачу по переносу и синхронизации скинчиков. Асет конечно надо изготовить, но привязка к универсальной базе данных, на поддержание которой ещё и не надо тратить свои кровные это всегда плюс. В итоге я пожалуй согласен с тем что нфт это перспективно. Да они находятся в серой зоне. Но если быть откровенными любая цифровая собственность там находится. Тот же черный рынок скинов из Stеam с бесконечным рулетками является уж точно не меньшим злом. А ведь эти спекуляции и скам являются последствиями довольно удобного сервиса. С нфт будет плюс минус так же. Но мне кажется возможность иметь независимы инвентарь в рамках серии игр или даже в рамках игр одного издателя это круто. Выбил скинчик на ПК, обменял его на скин который твой друг вырл на Боксе. А через полгодика ввшл ещё более крутой, который приобрел с продажи насккучившего инвентаря. Есть впрочем и подвнве камни связанные с жадностью конкретных издателей. В конце концов есть фтп-игры оторое выжимают из тебя каждую копейку, а есть те, которые спокойно играться без лишних вложений. Все это повторится и с нфт, но повторится и без внедрения этих токенов. Так что я скорее «за» чем против. В конце концов в те же ассасины я никогда не донатил, и что с нфт что без них я туда донатить не буду. 
А зачем делать NFT-площадку для игр, если есть живой пример Valve, который создал хорошую площадку кейсов и скинов?Пока что понятно только то, что в NFT-площадке ты покупаешь брелок, который показывает,  что ты владелец этой вещи, но не сам вещь. NFT — штука перспективная. В будущем можно что-то заимствовать без волокиты (если создатели всё не профукает). Но сейчас это существует в ОЧЕНЬ сыром виде. Видимо, «некоторые» люди хотят этим воспользоваться, чтобы заработать ещё больше денег.
В Valve выращивают профессионалов-министров мира.
Бывший Министр финансов Грецииа теперь и бывший министр финансов Габена Впринципе я бы на такого бывшего времени не тратил :D
Объясняю — никто не знает, кроме тех кто о ней говорит. А те кто о ней говорят еще не придумали.
Все комментарии