Второй вопрос — по повестке — не касался Батлы.
В Steam система критики работает очень хорошо.
Читая отзывы одиночек (если ты не разработчик-неженка) ты можешь отфильтровать объективные замечания и поправить их либо взять на вооружение для следующего проекта.
А глядя на общую статистику («крайне положительные», «В основном отрицательные») можно понять нашёл ли ты свою аудиторию и хорош ли твой проект в целом.
В таком формате критика эффективна. Тоже самое касается пользовательских оценок на Метакритике, под видео Youtube, и к примеру на сайте Stopgame.
Возьмём к примеру Cyberpunk 2077.
Было ли приятно разработчикам Cyberpunk 2077 видеть, как втаптывают в грязь их детище? Конечно же нет.
Однако за что конкретно ругали Cyberpunk 2077?
Сырость и забагованность. Кому предъявляют эту вину? Руководству, потому что те обманывали аудиторию. Заслуженно? Да.
Нарушенный баланс. Кому предъявляют эту вину? Тем разработчикам, которые отвечали за баланс тех или иных механик в игре. Заслуженно? Да. Разработчики, которые отвечали за баланс схалтурили.
Транспорт в игре. Тоже самое. Кто отвечал за транспорт?
Система прокачки. Она ужасна. Кто виноват?
Система имплантов не работает так, как должна. Чья вина?
Экшен-составляющая. Тоже не ахти, есть вопросы.
Подбор актёров российской озвучки. Не самый идеальный выбор по некоторым персонажам.
И винить во всех указанных бедах только руководство CDPR в корне не верно. Организовать разработку игры-блокбастера с огромным бюджетом сложно. Руководство физически не способно выполнить работу за тех, кто отвечает за каждую отдельную механику и составляющую.
При этом разработчик может не корить себя за качество воды в игре, если он знает, что к примеру движок перезаливался за несколько лет разработки несколько раз и конечную версию, которую надо было снабдить нормальной водой и где вода должна была адекватно взаимодействовать с другими объектами, ему дали за пару месяцев до релиза.
А вот если он знает, что сделал воду на от*ебись, то критика в его адрес абсолютно объективна.
Лично я ждал от игры ещё более худшего уровня. Меня Cyberpunk 2077 устроил. Я играл в The Witcher, The Witcher 2 на старте и, помня этот опыт, ждал от Cyberpunk 2077 сюрпризов, но понимал, что меня интересует в данной игре — повествование. И CDPR дали достойное повествование.
Однако критика нужна. Хочется верить, что критика Cyberpunk 2077 позволит всем причастным сделать выводы.