Разработчики Eximius: Seize the Frontline обвинили свою же игру в нарушении авторских прав, чтобы разобраться с издателем
DMCA — закон об авторских правах в цифровую эпоху. Он позволяет заявлять о нарушении авторских прав без длительных судебных разбирательств: в Steam, например, есть специальная
форма для жалоб на основе DMCA. Разработчики
Eximius: Seize the Frontline придумали оригинальный способ использования системы: они оформили нарушение авторских прав на
Eximius (то есть на собственную игру!), чтобы разобраться со своим издателем.
Ammobox Studios — студия из 10 человек, расположенная преимущественно в Малайзии. Глава компании
Джереми Чу (Jeremy Choo) в обсуждении на
Reddit уверяет, что
Ammobox работала над
Eximius: Seize the Frontline — смесью шутера и стратегии — в течение восьми лет. Но издатель им понадобился только ближе к запуску в раннем доступе Steam, который состоялся 27 сентября 2018-го.
Чу рассказывает, что крупные издатели не хотели связываться с
Ammobox: они не доверяли новой команде без выпущенных проектов за плечами. В итоге
Ammobox отчаялась настолько, что связалась с неизвестным британским издательством
TheGameWall Studios. Мол, если индустриальные аутсайдеры подружатся с индустриальными аутсайдерами, из этого может что-то получиться.
Чу признаёт, что решение было очень глупым, и берёт всю ответственность на себя.
https://youtu.be/nt6SGgQnVSkTheGameWall сначала выглядела весьма солидно: представитель издательства сыпал планами развития игры, обозначал идеи для маркетинга, упоминал имена крупных стримеров, которые будут освещать
Eximius… В общем, всячески пытался доказать серьёзность намерений. В итоге контракт подписали.
Однако после запуска
Eximius в раннем доступе
TheGameWall начала нарушать обещания, не переводила деньги, а в ноябре 2018-го полностью пропала с радаров.
Ammobox не видела ни единой копейки выплат в течение трёх месяцев, хотя игра успела поучаствовать аж в четырёх распродажах: во время запуска в раннем доступе, на Хеллоуин, а также в сезоны осенних и зимних скидок. Студия очутилась в печальном финансовом положении: мало того что нужно платить зарплаты разработчикам, так необходимо ещё и содержать серверы для мультиплеера
Eximius.
Отчаявшись,
Ammobox прибегнула к крайним (очень изощрённым) мерам: в конце декабря студия
оформила жалобу DMCA на своё родное дитятко и тем самым остановила продажи игры в Steam. Шаг оказался успешным: компании удалось привлечь внимание
Valve, отобрать
Eximius у
TheGameWall и перехватить издательские обязанности в Steam.
Игру продавали и на других площадках — GreenManGaming, Fanatical и Humble Store. Но, как жалуется
Чу, лишь
Valve отреагировала достаточно быстро. На момент написания новости
Eximius не получается найти на GreenManGaming и Fanatical (видимо, площадки уже сняли игру с цифровых полок), а вот в
Humble Store продажи идут, причём издателем до сих пор указана
TheGameWall.
Во время обсуждения на Reddit выяснилось, что от действий
TheGameWall пострадала не только
Ammobox. Авторы игры
Slinki пытались работать с этим издательством в районе 2015 года, но тоже не получили положенных выплат. Разве что
TheGameWall добровольно вернула права на издание
Slinki, когда истёк срок действия контракта.
Как пишет
GamesRadar, у TheGameWall есть лишь
один активный сотрудник. Скорее всего, именно с ним общались разработчики
Eximius и
Slinki. Телефонный номер, указанный в профиле
TheGameWall, отключён, а социальные сети компании не обновляются с сентября 2018-го. Похоже, единственный сотрудник
TheGameWall просто молча «стриг капусту» с доверчивых и неопытных инди-разработчиков.
В обсуждении на Reddit
Чу пишет, что не может разобраться с
TheGameWall через суд. Во-первых, у издательства не было грубых нарушений закона или даже манипуляций с контрактом. Во-вторых, дело сложное: малайзийская студия выступает против британской компании по американским законам. В-третьих (что, наверное, самое важное), для судебного процесса необходимо много денег и времени, а такой роскоши у
Ammobox сейчас нет. Но студия попытается сделать всё возможное, чтобы
TheGameWall вылетела из бизнеса.
Сейчас
Eximius: Seize the Frontline вернулась в продажу
в Steam и стоит 515 рублей. Издателем числится
Ammobox Studios.
В обсуждении на Reddit Чу пишет, что не может разобраться с TheGameWall через суд. Во-первых, у издательства не было грубых нарушений закона или даже манипуляций с контрактом. Во-вторых, дело сложное: малайзийская студия выступает против британской компании по американским законам.
Мне вот интересно, как одно с другим согласуется. Они сами говорят, что грубых нарушений закона нет, но в то же за нарушение американского закона им возвращают издательские права. Издательские права «не равно» авторские права. Эти права вместе с другими сообразуют право интеллектуальной собственности. По идее, им все равно придется идти в суд, ведь договор остался, и только суд его может расторгнуть, иначе договор будет висеть над ними домокловым мечем.