15 апреля 2016 15.04.16 1 2443

Aliens vs. Predator (2010) [Обзор игры]

+6

В последнее время стало модным говорить о том, насколько приблизилась игровая индустрия к киноиндустрии. Тьфу, слово-то какое — «индустрия». Продукты, конвейеры — мы не будем обсуждать то, как штучные проекты, выражавшие определённые идеи и настроения превратились в поточное производство ментального фастфуда, видимо, того требует время. Мы отметим главную похожесть кино и игр сегодняшнего (и недалеко вчерашнего) дня — это кризис идей. Ремейки, сиквелы, приквелы, экранизации комиксов — всё это найдёт отражение и в игровой промышленности. Перезапуски, переиздания, переосмысления, игровые адаптации кино. Всё, что осталось, укладывается в две темы — злобные пришельцы и очередная мировая война. Ладно, три — ещё про то, как «мелкий воришка шёл к успеху в криминальном мире». Не знаю, пересматривают ли Бонус и Гамовер записи своих старых передач «От Винта» из 90-х, но у меня, к примеру, вызывает улыбку их тогдашнее сетование на однообразие тематики игр, либо на совсем уж безумные сюжеты. Сейчас тогдашнее «однообразие» воспринимается как немыслимое богатство форм и содержаний. Вот откуда растут ноги у всяческих перезапусков — что модет быть проще, чем пересказать старую историю на новый лад, снабдить оную современным «мотором» и считать прибыль?
 

Оказывается, не всё так просто. Не всегда получаются вещи вроде Tomb Raider. Или хотя бы Doom 3. Видимо, по той простой причине, что пересказчик не должен быть косноязычен в обращении к игроку, его пересказ должен либо следовать оригиналу, дабы сохранить его дух, либо предлагать что-то качественное своё. А для этого нужен недюжинный талант, или хотя бы чувство меры. 
 

В серии AvP — именно с точки зрения игровых адаптаций — самым (а может, и единственно) талантливым пересказом вышеджей в далёкие девяностые на игровых автоматах фирмы Capcom истории о Человеке, Чужом и Хищнике, общепризнанно считается великолепная AvP 2 за авторством Monolith. При всём моём ностальгическом уважении к первой части ПК-осмысления кровосмешения Чужого и Хищника, я не могу назвать её действительно хорошей игрой рядом с тем, что вышло у Monolith. Отцы Blood рассказали по-настоящему интересную историю, наполнив её героями, которых любишь и ненавидишь. А в качестве бонуса — облачила эту историю в механику первой AvP с тремя непохожими кампаниями, доработав, однако отдельные её элементы — вроде использования морпехом сварки и хакерских приспособлений, вроде самозаряда у Хищника и прорывания грудной клетки хозяина при игре за Чужого. Кроме того, игроку давали порулить активным камуфляжем, ввели задорную расчленёнку и слегка подпортили атмосферу динамической музыкой. Словом, получилась настоящая конфетка, способная увлечь на долгие часы. Вот только конфетку эту по какой-то причине игроделы впоследствии выбросили на обочину, игнорируя сериал на протяжении восьми лет. И вот, в 2010 году, под крылом Sega, ещё со времёт Sega CD показавшей, как она умеет принимать нужные и своевременные решения, выходит не то игра, не до HD-конверсия первой части AVP от создателей этой самой первой части, Rebellion. То есть, пересказывали эти господа, по сути, сами себя. Ещё проще, чем переосмысливать кого-то. И в общем-то пересказ получился неплохим — только каким-то уж очень буквальным. Вроде Serious Sam HD, переиздание с парой новых примочек — но никак не полноценный ремейк. И ни в коем случае не дорогой блокбастер. Впрочем, по порядку.
 

В русском интернете текстовых обзоров на игру довольно много — и все написаны людьми, игру до конца не прошедшими. То один напишет, мол, нету у Хищника зрения, чтобы чужих видел — а маска с таким зрением появляется в середине кампании Хищника. У второго — все три вступительных ролика подозрительно одинаковые. Значит, за Чужого даже не запускал. Ну и всё в таком духе — общие слова и фразочки, почерпнутые из «Мнения» «Игромании», где Макаренков с Логвинове состязались в своей некомпетентности и неумении аргументированно вычленить плюсы и минусы конкретного проекта. А не так, что «мне надоело и не понравилось». Поэтому хотелось бы рассмотреть программу непредвзято, от начала и до конца. И в свете того, что это — не продолжение AvP 2, это игра 1999 года, посредством пластики превращённая в игру 2010 года. Поэтому сразу снизьте планочку и не ждите Call Of Duty или Crysis про Чужих. 
 

И в первую очередь это касается сюжета. Если в старой AvP сюжет практически отсутствовал — перед нами был набор миссий, кое-как склеенный (а то и не склеенный) редкими видеороликами и полубрифингами. Если сравнивать это с тем, что Rebellion выдавили из себя на седьмом поколении приставок и соответствующих ПК, то не так уж плоха история игры. Вездесущая корпорация Вейланд-Ютани находит на отдалённой планете пирамиду-святыню Хищников, где зашифрованы координаты родной планеты Чужих. И лично Чарльз Бишоп Вейланд (впрочем, потом выяснится, что не лично), озвученный, к слову, самим Лэнсом Хенриксеном, вскрывает пирамиду и вызывает тем самым десант Хищников и нашествие Чужих. Попутно морская пехота ловит сигнал бедствия с колонии, что расположена на планете — и направляется на выручку колонистам. Как обычно, ситуация выходит из-под контроля, почти весь отряд помирает до середины игры, остаются в живых только наш Новобранец и Текила (не Тила). Никаких характеров не ждите — перед нами просто везуйчий молчун вроде десантника из Doom и бой-баба, которую ещё и Чужим заражают. Попутно выясняется, что вейланд проводил эксперименты над Чужими, пытаясь получить совершенное биологическое оружие. И гибель колонии — это, оказывается, «упс!». Новобранцу и Тиле больше на планете делать нечего, и они выходят на андроида Катю (видимо, для американцев русские до сих пор представляются некой диковинкой), которая советует заморозить Текилу и переправить в то место, где ей помогут. На личном челноке Вейланда. Для чего этого самого Вейланда придётся того — убить. Схватка с андроидом-подделкой под Вейланда, на мой взгляд, лучшая битва с боссов во всей игре. Тем более, что её окончание на порядок эффектнее, чем невразумительное QTE в  Bulletstorm во время битвы с Саррано. Герои улетают с планеты на фоне ядерного взрыва. И пилоты челнока докладывают настоящему Вейланду — мол, всё прошло как надо, у нас есть живой образец. И тут начинается кампания Хищника. Суть её сводится к восстановлению чести рода и недопущению осквернения людьми Маски, Нарукавника и прочих артефактов. Попутно, откуда ни возьмись, появляется Чужехищник, которого вы должны непременно убить. Схватка в лаве впечатляет, но не так, как битва с андроидом-Бишопом за морпеха. А после всего Хищник взрывает храм и улетает искать родную планету Чужих. Зачем — неясно. Зато у Чужого всё просто — освободи братьев, Королеву и убей всех человеков. Вместо босса — троица вялых Хищников и один Элитный Хищник. Но забавная концовка — ваш экземпляр добирается до военного корабля, убивает там всех и становится Королевой. Титры. Впрочем, нет, титров не будет. Вам скажут — игра пройдена на 100% и всё. Вот такая камерная история, больше всего подходящая для какого-нибудь боевичка категории «Б». Ни масштаба, ни характеров — но по сравнению с тем, что было, прогресс налицо. Глядишь, к 2020 году Rebellion научатся делать сюжеты и снова переиздадут AvP, только уже с отменной историей и яркими типажами.
 

Перейдём к игровому процессу. Никаких особенных откровений в нём нет — Морпех подарит нам как будто бы страшный шутер, Хищник — как будто бы «стеллс», а Чужой — как будто бы смесь стеллса и паркура. С одной оговоркой. Разработчики попытались перекроить баланс сил. Как это получилось? 
 

Что ж, в отношении Морпеха, должен сказать, мне понравилась постоянная нехватка боеприпасов к оружию — а когда они есть, оружие не всегда помогает от Чужих. Ну разве что дробовик и снайперская винтовка. Но штурмовая винтовка и смартган, равно как и пистолет, — это бессмысленная пальба в разные стороны, разброс пуль на метр от цели — и при всём при том это соответствует атмосфере фильма Чужие. Если стреляете в упор — то вас кислотой ошпарит. Жалко только, что оружия всего пять видов, притом, что таскать можно одновременно только два средних (дробовик, огнемёт, штурмовая винтовка и снайперская винтовка) и пистолет, либо один смартган и пистолет. Вроде реализма, который тут не особенно нужен. Не меньшим разочарованием стала битва с Хищником — лёг он без особого труда, даже не верится, что представитель его рода чуть Шварца не победил. Неплохая идея с аптечками — во-первых, их ваш персонаж может носить всего три, так что использовать придётся с умом. А во-вторых, использовать аптечку — это не просто нажать на кнопочку и здоровье восстановилось. Герой достаёт Шприц Первой Помощи и вкалывает себе, что занимает определённое время, так что во время боя лучше такими вещами не заниматься. Бу-эффекты не работают — так что «страшилок» от игры не ждите. Из интересных противников (помимо двух видов Чужих, Лицехвата, Королевы и Хищника) — боевые андроиды. Во-первых, они могут притворяться мёртвыми. Во-вторых — вы можете отстрелдить им голову, а они как ни в чём не бывало будут на вас переть. А после смерть взорвутся, так что близко не подходите. Боевой скафандр не дадут — не тот размах, но и то, что есть, вполне может развлечь.
 

Игра за Хищника более, если так можно выразиться, медитативна. Если в прошлых играх Хищник был королём вечеринки, то теперь прошлая бойня больше напоминает охоту. Дикие звери, если их много, охотника быстро выпотрошат. Так и с Хищником — если переть напролом, вам быстро рога обломают. В особенности, это касается людей, которые не так уж глупы, какими их изображали в AvP и AvP 2. Да «вечного генератора» у Хищника теперь нет — приходится подсасываться к источникам энергии людей. поэтому идеальная тактика в случает противостояния людям — это скрыться под камуфляжем и атаковать изподтишка, лучше всего копьём, так как при выстреле из пушки Хищник становится видимым (впрочем, как и при манипулировании механизмами). Чужие — наоборот, без особых проблем убиваются в рукопашной схватке, а для дальней атаки слишком резвые. Самое страшное оружие из четырёх — мина, копьё, диск и пушка — копьё. Довольно «медленное», но убивает с первого раза всех не-боссов. И плюс — метая копьё, вы не становитесь видимым. Кроме боёвки, игра за Хищника разбавлена несложными головоломками — достаточно войти в «режим концентрации» для того, чтобы увидеть, где ваша цель. Кроме того, в таком режиме Хищник может совершать сверхпрыжки, что необходиво в прохождении, поскольку уровни за Хищника часто многоярусные, и обойти, к примеру, автоматическую пушку лучше по верху, после чего её пульт управления нежно разбивается когтями. 
 

Но если уж говорить о короле — то им в AvP 2010, бесспорно, является Чужой. Лазает по стенам (не заблудитесь, поскольку у Чужого тоже есть «режим концентрации»), восстанавливает здоровье. Использует хвост, пробивая им кислородные баллоны (пригодится для уничтожения автоматических пушек) и разбивая светильники (пригодится для «стеллса»). Вся тактика сводится к «напрыгнул-замочил», так что бояться особенно некого. Даже Хищники в конце игры проходятся не сложнее, чем какой-нибудь синтетик. 
 

Отдельно хочется отметить — с сожалением — что трофейные убийства, что за Хищника, что за Чужого, никакой выгоды не несут. Только очками в сети делиться.
 

Что ж, обратимся к «технике». Игра использует «мотор» Asura, фирменный динамический каркас Rebellion, впервые продемонстрированный в Dred vs Death (а ещё — нашёёёёл! — его использовали в Dead To Rights Reckoning для PSP). Из более свежих игр на движке — Sniper Elite 3. Если честно, мотор довольно капризный — в особенности, на «ноутбучном» железе. На каждой видеокарте ему что-то не нравилось, и он норовил выкинуть финт ушами. Помимо всего прочего, Rebellion сделали нехорошую рекламу Asura как раз-таки в AvP 2010, насильно отключив полноэкранное сглаживание для DX9-режима. В остально версии DX9 и DX11 абсолютно идентичны, и уж такое-то «чудо» покупать новую видеокарту нормального человека не заставит. В целом картинка неплохая, но не более того. Просчёт столкновений, используемый для моделирования перемещения Чужих, в 2010 году не был диковинкой. Модели смотрелись не лучше, чем в COD5, игровое пространство было очень маленьким (даже открытые пространства всегда ограничены закрытыми дверями и неперепрыгиваемыми холмами). При всём при этом, «мотор» не очень-то резвый был — и достичь 60 FPS в нём было практически невозможно. В довесок — редкие глюки текстур. Звукомузыка средние, ничего выдающегося, но и не так, чтобы уж совсем плохо.
 

Ну и вот какая-то такая получилась игра. По сравнению с AvP 2  -безусловный шаг назад, но, сдаётся мне, сами Rebellion даже не запускали эту игру, ориентируюясь исключительно на свою работу. Если смотреть с этой позиции — то игра вполне интересная. Тем более, что в неё довольно весело играть по сети. И тонны критики в адрес этого проекта по большей части высыпаны зря — это честный ремейк, завораживающий именно своей старомодностью. Это как если бы сейчас вышел Quake 2016 от id Software, созданный по лекалам первой игры на современном «моторе». В конце концов — перед вами «Чужие против Хищника», и одно это — повод хотя бы разок сыграть в игру. Ну а я, к примеру, играл не без удовольствия. Потому что, несмотря на все свои атавистические недостатки, игра съедобная. 7 из 10.      
 


Лучшие комментарии

Всё отлично, но где скриншоты?
А так печально, что игру не стали развивать. Вспомнит только количество оружия хищника в avp 2 и тут, сравнение не в пользу rebellion/
Глядишь, к 2020 году Rebellion научатся делать сюжеты и снова переиздадут AvP, только уже с отменной историей и яркими типажами.
На дворе 2016, прогресса нет, так что, если только к 2116.
Читай также