5 марта 2015 5.03.15 16 11K

«Горький 17» или как русский, украинец и эстонец с мутантами воевали.

+27

Всем привет. Захотелось мне немного покопаться в игровом старье, и среди этого самого старья обнаружилась довольно любопытная игра под названием «Горький 17».

Эта игра не так широко известна, как, например, Fallout, The Longest Journey или Half-Life, но все-таки считается культовой в узких (очень узких) кругах. Разработала же эту игру польская студия Metropolis Software, которая, как, собственно, и «Горький 17», не сказать что сильно известная, но об их игре Infernal, частенько всплывавающей в комментариях к «Разбору полетов», многие слышали.

Хотелось бы отметить пару моментов. Во-первых: игра вышла в Steam и GOG, но если вы надеетесь на нормальную работу на современных ОС, то спешу вас разочаровать: «Горький» совершенно под них не оптимизирован и относительно нормально работает только в режиме Software Renderer.

Ухудшение графики, какая-то шняга в крапинку вместо теней и тормоза при присутствии дополнительных эффектов вроде огня прилагаются.
И даже не пытайтесь запускать в других режимах, ибо графика превращается вообще в непонятно что с пропадающими моделями, а ваш компьютер может намертво повиснуть (хотя, наверное, есть способы нормально запустить в этих режимах, но я их не нашел).

Во-вторых: с игрой я познакомился сравнительно недавно, так что ностальгических соплей можете не ждать.

Начнем, как это принято, с сюжета. Завязка такова: есть городок, Горький 17, расположенный на территории Польши, в котором в один прекрасный день начали бесчинствовать мутанты, в связи с чем его разбомбили ко всем чертям. Через несколько лет на разведку обстановки в этом городе польские власти один за другим отправили три группы своих вояк под легендой туристов (с винтовками, ага), которые по всем канонам жанра бесследно исчезают. После этого уже НАТО (правда неизвестно зачем, но эй, это же американцы, им вечно надо куда-нибудь сунуть свой любопытный нос) заслали туда свой отряд, и он, кто бы мог подумать, тоже пропадает. Не очень довольные таким положением дел НАТО решили обратиться за помощью к МЧС России и те в свою очередь выслали отряд из трех бойцов, которые должны отыскать не только пропавших НАТОвцев, но и некую секретную лабораторию. Собственно, за этот отряд нам и предстоит играть.

Вот краткая характеристика главных героев:

Николай Селиванов. Командир отряда. Русский. Дисциплинирован, имеет богатый боевой опыт. Характер сдержан, не женат. В общем, типичный образцовый вояка.

Тарас Коврига. Украинец. Такой типичный рубаха-парень, который предпочитает сначала бить, а потом спрашивать. До кучи еще и переводчик, знающий несколько языков. Также является основным поставщиком юмора в игре.

Юкко Хаахти. Эстонец. Бывший следователь. В противоположность Ковриге трусоват и предпочитает лишний раз не лезть на рожон.

Впоследствии, конечно, к вышеописанным товарищам будут присоединяться другие люди (и даже не совсем люди), но по мере прохождения они будут либо дохнуть, либо убегать в неизвестном направлении, либо еще что, так что основной костяк персонажей остается неизменным.

Вообще, с сюжетом игры произошла интересная штука: при переводе игры на русский этот самый сюжет был значительно изменен. Как там было в английской и уж тем более в польской версиях я без понятия, ибо не прикасался, но разные источники (среди которых и наша любимая википедия) подсказывают, что были изменены имена и даже национальности многих персонажей, вместо МЧС НАТО, ну и добрая доля русофобии в оригинале тоже вроде как присутствует. Ах да, еще выходила авторская локализация за авторством Дмитрия «Гоблина» Пучкова, но по поводу нее я вообще ничего не выяснял, да и желания особого нету.

Несмотря на вышеперечисленные факторы, сюжет не выглядит притянутым за уши и даже немного увлекает, сохраняя некоторую интригу, а диалоги шикарно озвучены (Тарас и Юкко, например, говорят с характерными акцентами, причем звучат они вполне естественно). Правда, количество этого сюжета оставляет желать лучшего. Игра проходится в среднем за 14-15 часов (при этом полностью линейна), но сюжет вполне без проблем и сокращений уместился бы в рамки одного полнометражного фильма, еще и сверху немного хронометража останется. Да и концовка сильно подкачала: вот кульминация, нам раскрывают почти все карты и, по идее, должна была последовать развязка, логично подводящая черту под всеми произошедшими событиями… но этого нет и в помине. Никакой подводки, игра просто небрежно и торопливо заканчивается, как будто у разработчиков поджимали сроки или иссякли идеи, а историю надо было закончить хоть как-нибудь. Ну вот какого черта? Неужели так сложно закончить историю по-человечески? Ох, ладно, что сделано, то сделано.

(Тут был Flash-плеер, но с 2020-го года Flash не поддерживается браузерами)

Cкачать Gorky-17 Player Fight1 бесплатно на pleer.com

(Тут был Flash-плеер, но с 2020-го года Flash не поддерживается браузерами)

Cкачать Gorky-17 Player Fight2 бесплатно на pleer.com

Поговорим о геймплее. Здесь он похож на нечто среднее между квестом и JRPG. От квеста здесь изучение достаточно неплохо отрисованных локаций с помощью курсора мыши, поиск припасов и решение несложных паззлов (хотя паззлами все эти «найди карточку и вставь ее в компьютер» можно назвать лишь с очень большой натяжкой). От JRPG же здесь возникающие из ниоткуда бои. Причем, в отличие от японских ролевок, они тут не случайные, а жестко заскриптованные. То есть, загружая сохранения вы, проходя через одну и ту же точку на локации, гарантированно наткнетесь на битву. Сами же бои здесь пошаговые. На один ход у каждого персонажа доступно два действия: переместиться из одной точки поля в другую и использовать оружие или аптечку. Делаем все необходимые действия, тыкаем кнопочку «завершить ход» и смотрим, как монстры будут отрывать от Николая сотоварищи куски. Немаловажную роль играет и то, в какую сторону смотрит персонаж, ведь удар в спину или в бок наносит больше урона, чем удар в лицо, так что перед окончанием хода крайне важно правильно выбрать направление.

 

Арсенал более чем богатый: тут есть как вполне реалистичное оружие, навроде пистолета, винтовки и ножа, так и футуристические (электропушка к примеру). Некоторые пушки и предметы оказывают на врагов продолжительный эффект (если поджечь врага, то в течение нескольких ходов он будет автоматически получать урон и т.д). В общем, ответить есть чем, но и враги не отстают: их куча разновидностей, у всех разные атаки и почти все они весьма больно бьют.

Также имеет место быть простенькая прокачка, реализованная в двух видах.
Первый вид: распределение очков по параметрам.

Ничего особенного, разве что нигде не поясняется за что отвечает параметр «выдержка».

Второй же тип — прокачка владения оружием. То есть, выдаем бойцу оружие, и по мере использования повышается уровень владения им. Таким образом возникает привязка каждого бойца к определенному виду оружия, что нехило так влияет на тактику.

В целом, бои получились довольно-таки интересными и в меру сложными (и весьма утомительными, если вы решили пройти игру залпом). Из-за весьма ограниченного запаса лечилок и боеприпасов (так что не спешите выбрасывать ножи) приходится продумывать, кому что дать, кого первым ударить и прочее. Один промах может повернуть исход битвы против вас (из-за этого и довольно немаленькой продолжительности битв очень не хватает возможности сохранения во время боя и возможности отменить действия). Но, к сожалению, ближе к концу игры вся сложность сливается в унитаз, потому что лечилок и патронов становится столько, что ими можно буквально обмазываться. Плюс появляются вышеупомянутые бластеры-фигастеры, замораживатели и прочие штуки (некоторые имеют бесконечный боезапас, восстанавливающийся каждые три хода). Да и последний босс — откровенный позор, которого можно победить даже не получая урона самому… и забив его холодным оружием.

А подводя общий итог, хочется сказать, что «Горький 17» — не идеальная игра. Боевая система — это по факту самый заметный плюс, остальное же выполнено хоть и неплохо, но все равно несколько блекло, можно было и лучше. С тем же сюжетом не помешало бы как следует поработать, например. И все же я советую вам поиграть в эту игру, особенно если вам захотелось чего-нибудь олдового, но все крупные старые тайтлы пройдены вдоль и поперек. Но на какие-либо серьезные откровения рассчитывать не стоит.


Gorky 17

Платформы
PC | Mac | Linux | Amiga
Жанр
Дата выхода
29 сентября 1999
126
4.1
74 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

В ней немного больше контента (даже босс новый есть) + тот самый авторский перевод Дмитрия Пучкова (ака Гоблин). Перевод не скатывает игру в каламбур, но зато диалоги получились очень колоритные (за что я и люблю именно 18-ый Горький).
На правах человека, поставившего плюс, подниму ка я эту тему с днища
Про сюжет: на ранних стадиях разработки в сюжете фигурировали Пришельцы и эксперименты с их ДНК (пруфы: web.archive.org/web/20000118194812/http://lith.com:80/odium/intelligence_quantum.asp) а так же террористы устроившие саботаж. Сами разрабы говорили в интервью что писали сюжет с оглядкой на Секретные Материалы, а ранние концепт арты показывали отряд в какой-то футуристической броне и с бластерами.
Финальный выкидыш в виде недо-босса объясняется скорее всего тем, что срок разработки затянулся на 9 месяцев положенного, и пришлось допиливать как есть. Моделька финального босса предназначалась для не дожившего до релиза босса по имени «ШизоФэмили». Из игры выкинули порядочно контента (оружие, диалоги, катсцены, локации, один из Боссов в канализации) который удалось частично восстановить в модификациях
Эм… нет, я тупо в него не играл.
А можно пруфы о наличии этого самого нового контента и босса? Скриншоты например?
Больше контента? Новый босс? Шито?
Хммм… после исследования в гугле, и впрямь такой информации я не нашел. Может я играл в попросту разные версии. Помню точно, что в том Горьком 17, в который я тогда играл (году в 2001) не было босса, который представлял из себя здорового монстра застрявшего в туннеле (тобишь, который тупо стоял на месте). + Так же помню, что некоторые спрайты отличались и вроде даже были новые (вот это уже нереально вспомнить досконально, ибо 15 лет назад это все было).
В Горьком 17 как раз был монстр в тоннеле. Ты просто не заглядывал во все углы :)
И что непонятного в том, что я сказал?
Именно поиграв в Горький я начал ждать Сталкера
Не понятно, с каких пор там больше контента и новый босс.
Читай также