8 августа 2014 8.08.14 18 4333

Памяти Зиновия Колобанова

+45
А в яростный час, когда нам нелегко,
Мы клятву твердим неустанно:
— Клянёмся! —
Мы будем такими, как Федор Дудко,
Такими, как был Колобанов!

Отрывок из текста песни 1-й Краснознамённой танковой дивизии.

На создание этого блога меня навела медаль в world of tanks.

Медаль Колобанова
Медаль Колобанова

Медаль Колобанова
Награждается игрок, оставшийся в одиночестве против 5 и более вражеских танков или САУ и одержавший победу. Не выдаётся в клановых войнах и специальных боях.Но в танках невозможно повторить результаты боя 19 августа 1941, он был уникален по своей эффективности.

Памятник тому бою

Таблички с памятника.

Ведь в любом режиме ни одна из команд не может иметь столько танков.

Войсковицкий бой

19 августа 1941 года.После тяжёлых боёв под Молосковицами З. Г. Колобанов прибыл в 1-й батальон 1-го полка 1-й танковой дивизии. Дивизия была пополнена новыми танками КВ-1 с экипажами, прибывшими из Ленинграда. Колобанов был вызван к командиру дивизии, генералу Баранову, от которого лично получил приказ прикрывать три дороги, ведущие к Красногвардейску (ныне город Гатчина) со стороны Луги, Волосово и Кингисеппа: «Перекрыть их и стоять насмерть!»
В тот же день рота З. Г. Колобанова из пяти танков КВ-1 выдвинулась навстречу наступающему противнику. Важно было не пропустить немецкие танки, поэтому в каждый танк было загружено по два боекомплекта бронебойных снарядов и минимальное количество осколочно-фугасных.
Оценив вероятные пути движения немецких войск, З. Г. Колобанов направил два танка на лужскую дорогу, два — на кингисеппскую, а сам занял позицию на приморской дороге.
Место для танковой засады было выбрано таким образом, чтобы прикрыть сразу два возможных направления: противник мог выйти на дорогу на Мариенбург по дороге от Войсковиц, либо по дороге от Сяськелево. Поэтому танковый окоп для тяжелого танка КВ-1 № 864 старшего лейтенанта З. Г. Колобанова был устроен всего в 300 метрах напротив Т-образного перекрёстка, с таким расчётом, чтобы вести огонь «в лоб», если танки пойдут по первому маршруту. С обеих сторон от дороги находился болотистый луг, затруднявший манёвр немецкой бронетехнике.
На следующий день 20 августа 1941 года, после полудня, экипажи лейтенанта М. И. Евдокименко и младшего лейтенанта И. А. Дегтяря первыми встретили немецкую танковую колонну на Лужском шоссе, записав на свой счёт пять танков и три бронетранспортёра противника.
Затем около 14:00 после безрезультатно завершившейся авиаразведки по приморской дороге на совхоз Войсковицы проследовали немецкие разведчики-мотоциклисты, которых экипаж З. Г. Колобанова беспрепятственно пропустил, дождавшись подхода основных сил противника. В колонне двигались лёгкие танки.
Выждав, пока головной танк колонны поравнялся с двумя берёзами на дороге, З. Г. Колобанов скомандовал: «Ориентир первый, по головному, прямой выстрел под крест, бронебойным — огонь!». После первых выстрелов командира орудия Усова А. М., бывшего профессионального артиллериста-инструктора, участника войны в Польше и Финляндии, три головных немецких танка загорелись, перекрыв дорогу. Затем Усов перенес огонь на хвост, а затем и на центр колонны, тем самым лишив противника возможности уйти назад или в сторону Войсковиц. На дороге образовалась давка: машины, продолжая движение, натыкались друг на друга, съезжали в кюветы и попадали в болото. В горевших танках начал рваться боекомплект. По всей видимости, только немногие немецкие танкисты попытались открыть ответный огонь. За 30 минут боя экипаж З. Г. Колобанова подбил все 22 танка в колонне. Из двойного боекомплекта было израсходовано 98 бронебойных выстрелов.
По приказу комдива В. И. Баранова экипаж занял второй подготовленный танковый окоп в ожидании повторной атаки. По-видимому, на этот раз танк был обнаружен, и танки огневой поддержки Pz.Kpfw.IV начали обстрел КВ-1 с дальней дистанции, чтобы отвлечь внимание на себя и не позволить вести прицельный огонь по танкам и мотопехоте, которые в это время прорывались в район учхоза и далее в Черново. Кроме того, им требовалось вынудить советских танкистов покинуть позицию, чтобы приступить к эвакуации подбитых танков. Танковая дуэль не принесла результата обеим сторонам: Колобанов не заявил ни об одном уничтоженном танке на этом этапе боя, а у танка З. Г. Колобанова разбило внешние приборы наблюдения и заклинило башню. Ему даже пришлось дать команду выехать из танкового окопа и развернуть танк, чтобы навести пушку на немецкие противотанковые орудия, подтащенные во время боя к танку на близкую дистанцию.
Тем не менее, экипаж Колобанова выполнил поставленную задачу, связав боем немецкие танки огневой поддержки Pz.Kpfw.IV, которые не смогли поддержать продвижение вглубь советской обороны второй роты танков, где она и была уничтожена группой танков КВ-1 под командованием комбата И. Б. Шпиллера. После боя на КВ-1 Зиновия Колобанова насчитали более сотни попаданий, в различных источниках количество вмятин на броне танка варьируется, от 135 до 156.
Таким образом, в результате экипажем старшего лейтенанта З. Г. Колобанова было подбито 22 немецких танка, а всего его рота записала на свой счёт 43 танка противника.

После боя

В сентябре 1941 года за этот бой Д. Д. Погодиным все члены экипажа З. Г. Колобанова были представлены к званию Героя Советского Союза. Командир дивизии Герой Советского Союза генерал В. И. Баранов также подписал эти представления. Однако в штабе Ленинградского фронта награда Колобанову кем-то снижена до ордена Красного Знамени, а командиру орудия старшему сержанту А. М. Усову до ордена Ленина. Наградные листы с зачеркнутым красным карандашом представлениями к званию Героя Советского Союза хранятся в ЦАМО РФ.

Колобанов получил орден Красного Знамени 3 февраля 1942 года. Члены экипажа: командир орудия старший сержант А. М. Усов был награжден высшим орденом СССР орденом Ленина, старший механик-водитель старшина Н. И. Никифоров — орденом Красного Знамени, стрелок-радист старший сержант П. И. Кисельков и младший механик-водитель красноармеец Н. Ф. Родников — орденом Красной Звезды.

ДалееВ начале сентября танковая рота Колобанова удерживала подступы к Красногвардейску в районе Большой Загвоздки, уничтожив три миномётных батареи, четыре противотанковых орудия и 250 солдат и офицеров враг.
13 сентября 1941 года Красногвардейск был оставлен частями РККА. Рота Колобанова прикрывала отход последней войсковой колонны на город Пушкин.
15 сентября 1941 года Колобанов был тяжело ранен. По данным А. Смирнова, ночью на кладбище города Пушкин, где танки заправлялись топливом и боеприпасами, рядом с КВ Колобанова разорвался немецкий снаряд. Танкист получил осколочное поражение головы и позвоночника, контузию головного и спинного мозга. Находился на излечении в Травматологическом институте в Ленинграде, затем был эвакуирован и до 15 марта 1945 года лечился в эвакогоспиталях № 3870 и 4007 в Свердловске.
31 мая 1942 года присвоено воинское звание капитан.

После войны

Несмотря на тяжёлое ранение и контузию, Зиновий Григорьевич вновь попросился в строй и продолжил карьеру профессионального военного. 10 июля 1945 года назначен заместителем командира 69-го танкового батальона 14-го механизированного полка 12-й механизированной дивизии 5-й гвардейской танковой армии в Барановичском военном округе.
10 декабря 1951 года переведён в Группу советских войск в Германии (ГСВГ), где проходил службу до 1955 года. Занимал должность командира танкового батальона самоходных артиллерийских установок 70-го тяжёлого танкового самоходного полка 9-й танковой дивизии 1-й гвардейской механизированной армии (в ГСВГ), затем с 2 июня 1954 года — командир 55-го гвардейского танкового батальона 55-го танкового полка 7-й гвардейской танковой дивизии 3-й механизированной армии. 10 июля 1952 года З. Г. Колобанову присвоено воинское звание подполковник, а 30 апреля 1954 года Указом Президиума Верховного Совета СССР награжден орденом Красного Знамени, за 20 лет выслуги в армии.
В это время из батальона в английскую оккупационную зону дезертировал солдат. Спасая комбата от военного трибунала, командарм объявил Колобанову о неполном служебном соответствии и перевел его в Белорусский военный округ, с 10 декабря 1955 года.
7 марта 1956 года назначен на должность заместителя командира танко-самоходного батальона 10-го механизированного полка 12-й механизированной дивизии (Белорусский военный округ), а затем с 16 мая 1957 года — на должность заместителя командира танкового батальона 148-го гвардейского мотострелкового полка 50-й гвардейской мотострелковой дивизии 28-й армии — город Осиповичи Могилёвской области, Белоруссия.
5 июля 1958 года подполковник З. Г. Колобанов уволен в запас. Работал на Минском автозаводе сначала мастером ОТК, затем контролёром ОТК, имел звание «Ударник коммунистического труда».

К 40-летию Победы Приказом министра обороны СССР № 40 от 1 августа 1986 года награжден орденом Отечественной войны 1-й степени.
Умер 8 августа 1994 года в Минске. Похоронен 9 августа 1994 года на Чижовском кладбище в Минске.

ПамятьПосле стабилизации положения под Войсковицами командир 1-го танкового батальона Иосиф Борисович Шпиллер привёз к месту боя экипажа Колобанова с немецкими танками фронтового кинооператора, который, запечатлел панораму горящей колонны. Однако кадры «Фронтовой кинохроники», где были запечатлены уничтоженные Колобановым немецкие танки, затерялись.
Все члены экипажа танка были представлены командиром полка Погодиным к званию Героев Советского Союза, но ни один не получил звания. Вопрос о присвоении Зиновию Григорьевичу Колобанову высшей награды России — Героя Российской Федерации — инициировал Василий Монич, который за счёт собственных средств и установил мемориальный памятник танкисту на Чижовском кладбище в Минске в 2006 году.
Неоднократно и безрезультатно этот вопрос поднимался различными ветеранскими организациями, в очередной раз в июне 2011 года с просьбой содействовать присвоению подполковнику З. Г. Колобанову звания Героя Российской Федерации (посмертно) обратилось Законодательное собрание Санкт-Петербурга 15 июля 2011 года начальник Главного управления кадров Министерства обороны генерал-полковник В. П. Горемыкин отказал в присвоении Зиновию Колобанову звания Героя России, посчитав награждение нецелесообразным: «В настоящее время подвергать сомнению и пересматривать решение о награждении З. Г. Колобанова, а также определить мотивы, которыми руководствовалось вышестоящее командование при изменении вида награды офицеру, не представляется возможным.»

ИС-2 на месте боя экипажа Колобанова.
Вы могли заметить что в бою фигурировал КВ-1 а на постаменте ИС-2, прошедший послевоенную модернизацию. Видимо, авторам монумента не удалось отыскать КВ-1. Впрочем, уже тогда, а тем более сейчас, найти танки подобного типа было практически невозможно. Поэтому на постамент поставили «ИС». Ведь он тоже кировский (хотя и из Челябинска), да и внешним видом, хотя бы ходовой частью, похож на КВ. Памятные доски, прикрепленные к постаменту, напоминают о том, что произошло здесь в августе 1941 года.

Либо

 

Лучшие комментарии

Необычно, интересно, с подробностями. Молодец
Но не детально, я во избежание слишком большого количества текста был вынужден опустить множество интересных фактов, к примеру о том что местные жители, которым дорога память о Великой Отечественной войне, сетуют на то, что вокруг памятника всегда полно мусора, как буквально на следующий после 9 мая день кто-то переломал и растоптал все цветы, возложенные накануне к подножию пьедестала. Или о том что кол-во уничтоженных танков вызывает споры.
1. Я не хочу писать про немцев. И не предлагай мне читать гитлеровский майн камп, я за СССР.
2.
на ИСе и Кв разматывать Pz.Kpfw.IV Ausf,Pz.Kpfw. 38 (t),Pz.Kpfw.III составляющие основной костяк вермахта на тот период войны во многом уступающие тяжёлым танкам

Тактика же, использование преимущества.
И да, кв-1, был непробиваем для немецких танков с дополнительными бронелистами, и с трехста метров.
А тебя не смущает что к примеру русские литые башни были действительно суровы?
Один из немцев рассказывал как артиллерийский снаряд попал в башню 34-е, ииииии, отрикошетил.
Для немцев считавшей себя высшей рассой было удивительно что русские создали такие танки, на них можно было переть на немецкие танки, и захватывать их. Что кстати было.
Я могу поведать о Шолохове, Дмитрие Дмитриевиче(Не путать со стилистом!), но полагаю тебе не предется по душе рассказ о уме и героизме русского солдата, тебе ведь куда интереснее деяния тех кто хотел сжечь или превратить в рабов предков твоих.
Мало. Их было немного, но лягушатники в добавок просрали все полимеры. Что опять подводит к мысли, что немецкая тактика = win. А для сравнения почитай про советскую тактику «глубокой операции».
И я только щаз заметил:
Да уж, велик подвиг, на ИСе и Кв разматывать Pz.Kpfw.IV Ausf,Pz.Kpfw. 38 (t),Pz.Kpfw.III составляющие основной костяк вермахта на тот период войны
на тот период войны

ИСы в 41 году? Упрлс?
Pz.Kpfw.IV Ausf? Какая модель?
И, в конце концов, погугли количество и сотав танкового парка РККА в 41 году.
Так вот, есть еще идея написать о человеке которому уделили еще меньше внимания в истории, а он уничтожил 24-25 немецких танков, вот только информация о нем по началу вызвала ощущение какой-то путаницы, да и то что я по нему прочел не хватит на такой же по размеру блог.
Да, что-то у меня со знаками препинания и построением предложений.
Тут более детально часть.

А на картинке которую я поставил вместо фото Колобанова(его фотографию растягивало), я поставил фото его и его семьи.
Хотя ИС-ы с 1 по 10 тоже хорошая тема, как и… Ай ладно потом.
ОМГ, эти пазики в жутко малых количествах (четвёрки и тройки, едениц и двоек малость больше) всю Европу раскатали, а Францию поимели (могу ошибаться) за считаные недели. Так что не аргумент.

А вот про Виттмана вполне можно написать.
Тактика — согласен. А вот по поводу передовых танков… У хранцузов имелись очень рулезные для того времени машинки (тот же S-35).
А раскатывали они потому, что на то время у них имелась передовая тактика ведения боя при поддержке Панцергренадеров ( моторизованной пехоты), а везде практиковались наступления танковыми клиньями, да и в Европе было очень скудно с передовым танкопарком.
Да уж, велик подвиг, на ИСе и Кв разматывать Pz.Kpfw.IV Ausf,Pz.Kpfw. 38 (t),Pz.Kpfw.III составляющие основной костяк вермахта на тот период войны во многом уступающие тяжёлым танкам и по броне и вооружению.Как обычно преувеличенные коммунистические герои дабы немного приподнять боевой дух нашей армии терпящей многочисленные поражения.
И если уж заводить разговор про Асов танкового боя то почему бы не упомянуть Михаэлья Виттмана или Курта Книспелья?
Очень это всё похоже на (простите мне луркофажество) либерастала и поцтреота. Блог ведь о танкисте, простом солдате. Потому не вижу ничего «УЖОСТЫНИПАТРИОТЪ» в статье о Михаэле Виттмане. Изметелить четырьмя танками целую дивизию — это уметь надо.
Тема не интересна. Разве что написать что его в таки можно грохнуть в игре. Таже тема Вьетнама куда интереснее, подземные бои, американец который брал тысячи вьетнамцев в плен(Помниться кто-то сказал что взять в плен в три раза труднее чем убить, а Виттман не смог перевалить за 4 сотни, а тут тысячи), корни хаммера, вундерваффе, хитрость… Перечислять реально долго.
Хорошо, а сколько их участвовало в боях?
Плюсую, как могу тебя, товарищ, молодец, надо, чтить героев.
Читай также