31 января 31 янв. 1 1581

Сказ о том, как Ubisoft уделали Rockstar в нише gta-like

+8

Hello there!

Итак, вы кликнули на этот заголовок, и что же вы ожидали здесь увидеть?

Как я буду восхвалять серию Watch_Dogs и говорить, что она круче GTA V и RDR 2? Как я буду вас убеждать, что, прости Господи, Driver: Parallel Lines круче GTA: San Andreas?

Ничего подобного. Для первого есть Алексей Луцай, а для второго надо быть каким-то сумасшедшим фанатом серии Driver.

Речь пойдет об играх двумерных и пиксельных.

И начнем мы издалека. Совсем издалека. Если вам не терпится прочитать, при чем же здесь Ubisoft, можете пролистать до соответствующего заголовка. Вы были честно предупреждены.

При чем тут Rockstar

Итак. Я — большой фанат творчества Rockstar Games в целом и серии Grand Theft Auto в частности. В связи с этим я потихоньку осваиваю ВСЕ игры Рокстаров, и в первую очередь — с большими буквами G, T и A на обложке. Шучу, конечно: всем известно, что фирменное название серии на обложках игр оформлено целиком из строчных букв.

В этот раз взор пал на, пожалуй, самую малоизвестную часть франшизы — эсклюзивную GTA для GameBoy Advance. Называется она просто — GTA Advance. Изначально игра планировалась как порт GTA III, в целом сохраняющий сюжет и миссии оригинальной игры, но с учетом технических ограничений карманной консоли и с видом сверху. Примерно так, как это было с портом Max Payne. Однако, на каком-то из этапов разработки было решено сделать совершенно самостоятельную историю, оставив местом действия Либерти-Сити вселенной 3D. Так игра стала приквелом «тройки», а время действия перенесли в 2000 год — за год до событий GTA III. Разработчиком выступила студия Digital Eclipse — ремесленники, специализирующиеся на переносе популярных «больших» франшиз на GBA (впоследствии — на PSP). Соответственно, Rockstar Games выступали издателем, и участия в разработке не принимали. Хотя, наверное, Сэм Хаузер или Лесли Бензис так или иначе за игрой присматривали. А вот вклада Дэна Хаузера в игре точно нет. И это единственная игра в серии GTA со времен London 1969 и вплоть до пятой части, к сюжету которой не приложил руку лысый из Rockstar.

Собственно, минималистичная обложка GTA Advance
Собственно, минималистичная обложка GTA Advance

Вышла игра в один день с GTA: San Andreas — 26 октября 2004 года. Всего за год до GTA: Liberty City Stories — еще одного приквела GTA III, который технологически и по масштабам будет гораздо ближе к оригинальному произведению. А в некоторых вещах и вовсе превзойдет его.

Про GTA Advance я знал уже достаточно давно, но руки все как-то не доходили. Геймбоя у меня никогда не было, и не знаю, был ли он распространен на постсоветском пространстве, прошивался ли он, и играли ли на нем наши граждане в ГТА. Помню, что консоль и картриджи для нее продавались в ларьке у меня на районе года до 2007-го, но картриджа с GTA среди них не помню (зато точно был NFS: Most Wanted!).

Ну так вот, поставил я эмулятор Геймбоя на свой смартфон (для аутентичного экспириенса (с), а то играть на большом экране в игру для карманной приставки — не то), подключил геймпад от Xbox (даже клавиши настраивать не пришлось, все считалось на лету), нашел ROM и запустил.

Игра начинается с диалога между двумя гангстерами, оформленного в стиле визуальной новеллы: статичный задник, два статичных изображения персонажей, и их реплики внизу. Оформление этих диалогов, а также экранов с названием миссии выполнено, кстати, хорошо — стиль рисовки и шрифты убедительнее всего напоминают, что ты играешь в GTA. Правда, персонажи немножко таки отдают японщиной, но, как я понял, это отличительная черта практически любой игры для GBA.

Итак, два гангстера — наш герой Майк (справа) и его старший товарищ Винни (слева) — накопили денег и собираются завязать с криминалом и уехать из Либерти-Сити. Однако Винни говорит, что надо бы провернуть еще одно дельце с мафиозной семьей Леоне. Собственно, первая миссия — отвезти Винни в ресторан Ма Сиприани — место, хорошо знакомое любому, кто проходил GTA III и LCS — чтобы он там от нашего имени перетер с мафией. Тут игра дает нам познакомиться со своими базовыми механиками (кроме боевых) и оценить город. Давайте все это и обсудим.

Внешне игра выглядит чуть лучше, чем Java-игры для первых цветных телефонов. Если здания в целом симпатичные, то транспорт и люди — совсем уж простенькие. С другой стороны — видов машин довольно много (28) и они умеют переворачиваться. Причем, тачка может перевернуться от неудачной аварии (если въехать кому-то в бочину), может — от неудачного прыжка с трамплина, а может — от слишком резкого поворота (справедливо для грузовиков и автобусов), и для каждого из этих случаев есть отдельная симпатичная анимация. И для посадки/высадки из транспорта тоже есть небольшая симпатичная анимация. Ах да, и еще одна симпатичная анимация — для выпрыгивания на ходу.

Собственно фургон в процессе переворачивания
Собственно фургон в процессе переворачивания

Управление персонажем — ну, нормальное. Нормальное для консоли, у которой не считая крестовины есть всего шесть кнопок (A-B, Start-Select, да два бампера). Стрелками крестовины ходишь, зажав правый бампер — стрейфишься, на A — бьешь или стреляешь, на B — бежишь, на левый бампер — садишься в транспорт. А вот прыжок, реализованный через одновременное нажатие A и B — это неудобно, и я кучу раз стрелял вместо того, чтобы прыгнуть (хотя, может на оригинальной консоли было норм). Впоследствии я понял, что какое-то действие к одновременному нажатию двух кнопок привязывали большинство разработчиков под GBA — особенности платформы.

Управление транспортом — жесть. Машины управляются дерганно, скорость развивают высокую, трафик плотный, и в итоге ты постоянно в кого-то врезаешься. Сначала я охренел еще и от огромных радиусов поворота, но потом выяснил, что в игре есть ручник, и эта претензия отпала. Кстати, местная камера, как в оригинальной Grand Theft Auto, в зависимости от скорости авто постоянно прыгает вверх-вниз, что ужасно неудобно. Но и тут игра порадовала — это можно отключить в настройках. Тем не менее, даже если выставить самую высокую камеру, едут машины слишком быстро, чтобы успевать реагировать на тех, кто выезжает из-за границы экрана. Во всех остальных GTA трафик настроен так, что у тебя всегда есть окошко, через которое можно проскочить, ни в кого не врезавшись и, как правило, не сбив. Здесь же такое невозможно: часто машины занимают все полосы, расстояние между встречными потоками по центру дороги тоже слишком узкое и не позволяет спокойно гнать, а за собирание бампером пешеходов на тротуаре оперативно прилетают полицейские звезды. Кстати, полиции тут тоже как-то ненормально много: иногда приходилось встречать до трех экипажей подряд. Это означает, что, во-первых, выполнение большинства миссий у тебя с большой долей вероятности осложнится лишним геморроем, а во-вторых — даже от одной звезды избавиться будет трудно — из-за краев экрана один за другим выпрыгивают новые экипажи.

Кстати, я потом для сравнения запустил первые две ГТА-шки. И с плотностью трафика все было хорошо уже в первой, правда ездить в ней все равно лишь немного удобнее, чем в Advance. А вот у сиквела и с управляемостью все стало заметно лучше. И полиции в обеих частях меньше. Так что списать корявый автомобильный геймплей на особенности 2D-игр серии не выйдет. Хотя если брать совсем уж все версии GTA, то Advance гордо передает медаль первенства по кривому управлению портам первых двух частей на GameBoy Color (да, были и такие).

Оригинальная Grand Theft Auto для GameBoy Color
Оригинальная Grand Theft Auto для GameBoy Color

При всем при этом, все перечисленные проблемы искупаются тем, что игра, в общем-то, щадящая. Машины обладают завидным запасом прочности, и до места назначения ты скорее всего доедешь, даже если будешь постоянно врезаться. В миссиях с таймером время дается с солидным запасом. А полицейские реагируют далеко не на каждое преступление, и даже врезавшись в их машину, ты имеешь большой шанс не получить звезду. По крайней мере, врезавшись один раз.

Тем не менее, к местной автомобильной физике можно привыкнуть, но полюбить ее или научиться ездить без аварий — невозможно.

Итак, борясь с физикой и трафиком, едем до ресторана. И, как человек, не раз прошедший GTA III и LCS, могу сказать, что в местном Либерти-Сити вот вообще не ощущаешь себя в привычной среде. Сверху город совершенно не воспринимается знакомым, и узнаются лишь некоторые места, типа гаража Эйт-Болла. Еще мне показалось, что город как-то переусложнен, в нем куча дополнительных улиц и переулков, а многие здания находятся не там, где они были. А потом я нашел на просторах интернета карту (в самой игре, как и в GTA III есть только мини-карта), и понял, что мне не показалось.

Карта Либерти-Сити из GTA III (источник — gta-liberty.fandom.com)
Карта Либерти-Сити из GTA III (источник — gta-liberty.fandom.com)
Карта Либерти-Сити из GTA Advance (исчтоник — Gamefaqs)
Карта Либерти-Сити из GTA Advance (исчтоник — Gamefaqs)

Так что, если ты помнишь, где в GTA III находятся госпиталь, полицейский участок, Pay-n-Spray или Амму-Нация, в Advance тебе это не поможет.

Вернемся к Майку. После успешной доставки Винни ему нужно съездить проверить убежище. Что ж, убежище позволяет сохранить игру и забрать какое-нибудь оружие, если ты насобирал достаточное количество скрытых пакетов. Да, эта механика тут прямо как в «тройке». Пакеты только вовсе не скрыты, и лежат просто на тротуарах. Машины сохранять (и нахаляву чинить) в гараже убежища нельзя, но, честно говоря, не очень-то и нужно.

И тут я заметил одну особенность игры, которая супервыгодно отличает ее ото всех GTA 3D- и особенно 2D-эпохи — возможность сохраниться в любой момент. Просто нажимаешь «Выйти», выбираешь опцию «Сохранить и выйти», и при следующем заходе в игру появляешься на том месте карты, где был в последний раз. Если сделать это во время миссии, то последняя, разумеется, окажется проваленной, но твое местоположение игра запомнит, а показатели здоровья, брони и патронов будут соответствовать тем, какими они были до начала миссии.

Еще забавная мелочь: прямо как в GTA III, пройдясь по трупу, персонаж какое-то время оставляет за собой кровавый след.
Еще забавная мелочь: прямо как в GTA III, пройдясь по трупу, персонаж какое-то время оставляет за собой кровавый след.

Кстати о броне и патронах. В следующей миссии Винни передает Майку просьбу мафии пристрелить их пушера, который вместо продажи товара слишком увлекся его употреблением. И стрельба здесь — отстой. Оружие стреляет проджектайлами, которые летят довольно медленно даже из минигана, максимальный запас патронов очень невелик, а противник получает урон только находясь строго на одной линии с главным героем. А противники очень хорошо обучены с этой самой линии уходить. Приходится стрейфится, что неудобно и все равно не очень спасает. А еще, стоя совсем рядом с противником ты из огнестрела гарантированно промахиваешься, в то время как он спокойно тебя лупит (сближатся, что логично, стремятся враги с оружием ближнего боя). Если же на расстояние вытянутой руки к тебе приближается полицейский — все, как говорится кОпут. ОДНОГО касания полицаем главного героя на любом уровне розыска достаточно для ареста. Как будто полиция и преступники Либерти-Сити по-джентельменски договорились, что если полицейский докоснулся до бандита, он считается проигравшим и должен сдаться. Я в итоге пользовался ровно одним оружием — дробовиком. Он не только наносит урон по площади, не заставляя стоять строго напротив врага, что само по себе замечательно, но еще и по этой причине нередко умудряется завалить несколько гадов одним выстрелом.

Выполнив еще несколько миссий для семьи Леоне и познакомившись с Эйт-Боллом (тем самым чернокожим парнем, с которым Клод сбежит от полицейского конвоя в первой миссии GTA III), Майк наконец встречается с Винни в назначенном месте для отъезда и… видит как автомобиль с Винни взлетает на воздух. Ну, в смысле от взрыва, а не как во втором «Гарри Поттере».

Не знающий, куда податься, Майк сдруживается с тем самым Эйт-Боллом и выполняет для него несколько поручений, пока тот через свои каналы узнает, кто мог убить Винни.

Арт с Эйт-Боллом в главном меню игры
Арт с Эйт-Боллом в главном меню игры

На протяжении остального сюжета одержимый местью Майк мотается между разными работодателями. И все, с кем он имеет дело, в итоге предают его, а те немногие, кого он мог назвать друзьями — погибают или оказываются за решеткой. Выглядит как нетипично драматичный для серии GTA сюжет, да? Так мало того: первую половину он еще и подается на серьезных щщах, позволяя себе юмор разве что на уровне боевиков с Джейсеном Стэтхемом (нет, не тех, что от Гая Ричи). Потом, правда, когда в игру вступают глава якудзы Асука (да, та самая из «тройки» и LCS) и лидер колумбийского картеля Циско, в игре наконец появляется тот самый саркастичный и немного безумный тон. Лидер картеля в итоге оказывается еще и самым ровным (наравне с Эйт-Боллом) пацаном, который больше всех помог главному герою. Что особенно иронично, учитывая что колумбийцы были нашими главными врагами в GTA III. А Асука, которая в «тройке» демонстрировала, что она скорее по девочкам, на протяжении семи миссий открыто домогается до Майка, пока этот благородный мститель не может думать ни о чем, что не связано с убийством его товарища.

В конце концов, впрочем, Асуке удается его уломать

Задания, которые выполняет Майк по ходу сюжета, в целом стандартны для GTA: угони машину, забери товар, убей того-то, избей сего-то, догони, оторвись от погони и т. д. и т. п. Однако же, за счет придаваемого работодателями контекста миссии в целом запоминаются. Владелец бара просит собрать ингридиенты для самогона и взорвать заведение конкурентов, глава банды Ярди Король Кортни (еще один гость из GTA III) просит заменить прихворавшего водителя на уличных гонках, а Асука просит найти и привезти ей поставщика, который доставляет в ее суши-ресторан тухлую рыбу. А еще здесь придется похитить стереотипную японскую школьницу!

В миссиях разных частей GTA я встречал всякое, но похищение школьницы — впервые
В миссиях разных частей GTA я встречал всякое, но похищение школьницы — впервые
Oh, dear Lord…
Oh, dear Lord…

Геймплейно, как я и говорил, миссии в целом щадящие, поэтому большинство из них проходятся с первого раза. А остальные — со второго.

Но потом случается плот-твист: Винни (который на протяжении всего вступления обращался с Майком как с говном), оказывается, сам инсценировал свою смерть, чтобы тупой напарник от него отстал. После трогательной (нет) речи Майка о том, что он изменился и стал таким же, как Винни, и теперь не пощадит его, и собственно убийства Винни, сюжет вступает в финальную стадию. И тут геймдизайнера либо подменили, либо у него проснулся гениальный творческий замысел, и чтобы показать, насколько Майку тяжело и как он опустошен, решает порвать жопу игроку. Последние миссии в игре это лютый треш, для прохождения которых я сначала воспользовался гайдами, а затем и читами. При том что при прохождении сюжета любой другой части GTA я ими никогда не пользовался, а эта серия богата на жопоразрывательные миссии.

Сперва нас просят за 4 минуты убить десять ярди, расставленных по всему Шорсайд Вэйлу. Если вы играли в GTA III или LCS, то знаете, что этот район разделен рекой пополам, там несколько мостов и трамплинов, а также тупиков, и ориентироваться в этом месте очень непросто. То есть, даже в трехмерной ГТА эта миссия была бы не самой легкой. Здесь же, учитывая усложненную планировку, учитывая, что разогнаться для прыжка на трамплине из-за кривой физики и плотного трафика крайне сложно, учитывая лютую плотность копов, которые после появления звезды создают тебе огромные проблемы, учитывая, наконец, что конкретно в этой миссии враги не умирают от переезда на автомобиле, и надо каждый раз выходить и стрелять из дробовика… это — хренов ад, даже если проходить по гайдам, сверяясь с нарисованным добрыми людьми оптимальным маршрутом. А, еще после убийства последнего врага на тебя скриптом вешают четыре звезды, и если ты от них не избавишься, миссия будет провалена.

Затем Майка и игрока ждет серия из четырех замесов с толпой противников без возможности сохраниться между ними. Сами по себе волны врагов не такие сложные, игра даже подсыпает тебе хилки и броню между ними. Но патронов для дробовика на всех врагов гарантированно не хватит, а любым другим оружием перестреливаться крайне тяжело. Можно, конечно, каждый раз мотаться через весь остров в Амму-Нацию, игра этого не запрещает. Но, черт возьми, во-первых я уже не один раз говорил, какая тут убогая езда, а во-вторых, жители Шорсайд Вэйла как-то очень не любят Майка, и каждый второй пешеход пытается его пристрелить. Посему на пути из магаза у главного героя неиллюзорны шансы взорваться в машине или просрать до половины купленного броника. Поэтому я воспользовался читами. Бой с последним боссом, тем самым Королем Кортни, тоже дико сложный (а я напоминаю, в случае проигрыша надо заново проходить все четыре волны), но я его как-то заэксплойтил, расстреляв козла через ворота его особняка. Думаю, победи я честно, было бы обидно, что убить Кортни нельзя (не ретконить же сценаристу события GTA III).

И вот, под предлогом того, что копы уже на подходе, Майк оставляет Кортни и мчится на танке в аэропорт под вой сирен шестизвездочного розыска. Я думал: «Ну вот, игра напоследок сделала подарок, сейчас как повзрываю всех этих преследователей и как хозяин жизни прикачу в аэропорт». Ни хрена. Местный танк не умеет взрывать машины одним касанием и лишь застревает в них (предполагается, что машины игрок будет раскидывать выстрелами). И никакой неуязвимости — выстрелы полиции, военных и других танков довольно быстро уничтожают грозную военную машину. Поэтому самым верным способом пройти финал оказался угон полицейской машины, которая гораздо быстрее и маневреннее танка: благо на шести звездах трафика нет, объехать заграждения не так сложно, а путь до аэропорта хоть и длинный, но не извилистый. В итоге Майк улетает в закат на самолете Циско, которого пару миссий назад убил Винни.

Итак, сюжет закончен, что же можно о нем сказать? А лишь то, что это сюжет, достойный среднего гта-клона. Главный герой не вызывает никакого сочувствия — обычная шестерка, которую все вокруг используют и кормят обещаниями, что вот уже сейчас найдут информацию о его погибшем товарище. Некоторые миссии были занятными, но до уровня Дэна Хаузера даже времен GTA III не дотягивали. А игра, напомню, вышла одновременно с San Andreas. Впрочем, в довольно большом количестве миссий ВНЕЗАПНО встречается нелинейность, и от выбора героя может зависеть количество противников (в рамках той же миссии), размер денежного вознаграждения и даже возможность получить уникальные награды — например, катану Асуки или болид Формулы-1. Это неожиданно и похвально.

Чем же игра может похвастаться за рамками сюжета? А на самом деле много чем. Уличные гонки, миссии медика/пожарного/полицейского/таксиста, сбор пакетов и прохождение рэмпэйджей. Еще здесь есть работающий автомобильный пресс (с прикольной анимацией), и уникальная забава, в которой надо играть в американский футбол своей машиной.

Что касается атмосферы — вещи, за которую я в первую очередь люблю серию GTA, и с которой у этой серии все прекрасно со времен второй части — тут все не так однозначно. Сам город вроде стилистически достаточно цельный, но и не то чтобы красивый и не то чтобы живой. Единственное — речь полицейского диспетчера, которая после каждого совершенного игроком преступления называет его (преступления) код и район, где оно произошло — это прям круто, и добавляет атмосферы. А еще ее добавляют — это арты персонажей и задников в диалогах.

Пара слов о музыке. В игре несколько треков из второй части и один из первой. Треки обрезанные и не в самом лучшем качестве, но это не претензия, Геймбой же. Претензии в другом: что подобраны, на мой вкус, не лучшие треки, и что не включили мелодию из песни Joyride (Grand Theft Auto), которая играет в главном меню оригинальной GTA, на радио в GTA III и так или иначе на уровне отсылки есть почти в любой части (рингтон, звук пейджера и т. д.).

 

Итоговый вердикт по GTA Advance такой — это нормальная игра, которая может быть интересна отбитым фанатам серии и любителям старья. Ни в коем случае не hidden gem и не что-то, во что обязательно должен поиграть каждый, но и не позор серии как какая-нибудь Prince of Persia 3D.

Но могла ли пиксельная GTA быть лучше? Да, и одна французская студия показала как.

При чем здесь Ubisoft

Играя в GTA Advance, я вспомнил, что в середине нулевых на мобильных телефонах была популярна серия Java-игр Gangstar. Серия, по сути, переносила базовую gta-формулу — открытый город, в котором можно угнать любую машину и пристрелить любого жителя — на мобильные телефоны. А создавала ее студия Gameloft.

Минуточку, а Ubisoft-то при чем?

А вот при чем. Давным-давно, когда Ubisoft еще называлась Ubi Soft, один из основавших ее братьев Гиймо (Мишель) открыл студию Gameloft. Начинавшая с онлайн-игр (в конце девяностых), компания быстро переквалифицировалась на игры для мобильников, и добилась там большого успеха.

В интернете мне сказали, что Мишель из Ubisoft выглядит так. Не вижу причин не верить.
В интернете мне сказали, что Мишель из Ubisoft выглядит так. Не вижу причин не верить.

В том, что студия сохраняла тесные связи с Юбиками, сомневаться не приходилось — из-под пера Gameloft выходили мобильные версии, кажется, всех более-менее успешных игр Ubisoft. Ну и по сути, даже если Gameloft напрямую Ubisoft не принадлежал (хотя Википедия из веб-архива говорит именно это), я посчитал, что эти компании повязаны достаточно, чтобы сделать громкий заголовок этому лонгриду.

Для многих этот логотип стал одним из символов нулевых
Для многих этот логотип стал одним из символов нулевых

Так вот, я решил освежить свои воспоминания о первых двух играх серии Gangstar (почему именно первых двух — скажу позже), и сравнить впечатления от них с впечатлениями от GTA Advance.

Что ж, первый Gangstar приятно удивил более красивым, чем в GTA Advance, городом (еще и со сменой дня и ночи, в отличие от ГТА) и чуть более разнообразными миссиями (например, снайперское задание, в котором нужно найти цель по описанию). Тем не менее, город совсем маленький и примитивный по планировке, моделей машин мало, музыка начинает раздражать гораздо быстрее, чем в GTA, а сюжет целиком подается на пафосно-серьезных щщах. Но вот что у Гангстера сразу получилось гораздо лучше — так это управление. У машин реализовано что-то типа круиз-контроля: разогнавшись до определенной скорости, можно отпустить кнопку газа и спокойно ехать, лишь подгазовывая после поворотов или столкновений. Вдобавок, трафик гораздо менее плотный, чем в GTA, а автомобили даже на максимальной скорости едут медленнее, так что от автомобильного геймплея можно если не получать удовольствие, то хотя бы не страдать. Стрельбу тоже улучшили, добавив банальное автоприцеливание. Если что, напомню, что GTA Advance вышла уже после GTA III и Vice City, в которых тоже был автоэйм на консолях, и разработчики из Digital Eclipse могли понять, что такая система прицеливания лучше всего подходит для любой GTA, которая играется не на клавомыши.

Второй же Gangstar с подзаголовком Kings of L.A. прокачали изрядно, и я вполне могу заявить, что получил от него больше удовольствия, чем от GTA Advance. Графика стала еще детализированнее и приятнее, и хотя машин все еще раза в четыре меньше, чем в ГТА, выглядят они гораздо приятнее, и в них хорошо узнаются Cadillac Escalade, Ford Crown Victoria, Ford Mustang, Nissan 350Z и другие модели. А еще сюда добавили мотоцикл и квадроцикл, более красивую ночь, дождь и возможность заходить внутрь зданий. Ну и город стал больше и сложнее: не таким примитивным как в первом Gangstar и не таким фрустрирующе-запутанным как в GTA Advance. Perfectly balanced, as all things should be.

Но вы скажете, мол, может GBA просто не мог потянуть такую картинку? Отвечаю: мог! Взгляните на скриншоты некоторых Gameboy-игр, которые лично меня приятно удивили своим визуалом.

The Hobbit
The Hobbit
The Lord of the Rings: The Fellowship of the Ring (игра по книге)
The Lord of the Rings: The Fellowship of the Ring (игра по книге)
Harry Potter and the Chamber of Secrets
Harry Potter and the Chamber of Secrets

Более того, игру уровня GTA Advance Геймбой вполне мог тянуть в полном 3D. Откуда я это знаю? А потому что такая игра есть. Она называется Payback и геймплейно является прямо-таки клоном первой GTA, копируя все: от «танкового» пешего управления до получения миссий через таксофоны. А вот что касается технологий, то в отличие от ГТА, трехмерными тут были не только здания, но и автомобили. Правда, не знаю, с какой кадровой частотой шла эта игра на оригинальном железе Геймбоя.

Payback
Payback

Но не графикой единой. Сохранив удобное управление из первой части, второй Гангстер привнес в серию много хорошего: атмосферу, разнообразие и юмор.

Начнем с атмосферы. Игра уделяет много внимания мелочам: на улицах тут и там валяется мусор, пешеходы умеют матерясь отпрыгивать из-под колес, а радио (в текстовом формате) сообщает недавние новости, отсылающие как на сюжетные миссии, так и на беспредел, устроенный вами во фриплее. А еще тут можно продюсировать голливудские фильмы: вкладывать в выбранную картину деньги, чтобы потом преумножать или терять их. Примитивно, но отлично соответствует сеттингу!

Я, как видите, инвестировал в говно
Я, как видите, инвестировал в говно

Разнообразие тут добавлено как в типах геймплея, так и в игровых ситуациях. В игре появился стелс (самый базовый, но рабочий!), система укрытий и возможность карабкаться, чтобы обходить врагов и собирать спрятанные на крышах секреты (Майк в GTA Advance мог только перемахивать через машины и заборы). Сюжет же игры проведет нас через погоню на мексиканской границе, съемки в голливудских фильмах, ограбление банка, миссии-флешбеки в тюрьме (сразу вспоминается первый Риддик) и многое другое.

Сам сюжет, подобно сюжету GTA Advance, поначалу рассказывает суровую историю про месть и предательство, но, опять же подобно ГТА, к середине начинает относиться к себе менее серьезно. Даже, еще менее серьезно, чем ГТА. В историю вступают такие одиозные личности, как бабка на инвалидном кресле, крышующая Беверли Хиллз, или актер-сектант, который достает всех вокруг своим «просветлением» (пародия на Тома Круза). Развязка же истории вообще превращает главного героя и его друга из простых мексиканских пацанчиков, которые к успеху шли, в эталонных балбесов из какого-нибудь «Большого Куша». Оказывается, эти олухи угнали машину, полную денег, принадлежащих мексиканскому авторитету, случайно эту самую машину уничтожили вместе с деньгами, и приехали в Лос-Анджелес без денег и с объявленной картелем наградой за свои головы. Потеряв друга, главный герой настигает того самого авторитета в его небоскребе и расправляется с ним. Хэппи энд.

В целом сама история Gangstar 2 — не то чтобы произведение сценарного искусства и вполне сопоставима с историей GTA Advance. Однако же, именно как часть видеоигры, она выполняет свою функцию лучше, так как чаще помещает игрока в интересные ситуации. А еще здесь тоже есть нелинейность — в один момент придется выбирать между работой на итальянскую мафию или якудзу. И это две самостоятельные цепочки миссий, которые не зеркалят друг друга.

Да, в Gangstar 2 нет анимации посадки в транспорт, десятков видов этого самого транспорта и большого количества побочных активностей (лишь гонки и съемки в кино, которые можно считать опциональной частью сюжета). Однако, эта игра в отличие от GTA проводит геймера через водоворот ситуаций, разнообразие которых обеспечивает не только текст в брифингах, но и декорации и геймплей. Эта игра в отличие от GTA выдает атмосферную и красивую пиксельную графику, которую Геймбой вполне мог потянуть. И при этом эта игра, в отличие от GTA, не душит механиками стрельбы и вождения.

Вывод, собственно, получается таким. Как бы мне как фанату и защитнику GTA ни было тяжело это говорить, но, если вы в свое время пропустили GTA Advance, но ознакомились с серией Gangstar — вы не много потеряли.

Почему же я не стал говорить о третьей и четвертой частях «Гангстера», которые преумножали достоинства этой серии? Все просто: в условно выделенной мной нише «gta-like игр с минималистичной графикой и видом сверху для портативных устройств» в 2009 году появилась GTA: Chinatown Wars. Разработанная уже внутренней студией Rockstar Games из английского города Лидс (они же сделали Liberty и Vice City Stories) и написанная с участием Дэна Хаузера, игра сразу стала эталоном в этой нише. В одном вступительном монологе главного героя CW остроумия было больше, чем во всех текстах GTA Advance и Гангстеров вместе взятых. Геймпленые механики тоже были прекрасно адаптированы под портативные консоли и смартфоны.

Так что час триумфа Ubisoft был недолог.

P. S. Забавно: в библиотеке игр для GBA помимо GTA Advance есть еще и Advance GTA. К Rockstar не имеет никакого отношения — это игра о гонках на японских машинах. Расшифровывается как Gran Turismo Advance. Да, полное название звучит как Advance Gran Turismo Advance.


Grand Theft Auto Advance

Платформа
GBA
Жанр
Дата выхода
26 октября 2004
46
2.6
17 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Меня больше всего физика в GTA Advance убивает. Машины там постоянно в жопу улетают, а если не улетают чужие в жопу. то твоя переворачивается(почему ?!) 

Читай также