7 февраля 2022 7.02.22 13 3556

Здесь русский дух, здесь Русью пахнет! — как Black Book знакомит игрока со славянским фольклором

+34
Лучший блог недели
1000 ₽
Внимание, спойлеры! Я постарался избежать критических сюжетных спойлеров, но пришлось раскрыть историю некоторых спутников-компаньонов и некоторых дополнительных заданий.

Я наткнулся на   Black Book практически случайно. И так уж получилось, что параллельно я начал интересоваться славянским фольклором. Приятно удивлялся, когда в разных книгах и играх находил похожие образы, персонажей и отсылки. Я хочу немного познакомить и вас с этим прекрасным и, к сожалению, полузабытым миром наших предков. И начну с пары слов о том, в честь чего названа игра:

«И видел я в деснице У Сидящего на престоле книгу, написанную внутри отвне, запечатанную семью печатями. И видел я Ангела сильного, провозглашающего громким голосом: кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати её? И никто не мог, ни на земле, ни на небе, ни под землёю, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в неё» (Откровение Святого Иоана Богослова)

Никто не знает, откуда эта книга появилась. Говорят, что написал Чёрную книгу Змий (который соблазнил Еву вкусить эдемское яблоко). А после, спустя века, она оказалась в Сухаревой башне, той самой мистической постройке в Москве, которой приписывалась тёмная магия, ибо жили там придворные маги и чернокнижники. Оттуда она попадает к Деду Егору, опекуну главной героини. Книга эта есть магический артефакт, который позволяет своему владельцу использовать магию — чёрную и белую. В игре эта книга является хранителем магических слов (карт), которые позволяют Василисе, в виде карточных боёв, противостоять нечистой силе.

Знакомьтесь - Василиса.
Знакомьтесь - Василиса.

Кто такая Василиса и причём тут Ведьмак  

Пора рассказать о том, кто такая главная героиня. Василиса была обычной деревенской девушкой. Ну знаете, деревенская жизнь во всех её проявлениях: животные, свой огород, желание выйти замуж и прожить счастливую жизнь в своём уголке. Но нашей героине не повезло, её жених совершил самоубийство. Дед Егор, приютивший девочку в её детстве, был знатким, а потому предложил ей выход из ситуации - открыть печати Чёрной книги. Книга после открытия всех печатей позволит загадать любое желание. Даже оживить мертвеца. Только это толкает её на то, чтобы встать на путь ведьмы.

В славянском фольклоре были люди, которые могли видеть потусторонние вещи. Их называли знаткими (знающие то есть), колдунами\колдуньями и ведьмами, а в мужской версии, соответственно, ведьмаками именуемые (но двух мечей им было не положено, это вам не Польша).

Им полагались помощники - черти. Существа, обретающие разную визуальную форму (от человека до привычного нам копытного с рогами), которые всегда требуют работу. Всегда. И не отстанут, пока хозяин её не даст. В игре это выражено в мучениях - деббафах, которые вешаются на Василису, если она не находит работу своим подручным. И тут уже сами решайте, либо быть доброй мученицей, которая не хочет вредить людям, за что страдает сама, либо портить людей, получая при этом определённые плюшки в обмен на грехи. Но, мне кажется, игра в этой механике немного лукавит. Дело в том, что Василиса почему-то не может дать чертям хорошую работу. Да-да, они могут не только делать что-то плохое, им нужно в принципе какое-то занятие. Игра это и показывает - Дед Егор заставляет чертей рубить дрова, а другой колдун делает из них обслугу в своей усадьбе. Прокачка даёт возможность отправить нескольких на бессмысленную работу - например, считать листья на осине.

В игре управление чертями выглядит вот так: внизу ваши свободные черти, а на карте места, где ваши подручные могут вершить свои непотребства. Как я уже сказал, каждый свободный чёрт дебаффает Василису.
В игре управление чертями выглядит вот так: внизу ваши свободные черти, а на карте места, где ваши подручные могут вершить свои непотребства. Как я уже сказал, каждый свободный чёрт дебаффает Василису.

Управление чертями не остаётся бесследным, поэтому один из худших моментов в жизни колдуна — смерть. Не сам факт, а процесс. Дело в том, что черти мучают своего хозяина и не дают его душе уйти на тот свет. Умирающий колдун пытается передать своих чертей кому-то другому, чтобы спокойно умереть. Именно поэтому по поверьям древних славян, нельзя брать ничего из рук умирающего и дотрагиваться до него. Если желающего взять чертей не находилось, то был другой выход - разобрать потолок и сделать отверстие в крыше, так грешная душа могла уйти из тела.

Игра даёт возможность отыгрывать вам как добрую, так и злую колдунью. В славянском фольклоре очень мало однозначных персонажей - все могут как помочь и защитить, так и сделать какую-то пакость или даже убить. Поэтому многие жители деревни боятся Василису, но всё-таки идут к ней в надежде на помощь. Естественно, не за просто так.

Как новая религия наложилась на старую  

Вы спросите меня - какие ещё древние славяне? В игре 1879 год. А самые настоящие! Ну, не в смысле они, а в смысле культура и фольклор. Они передавались из поколения в поколение с древних времён. Дело в том, что в жизни русской деревни существовал удивительный симбиоз - вера в Бога не мешала вере в старых языческих славянских существ. Этот симбиоз потом станут называть двоеверием. Церковь, конечно, об этом знала, но всё-таки не смогла выбить из людей многие старые привычки. Поэтому она очень удачно подстроилась под этот чужой для себя мир. Новая религия старается превратить старых богов в новых бесов и демонов. Задумайтесь, почему трезубец Посейдона стал трезубцем чертей? Так произошло и в России.

В игре есть кот Прошка, который будет суседкой в доме героини. Если вы выполните его дополнительный личный квест, вы узнаете, что он на самом деле является Войпелем - древним языческом богом местных пермяков. Его позабыли и перестали ему поклоняться, поэтому он растерял все свои силы. Кстати, на месте его капища была построена церковь - ещё один пример как одна религия старается вытеснить другую.

Когда у церкви получилось отучить народ от старых богов, но не получилось заставить отречься от традиций и божков, церковь решила игнорировать или просто приспособиться. Так, к примеру, местный батюшка приходит на праздник Ивана Купала и открыто говорит, что давно живёт среди местных, привык к их традициям и не видит в них ничего плохого. Несмотря на то, что на протяжении игры он будет просить Василису покаяться и сойти с этого грешного пути, сам он не постесняется прийти к ней и попросить помощи, когда произойдёт что-то непонятное и страшное.

Игра очень точно показывает, насколько “живым” был мир вокруг крестьян. Ни христианская вера, ни научный технический прогресс не смог выбить из простого человека веру в сверхъестественное. В доме жил суседко, в бане - банница. Даже жернова мельницы крутил не механизм и ветер, а черти или местные божки.

Кто жил рядом с нашими предками? 

На перечисление всего пантеона божков наших предков уйдёт целая книга. Поэтому я расскажу про тех, с кем сама Василиса встречалась чаще всего.

Несколько раз выше я сказал вам странное слово - суседко. Суседкой, или по-другому, домовым, звали мелкое божество, которое жило в доме. Суседко помогал хозяевам с домашними делами, но, если хозяйка неряшливая и плохо справляется с домом, если семья пьёт, он мог делать и плохие вещи. Многие из вас знают, что такое сонный паралич. Так вот у древних славян сонным параличом мог быть домовой, который садился на грудную клетку нерадивым хозяевам и душил их.  

Но если в доме всё было хорошо, суседко помогал - мог вымыть посуду, прибраться в доме, следил, чтобы не было пожара. Домового часто подкармливали, а если семья переезжала, то проводили целый обряд, чтобы позвать суседко из старого дома в новый. Расскажу ещё один интересный момент. По поверьям цвет животных в крестьянском хозяйстве должен быть таким, каким был цвет бороды у хозяина дома. Иначе, суседко мог мучить или даже убить животных неправильного цвета. В игре, кстати, подобный момент есть.

Банница (Банник) - божок, который жил в бане. Баня была очень сакральным местом у славян. Дело в том, что в бане не только мылись, но и принимали роды. Если во время родов или во время младенчества ребёнка мать отправит того к чёрту в бане, то ребёнка заберёт банница, а взамен отдаст родителю подменыша - обычно брёвнышко, которое мать будет видеть своим ребёнком.  

Поэтому баня была особым местом, в неё обязательно нужно было напроситься - попросить разрешение войти и помыться у хозяина (хозяйки). Персонаж игры Николай этого не сделал, когда на спор ночью заходил в баню, за что получил ожог от банницы. А чего такого ночью зайти в баню? - спросите меня вы. Дело в том, что в бане мылись не только люди. После полуночи начиналось время чертей принимать водные процедуры. Человеку в это время приближаться к бане и тем более заходить в неё было строго нельзя. Его могли удушить, снять кожу, разодрать. Возможно, что так славяне пытались бороться с тем, чтобы человек не уснул в бане. Так он мог перегреться, потерять сознание от духоты или в темноте не разобрать выхода и натолкнуться на угли\печь, что и вызывало ожоги.  

Леший (полуверец) - пожалуй, один из самых популярных славянских божков наравне с водяным. Представляли его по-разному, он мог быть бородатым невысоким старичком. Либо напротив, быть подобно дереву, тонким и очень высоким. Как я уже говорил, он не был однозначно отрицательным божком, но требовал чётких соблюдений своих правил. В лес, как и в баню, нужно было напроситься. Желательно было оставить какой-то гостинец лешему. Ну а что, вы у него грибы да ягоды возьмёте, а ему взамен что? Причём есть поверье, что леший может за помощь попросить у путника что-то взамен. Что-то, что первое попадётся лешему на глаза, когда он придёт в дом человека. Это могла быть сковородка, глиняная посуда, что-то съестное. Или - ребёнок. Да-да, славянский фольклор местами бывает довольно жестоким. А вот человека, который не хочет соблюдать правила лесного хозяина, леший мог начать запутывать. Человек попадал в петлю, из которой он не мог выбраться. В таких случаях нужно было вывернуть свою одежду наизнанку и поменять обувь - левую на правую, а правую на левую. Обычно это помогало выбраться. В игре есть целый эпизод, когда Василиса попадает в деревню, которая и является такой лешачьей петлёй. 

В игре помимо самого лешего мы встретим Карнуша - ворона, который является сыном лешего. Таких звали лешаками. Они не обладали всеми силами своего отца, но тоже могли как помочь, так и навредить путнику. 

Водяной (топельник, водовик, водяник, войкуль) - я водяной, я водяной, поговорил бы кто со мной... Все помнят этого прекрасного персонажа и его песенку. В игре вся вторая глава посвящена истории с водяным. Покровитель и хозяин рек, озёр, водоёмов. Часто сидел на коряге и хлопал плавником по воде. Водяной мог рвать сети, уводить от рыбаков рыбу, устраивать наводнения. Летом он бодрствовал, зимой дух Лед, противостоявший водяному, застилал воду ледяной коркой, что не давало водяному вырваться и отправляло его в спячку до весны. После пробуждения он был голодным и злым, поэтому люди делали ему подношения - часто гусей. При этом мог и помочь рыбакам - подарить большой улов, защищать моряков от бури. Водяной, кстати, не был единым божеством. Водяной мог быть как хозяином нескольких рек, так и маленького пруда. Часто они воевали между собой за территории. При этом, по поверьям, когда жена водяного беременела, он принимал обличье старика и шёл в деревню за бабкой-повитухой. Узнать его можно по мокрому следу, который оставался за ним, и по неправильно одетой обуви (всё-таки непривычно ему с плавником в человеческой обувке). Повитуху, которая помогла с рождением, одаривал богатством. При этом не гнушался обмануть путника - мог предложить на выбор чешую или золото, которое меняло свой вид на противоположный.  

Приметы и поверья - наше всё  

Каждый из нас в детстве слышал от наших бабушек и дедушек - не заходи в треугольник фонарного столба с подпоркой, не возвращайся в дом, если уже вышел, а если вернулся, посмотри в зеркало. Ну и про чёрную кошку, естественно, слышали все. Подобные “правила жизни” и обряды наполняли жизнь наших предков в гораздо бОльшем объёме, чем сейчас. Да и вообще удивительно, ни века церкви, ни почти век советского научного атеизма не смогли выбить из людей частицы той культуры. Про “ненапросившихся” в определённые места я уже поведал выше. Расскажу ещё пару интересных примет и поверий, которые проиллюстрированы в игре.

На ночь обязательно нужно было крестить посуду. Либо, если посуда была пустая, её надо было переворачивать вверх дном. Почему? По поверьям нечистая сила могла ночью залетать в дом и прятаться в посуде. Это и происходит в игре, когда хозяйка дома спрашивает про поселившуюся нечистую силу. Оказалось, что хозяйка не выполнила правила и в самоваре поселился чёрт.  

Ночь - время нечистой силы. Если вы читали произведение Гоголя “Вечера на хуторе близ Диканьки”, вы помните, что черти там по ночам творили свои хулиганства. Ночь считалась у славян нечистым временем. Поэтому в нашей культуре есть пословица “утро вечера мудренее” и поверье, что, если вы допоздна засиделись в гостях, лучше остаться на ночь у хозяев. По этой причине в деревнях есть правило, что нужно на ночь занавешивать окна (так делала моя деревенская бабушка). Запрещалось раздвигать занавески и смотреть ночью в окно, считалось, что это может привлечь нечисть к дому. Именно по этой причине в игре мы путешествуем по своим делам именно ночью, потому что время всего нечистого после захода солнца.  

Кто противостоит Василисе?  

  Во время игры вам часто будет противостоять нечистая сила. Поэтому кратко расскажу о нескольких существах, которые были врагом человеческим.

Чёрт - черти появились задолго до христианства. Чертями назывались злые духи, которые обожали вредить людям. Они могли быть как ручными - подчинялись колдуну, ему, соответственно, не вредили, а остальным могли вредить по желанию хозяина. А также были черти из преисподней и те, которые свободно перемещались по земле ночью. В игре это обыгрывается тем, что среди чертей есть иерархия, поэтому кого-то оставляют в аду развлекаться, а других отправляют на землю искать занятие там. Особенно много чертей было на Купалу, потому что открывался путь в потусторонний мир, а также во время коляды (или по-другому - святок), нашего аналога западного Хеллоуина. Собственно, разновидности чертей и будут главным врагом Василисы. Отмечу факт, что далеко не все черти “глупые, злые и агрессивные”. Со многими чертями в игре вы можете поговорить, некоторых даже переубедить в своей деятельности, либо поиграть в дурачка, в котором они, как настоящие черти, будут мухлевать. 

Утопленник (утопень, утопник, утопец) - умерший от утопления человек. Могли, как и русалки, пытаться затянуть человека в воду и утопить. Подчинялись водяному. 

Оборотень - человек, превращённый в зверя (обычно волка) под действием злого колдовства. Ведьмы и колдуны обладали способностью превращать людей в различных животных. Помните, как старичок-лесовичок превратил Ивана в оборотня медвежьей наружности? В игре иллюстрируется очень редкий вид оборотней - свадебжане. Это люди, которых злой колдун обернул на свадьбе.

Игра предоставляет возможность узнать о многих существах через местную энциклопедию, которая пополняется по мере вашего прохождения. Так же одним из видов награды для вас будут былички - короткие истории о встречах с нечистой силой. Они действительно интересные и познавательные. В игре вас часто будут просить выбрать правильное действие или правильный ответ, былички и энциклопедия помогут принять верное решение, и вы получите дополнительный опыт. 

Это лишь крупица из того, что присутствует в игре. Но статья и так получилась довольно объёмной, поэтому на сегодня, думаю, достаточно. Прошу прощения за возможные ошибки и сумбурность повествования - буду исправлять в следующих статьях. :) 

Спасибо за внимание!

Бонусом решил приложить примеры того, как видели фольклорных существ и персонажей авторы мультиков и фильмов нашего детства. Интерпретации существ всегда вольные - они могли изображаться как юными, так и старичками.


Лучшие комментарии

Был рад помочь!

В ближайшее время постараюсь выложить ещё статью про эту игру и материал про разрабатываемую метроидванию в сеттинге русских сказок 

Спасибо за хороший блог. Жду продолжения о славянском фольклоре, разных поверьях и традициях.

Эх блин жалко что так мало игр по славянскому  фальклору типо игр князь, златогорие 1,2 с аддоном и Ведьмак.

Я понимаю, что информация обширная, но обидно, что Катя в обзоре ее совсем не затронула, а это важная часть игры. Спасибо.

Ребята очень открытые и общительные, всё в ваших руках :3

я никогда не знал что такая игра вообще существует. автор мне открыл глаза. 

мне всегда был интересен славяннский лор, но я и не мог представить что есть такие интересные игры. спасибо за обзор, я побежал играть!

Тоже слежу и жду. Демка зашла и тема с копьём довольно забавная :)

Лучше не буду ничего обещать, но постараюсь, чтобы реализовался второй вариант

Про Славанию рассказ на основе знакомства с демкой будет или есть какая то информация, так сказать из первых рук?

Ну ведьмак яб скорее сказал там своя фентези вселенная, в которой просто отдельные черты и названия из фольклора и мифологии славянской прослеживаются

Простите, но когда рядом со мной пахнет Русью — я использую освежитель воздуха!

Читай также