18 декабря 2013 18.12.13 0 19K

Steam Machines: Эпоха «паровых машин»

Похоже, миновали те времена, когда ради одних только игр ставилась «облегченная» пиратами Windows XP с классическим интерфейсом без лишних наворотов. Заядлые геймеры стремились любыми средствами освободить побольше памяти, дабы выжать дополнительную парочку кадров в секунду. Кто бы мог подумать, что к десятилетию системы цифровой дистрибуции Steam ее создатель, компания Valve, представит проект, переворачивающий устоявшееся отношение к персональным компьютерам. На фоне релизов консолей нового поколения и споров о смерти персоналок как игровой платформы проект Steam Machines олицетворяет начало нового раунда в борьбе производителей игрового железа за публику геймеров. Valve намеревается ввести полноценные игровые стандарты в ПК-среде, создать единую и удобную систему управления и предложить нам забыть про дорогостоящую операционную систему Windows.

Steam Machines — это три типа консолей с компьютерными комплектующими на базе операционной системы SteamOS и с геймпадом Steam Controller.
Steam Machines — это три типа консолей с компьютерными комплектующими на базе операционной системы SteamOS и с геймпадом Steam Controller.

Угрожающий вызов консольной идиллии

Steam Machine представляет собой высокопроизводительный игровой компьютер из качественных комплектующих и с бесплатной операционной системой SteamOS на базе Linux. Компания Valve уже провела демонстрацию рабочего прототипа новинки для журналистов, чем вызвала неподдельный интерес у разработчиков видеоигр. Позитивные настроения в отношении такой затеи выразили самые разные представители индустрии. И здесь действительно есть на что обратить внимание. Например, аппаратная начинка получит идеальную стандартизированную связку с драйверами. Вы только представьте себе, сколько лишней работы смогут сбросить со своих бета-тестеров создатели игр под SteamOS! Им больше не придется собирать всевозможные конфигурации компьютеров для отлавливания багов. Ведь, как известно, даже при таком подходе после релиза компьютерные версии проектов на одних системах работают замечательно, а на других — безбожно глючат.

Еще в прошлом году во время мероприятия Video Game Awards глава компании Valve Гейб Ньюэлл (Gabe Newell) выразил свою уверенность в светлом будущем персоналок, когда они смогут наравне конкурировать с ведущими игровыми консолями, а впоследствии и завоюют звание главного домашнего медиацентра. Для этого компьютер необходимо просто подготовить соответствующим образом, заявил Гейб, отметив низкий порог ограничений такой платформы для разработчиков. Как выяснилось теперь, именно тогда компания Valve занималась созданием своей универсальной аппаратной системы. В результате Steam Machines получились высокопроизводительными и компактными, доступными благодаря программной оболочке SteamOS и наделенными инновационной системой управления Steam Controller. Но обо всем по порядку.

Игровое будущее Linux

В начале ноября Valve показала несколько прототипов Steam Machines с различными характеристиками. Уже сейчас избранные пользователи Steam получают первую партию для бета-теста. Тем не менее спецификации аппаратной начинки пока еще носят предварительный характер — таких поступлений ожидается несколько, с учетом корректировок и улучшений. Но уже вполне ясна логика создателей — три ключевых конфигурации с варьирующимися производительностью и ценником. Гейб Ньюэлл всячески дает понять партнерам, что его компания готова сотрудничать с любыми поставщиками комплектующих. К моменту начала бета-тестирования первопроходцами стали NVIDIA и Intel. Однако при всем своем стремлении к стандартам Valve предлагает превратить в полноценный медиацентр даже простой домашний компьютер.

Бесплатная операционная система SteamOS должна стать основой превращения «топорных» персоналок в производительные и комфортные игровые платформы Steam Machines. Программная оболочка общедоступна. Установив такой дистрибутив на свой компьютер, пользователь сможет превратить его в игровую консоль, где не будет ничего лишнего. Загрузки ускорятся, поднимется общая отзывчивость системы, при этом мышь и клавиатура все так же будут работать. С первого запуска SteamOS не просит никаких драйверов и дополнительных настроек. По одному профилю для каждого члена семьи и… поехали!

Гейб заверил, что SteamOS получит статус свободной разработки. Некоторое время спустя после релиза Steam Machines все желающие смогут расширить операционную систему собственным набором дополнительных возможностей. С учетом всенародной любви к Linux затею наверняка воспримут с энтузиазмом. К тому же в стандартной комплектации SteamOS хоть и автономна, но, например, не располагает функцией просмотра и редактирования файловой системы — пользователям доступен только браузер. Поэтому Гейб отмечает утопизм использования Steam Machines в качестве замены привычному домашнему компьютеру. Но в то же время никто не запретит установить на такую конфигурацию привычную Windows и обеспечить сосуществование сразу двух операционных систем на одном ПК.

Есть только одна проблема — игры, ранее выпускавшиеся для Windows и Mac, теперь придется перезапускать для SteamOS. Некоторые разработчики изъявили желание проделать данную работу со своими бестселлерами. Принесет ли такой опыт сколько-нибудь значимый результат? В любом случае, как заявляет Гейб, особенных усилий и затрат адаптация Windows-игр под Linux не потребует. По крайней мере, в Steam такой опыт уже имеется. Как вы наверняка знаете, в 2012-м году была запущена соответствующая версия клиента для открытой операционной системы. И список адаптированных под Linux проектов расширяется с каждым месяцем.

Прототип Steam Controller еще далек от финального вида, но уже демонстрирует ключевые особенности конструкции, которая настраивается под каждого пользователя.
Прототип Steam Controller еще далек от финального вида, но уже демонстрирует ключевые особенности конструкции, которая настраивается под каждого пользователя.

Каждому по потребностям

Современные видеоигры требуют особого отношения производителей к начинке консолей. Передовые представители лидеров рынка Sony и Microsoft предложили геймерам восьмиядерные процессоры со встроенным графическим ядром на базе разработок AMD, 8 Гбайт оперативной памяти и уникальные контроллеры. Так, PlayStation 4 получает беспроводной DualShock 4 с акселерометром, гироскопом, подсветкой и тачпадом. Xbox One, в свою очередь, развивает свои прошлогодние новации — «контроллер без контроллера» Kinect 2.0 предлагает плавный захват движений находящегося перед инфракрасными камерами человека.

Чтобы предусмотреть потребности всех приверженцев ПК-игр, Гейб использует слово «сегментация» при определении ключевых характеристик своих систем. Однако пока не закончится бета-тест имеющихся прототипов, о финальных конфигурациях говорить рано. Valve назовет свои системы Good, Better и The Best («Хорошая», «Получше» и «Наилучшая»). Принципиальная разница между ними заключается не только в возможностях и производительности. Каждая из них ориентирована на совершенно разные потребительские предпочтения.

Steam Machine Good рассчитана на ограничивающих свои расходы пользователей. Она расширит доступность контента Steam на имеющемся в доме ПК при его подключении к телевизору. Заявленные сервисы Netflix и Hulu наделят компьютер легким доступом к медиаконтенту высокого качества. Низкоуровневая оптимизация SteamOS без лишних настроек и телодвижений запустит любую игру из каталога. Стартовая система требует наличия высокопроизводительного ПК на Windows или Mac. С его помощью можно использовать стриминг на манер OnLive прямо на экран телевизора совершенно любой игры из сервиса Steam. Стартовая стоимость должна начинаться от 100 долларов.

Steam Machine Better будет больше походить на привычную игровую консоль, но с расширенными аппаратными модулями. Здесь обещана поддержка мобильных устройств и Smart-телевизора. Слышали про SteamBox, о котором Valve рассказывала в начале года? Система Steam Machines Better явно является результатом данной разработки. Преимущество средней конфигурации перед консолями заключается в ее более высокой производительности. Здесь используется четырехъядерный процессор Intel Core i5, видеокарта уровня GeForce GTX 760, а также оперативная память объемом 16 Гбайт. Быстрые подзагрузки обеспечит эффективный гибридный жесткий диск, где для ультрабыстрой работы файловой системы имеется флеш-накопитель. Стартовая стоимость такого решения планируется на отметке 300 долларов.

И последняя — Steam Machine Best. Система ручной сборки. Valve с ее помощью хочет привлечь внимание компьютерных энтузиастов. Покупатели самостоятельно смогут выбрать конфигурацию по душе и в дальнейшем «апгрейдить» ее по мере выхода более требовательных игр. Данный факт особенно выделяет Steam Machines на фоне консолей, которые не предусматривают подобной возможности. Стоимость в данном сегменте не определена. Изначально предлагается использование самых эффективных процессоров Intel и видеокарт NVIDIA. В целом такая конфигурация ориентировочно оценивается в 1000 долларов. Сам же Гейб заявляет о желании создать общую платформу, а не продавать готовые устройства с комплектующими от избранных в Valve производителей.

Существующие прототипы Steam Machines имеют еще далеко не окончательную конфигурацию. Тестирование проводится с использованием топовых графических ускорителей GeForce Titan с архитектурой Kepler. Также в списке заявленных на тест видеокарт значатся GeForce GTX 760 и GTX 660. Многие эксперты предположили принадлежность такого выбора к сегментному разделению систем Valve. За вычислительную мощность отвечают процессоры Intel. В прототипах установлены чипы Core i7-4770, i5-4570 и Core i3. Steam Machines значительно опережают своих консольных конкурентов по объему памяти. Для оперативного хранения данных используются 16 Гбайт DDR3. Для видеоданных — 3 Гбайт памяти GDDR5. В качестве файлового хранилища используется гибридный носитель SSHD объемом 1 Тбайт с 8 Гбайт флеш-памяти. Для питания столь высокопроизводительного «монстра» был выбран блок мощностью 450 ватт и с сертификатом 80 Plus Gold.

Средняя и максимальная конфигурации Steam Machines поддаются «апгрейду» — Valve мечтает о бесконечной жизни своей платформы.
Средняя и максимальная конфигурации Steam Machines поддаются «апгрейду» — Valve мечтает о бесконечной жизни своей платформы.

Инновационное манипулирование

В рамках проекта Valve представила еще и универсальный геймпад Steam Controller. Он поставляется в комплекте с каждой из трех конфигураций Steam Machines и работает с любой игрой из Steam. Это удивительно, но разработчики обещают полную совместимость даже с теми приложениями, где не предусмотрена поддержка геймпада. За счет эмуляции клавиш управления на левом «стике» и мыши на правом геймер получает полный контроль над игрой, будь то стратегия или динамичный экшен. С классическим геймпадом имеется принципиальная разница — вместо традиционных аналоговых стиков в Steam Controller используются концентрические манипуляторы.

Вместе с технологией обратной связи Haptic Feedback концентрические тачпады Steam Controller обладают тактильной отдачей микромоторов в разных областях. С их помощью образуется некоторое сопротивление на плоскости. Ощущая пальцем разграничение пространства, пользователь легко сориентируется в управлении. Таким образом, геймпад может превращаться в классический контроллер с крестовиной и кнопками, или с парой аналоговых стиков, или вовсе в ровную сенсорную поверхность. Последнее будет актуальным для жанра RTS — Valve наглядно продемонстрировала это в своем видео.

Но это еще не все. Steam Controller выводит дополнительную информацию по игре на собственный сенсорный экран. Он обладает высоким разрешением и способен показывать любые вспомогательные изображения, задуманные разработчиком игры или сервисом Steam. Но если такой поддержки нет, то его можно использовать как обычные четыре кнопки. Всего на геймпаде предусмотрено 16 кнопок. Valve обещает предоставить все необходимое для унификации настроек каждой из них. Разработчики игр будут предоставлять готовые схемы управления. Каждый сможет изменить их под себя, а затем выложить в общий каталог, откуда остальные скачают файл конфигурации. К примеру, Microsoft и Sony до сих пор не доверяют сообществу кардинально менять назначение кнопок.

Исторический этап

Уже не в первый раз за всю историю индустрии поклонникам ПК-гейминга обещают безграничные возможности. Однако нет сомнений, что Valve действительно намеревается вдохнуть новую жизнь в теряющую популярность игровую платформу. Мотивация компании тоже ясна — сервис Steam рано или поздно упрется в свои предельные перспективы и начнет сдавать позиции, растворившись среди бесчисленных сервисов онлайн-дистрибуции. Сейчас же все кажется радужным и безупречным. А Гейб так и вовсе работает не покладая рук, безудержно развивая возникший ажиотаж вокруг Steam Machines. Например, на LinuxCon 2013 он критично отозвался о Windows 8. По его словам, из-за закрытости платформы и сложности использования разработчиками ведущие производители ПК могут просто покинуть рынок. И якобы только Steam Machines способна сыграть главную роль в сохранении конкурентоспособного рынка.

Вообще, вся ситуация с анонсом Steam Machines, SteamOS и Steam Controller оказалась крайне неожиданной даже для экспертов индустрии. Аналитики уже было начали пророчить тяжелый период для компании в начале следующего года. И вот этим летом стали сочиться слухи с явным намеком на грядущее «нечто невероятное». Нынешний этап развития Valve станет историческим как для самой компании, так и для всей индустрии. Ставки высоки, и компания пойдет до конца. Так, еще в прошлом году был запущен сервис Big Picture для работы Steam на большом телевизоре, в начале года мы услышали о SteamBox, затем — расширенная поддержка Linux и окончательное погружение Гейба в идеологию OpenSource…

Будущее Steam Machines пока еще туманно, но за последние годы это, пожалуй, самый смелый и многообещающий проект, который способен конкурировать с консольными гигантами Microsoft и Sony.
Будущее Steam Machines пока еще туманно, но за последние годы это, пожалуй, самый смелый и многообещающий проект, который способен конкурировать с консольными гигантами Microsoft и Sony.

Анонсы еще будут литься рекой весь последующий год. Например, недавно из недр цеха по разработке шлема виртуальной реальности Oculus Rift просочилась информация о намерении обеспечить программную поддержку устройства в среде SteamOS. Подробности обещают осветить в рамках конференции Steam Developer Days в начале следующего года. Сама Valve объявила о готовности продемонстрировать на этом мероприятии собственные очки виртуальной реальности Steam VR. По словам ведущего инженера компании Майка Эбрэша (Mike Abrash), их устройство получит эксклюзивный интерфейс в системе Steam и ряд расширенных надстроек для игр. Не исключено, что вслед за этим Steam Machines будут обрастать все более интересными дополнительными устройствами, с помощью которых видеоигры превратятся в развлечения из научной фантастики.

Появление Steam Machines подарит не достигнутые ранее возможности как для пользователей, так и для разработчиков. Независимые студии, минуя сертификацию Steam Greenlight, попадут на общую витрину сервиса, игроки станут активнее использовать виртуальные товары, появятся дополнительные магазины с пользовательским контентом… Причем Valve обещает не прибегать к эксклюзивности, как это делают консольные гиганты. Самые разные издатели уже выразили свою поддержку и пообещали выпустить для SteamOS несколько проектов. Все это смелый шаг на пути в неизвестность. Оптимизму Гейба можно только позавидовать. Но его видение будущего трудно не разделять. Традиционные персоналки слишком сложны для игровой индустрии. Консольные поколения устаревают и сменяются каждые несколько лет. Проект Steam Machines же будет запущен раз и навсегда.


Поддержи Стопгейм!

Лучшие комментарии

Читай также