Строительные игры про космос выходят редко. Из сравнительно недавних приходит на ум разве что Anno 2205, где дают развить лунную базу, чтобы добывать там ресурсы. И отчасти Civilization: Beyond Earth, которая не столько про строительство, сколько про войну за место под солнцем. Остальное — совсем мимо. Вот почему выход Aven Colony воспринимаешь с энтузиазмом. Особенно если тебе обещают полный контроль над развитием колонии, выращивание отнюдь не пищевых культур, борьбу с местными формами жизни и растущим недовольством поселенцев — ну прямо космический Мааскантье.
Кто проживает на дне Эйвен Прайма?
Представьте: вы — директор форпоста человечества на далёкой планете, откуда корпорации намерены выкачивать витамины и минералы. С чего начнёте? С сельского хозяйства, плодами которого можно прокормить новоприбывших, или всё-таки с добычи металлов, идущих на производство нанитов — устройств для возведения зданий? А может, лучше заняться энергетикой, ведь без электричества не будет работать ничего: там заглохнет фильтр, превращающий ядовитый газ планеты в воздух, здесь застопорится производство пищевых добавок. На деле Aven Colony предлагает заниматься всем сразу — независимо от выбранного режима игры.
Полный отыгрыш Старшего Брата: переключившись на камеры, можно следить за каждым жителем.
Просто в сюжетной кампании все локации, от пустынь до заснеженных ледников, проходишь поочерёдно и под мудрым руководством с орбиты, а режим «песочницы» открывает гораздо больший простор для творчества. Выбирай любую карту и развивайся как душе угодно. Но потом не жалуйся на голод, убивший половину колонистов, — без принятия специальной политики они не смогут собрать чемоданы и удрать с ближайшим рейсом. Или на то, что адский грибок проник в вентиляцию и разрушил жизненно важные здания. Наштамповать ферм вместо теплиц в холодной зоне и узнать, почём фунт лиха? Классика.
У Aven Colony есть всё, что нужно приличному симулятору градостроительства. И учёт граждан с возможностью следить за каждым, и настройка приоритетности рабочих мест, и улучшение практически всех построек в два-три шага. Можно выбрать, что и в каких количествах производить или выращивать на грядках, а также — куда это всё потом девать.
Через центр иммиграции прибывают новые колонисты, которых нужно расселять по жилищам и снабжать необходимым: здесь строим парк, там — развлекательный комплекс, а вот и закусочная. Торговый челнок возит товар на орбиту и обратно. Приходится ломать голову и над путями сообщения. Туннели из плексигласа, выполняющие функцию дорог (под открытым-то небом не выжить), имеют определённую пропускную способность. То есть, если соединил спальный и индустриальный районы всего одним переходом, жди проблем.
«Здравствуйте, я ваш сосед. Ведите себя тихо».
Это всё настолько же здорово, насколько и стандартно. Так что к обычным для жанра механикам разработчики из Mothership Entertainment добавили ингредиентов по вкусу. Например, на Эйвен Прайм сменяются времена года — прямо как в Endless Legend. Летом солнечные батареи и фермы выкладываются на все сто, а с наступлением зимы они превращаются в бесполезный хлам. Даже генераторы, работающие от ископаемых минералов или бьющих из-под грунта испарений, снижают обороты, а урожайность, казалось бы, защищённых от мороза теплиц резко падает.
В размеренный ход дней вклиниваются квесты. Они бесхитростны: построй сооружение, отправь экспедицию на сигнал о помощи, вырасти колонию до стольких-то жителей. Зато за выполнение дают награду — чем не повод разжиться дармовыми нанитами или едой? На чужой планете первооткрыватели сталкиваются с силой стихии вроде метеоритного дождя, а также с причудливыми существами. То вылезет из-под земли червь, будто сошедший со страниц «Дюны» Фрэнка Герберта (Frank Herbert), то невесть откуда прилетят пузыри с ядовитыми спорами. Дополняет картину политика: в списке законов есть ограничение расхода воды и пищи, запрет на смену места жительства и работы, а то и вовсе принудительный труд сверхурочно. Правда, драконовскими мерами счастье всем и каждому не обеспечить, поэтому законы принимает лишь тот, за кого голосуют. И чтобы оставаться эффективным менеджером, приходится идти на компромисс.
Ускользающая красота
Несмотря на смелые решения и необычный сеттинг, Aven Colony — не то, чем кажется. Судите сами. За тридевять парсеков от дома люди имеют дело ровно с тем же самым, чего от души нахлебались на Земле. Им нужно что-то есть и пить, где-то жить, куда-то ходить развлекаться и сдавать анализ мочи. И хотя некоторые функции вроде строительства, дезинсекции и охраны порядка переложены на титановые плечи роботов, сути это не меняет.
Так выглядит эпидемия: она не только убивает людей, но и разрушает постройки.
От квестов ждёшь открытий чудных — например, вскрытия пришельцев или обнаружения и применения в хозяйстве артефакта, оставленного другой разумной расой. Да чего угодно, пускай бы и сюжетов, нагло выдранных из книг Шекли (Robert Sheckley) или Хайнлайна (Robert Heinlein). Но настолько унылой вариации на тему «слетай туда и посмотри, что там мигает» нет, наверное, ни в одной другой стратегии. То есть что-то интересное, конечно, происходит — скажем, спасение потерпевшего бедствие астронавта или нападение пиратов. Но оно всегда остаётся за кадром, а игрок жуёт сухую сводку.
А что исследуют на Эйвен Прайм учёные? Не технологии постройки мегасооружений, которых здесь всего два и которые при должном количестве нанитов с киловаттами хоть завтра возводи. Не вирусы на основе местных культур для какой-нибудь глобальной войны на Земле. Не звёздные карты, оставленные инопланетянами в пещерах Шотландии. Нет. Учёные здесь изобретают пищевые добавки. Мы летели в космос, а попали на консервный завод. Система политики тоже далека от шедевральной. Хотя бы потому, что без неё прекрасно обходишься. Можно вырастить плотно сбитую колонию из тысячи поселенцев и ни разу не принять ни одного закона.
Гигантские черви, которые, судя по виду, должны одним махом разваливать полгорода, оказываются безобиднее мух. Вылезет такой из норы, смотрит на людишек, плюёт на них и уползает восвояси. Конечно, разработчики не обещали эпических битв с этими тварями, но почему мелкая зараза вроде спор умеет досадить неподготовленному игроку, а такой здоровенный монстр служит декорацией? Иными словами, если вынести за скобки причудливую архитектуру зданий, игра ничем не выделяется на фоне других представителей жанра.
https://youtu.be/BQtufVP10zI
Вот яркий пример произведения, авторы которого погнались за двумя зайцами: взяли традиционные механики жанра и попытались привить им что-нибудь эдакое, своё. В результате первая часть ощущается урезанной, а вторая не работает как надо. И тут возникает вопрос: стоит ли брать Aven Colony, учитывая её нынешнюю стоимость? Если вы ждёте от игры космической романтики и выживания в незнакомых условиях, то проходите мимо. Но любители совершать однообразные действия под расслабляющую музыку, которым не хватает подобного на работе в офисе, найдут прибежище на Эйвен Прайм.
Плюсы: медитативное градостроительство в традициях жанра; приятные музыка и дизайн; есть перевод на русский; можно посмотреть на песчаного червя из «Дюны».
Минусы: нет ощущения научной фантастики; однообразные задания; флора и фауна планеты вгоняют в тоску.