Игр со слепыми протагонистами очень мало, но навскидку можно вспомнить как минимум одну — вышедшую два года назад Beyond Eyes. Хоть эта симпатичная история девочки и оказалась до боли медлительным и местами скучным приключением, в ней нашлось место хотя бы одной интересной идее — героиня слышала звуки и представляла себе одни объекты, а при приближении к ним те оказывались чем-то совсем иным. Заглохшая машина, к примеру, была на самом деле газонокосилкой. К сожалению, хоррор Perception ничего такого предложить не может.
Здесь героине придётся провести несколько часов.
Синий иней
Здесь слепая героиня видит абсолютно всё вокруг себя, один раз стукнув тростью по полу или столу. Если она не стучит без остановки, комната вновь становится тёмной, и ей приходится совершать монотонное действие ещё раз. Как это работает — не совсем понятно, да и выглядит, честно говоря, очень странно, словно девушка страдает не только от слепоты, но и от периодической потери памяти. И ладно бы объекты на локациях как-то перемещались, но нет — если героиня стоит неподвижно, то и всё остальное никуда не девается.
Если отбросить в сторону эту механику, которую авторы явно считали главной особенностью своего проекта, Perception представляет собой банальный «симулятор ходьбы» с элементами хоррора. Героиня по имени Кэсси попадает в жуткий дом в Новой Англии, который за долгие годы успели заселить призраки. Подробно рассказывать о сюжете я не буду, так как прохождение требует не больше трёх часов, но большую часть времени занимает исследование всевозможных объектов и выслушивание плохо написанных диалогов и монологов.
И в то время, как другие аналоги стремительно развиваются и предлагают необычные новые идеи (как это было в восхитительной What Remains of Edith Finch), разработчики Perception решили сделать копию ранних представительниц жанра и добавить щепотку неуместных инноваций. Задумка со слепой героиней звучала интересно, и наверняка именно она привлекла многих, кто пожертвовал деньги на Kickstarter, но в итоге реализована была просто по-идиотски. Игрок вынужден не только бродить по дому, но ещё и постоянно стучать тростью по всем подряд объектам, чтобы не оказаться в кромешной темноте.
Благодаря выбранному стилю (происходящее выглядит точно так же, как режим детектива в серии Batman: Arkham) все объекты окрашены в синеватые тона, поэтому никаких ярких красок здесь никогда не видишь. Видимо, поэтому создатели Perception решили смешать привычный «симулятор ходьбы» с хоррором — время от времени за Кэсси начинает охотиться страшный призрак. Его агрессивность зависит от того, как часто героиня издаёт громкие звуки, — если стучать тростью без остановки, он скорее обратит внимание и прилетит. Спастись от него очень просто — достаточно найти укрытие (коробку, ванну с занавеской или большую картину) и спрятаться там на несколько секунд.
При этом такие интерактивные объекты подсвечиваются зелёным, даже если Кэсси находится от них на расстоянии нескольких метров. То же самое происходит с дверьми, часть из которых открывается далеко не сразу. Такое решение делает наличие слепой героини ещё более бессмысленной задумкой: каким образом она, войдя в комнату и постучав по ковру, понимает, что где стоит и с чем можно взаимодействовать? И с какой стати она видит призраков и ощущает их присутствие, да настолько сильно, что экран заливается красным цветом?
Разумеется, без комнаты с детскими игрушками не обойтись.
Жутко скучно
И попытки разработчиков напугать ни разу не увенчались успехом. Громкие звуки, резкие повороты камеры — всё это мы уже тысячу раз видели в хоррорах. Актриса, озвучившая Кэсси, пытается нагнетать атмосферу эмоциональными выкриками, но это вообще не оказывает на восприятие никакого влияния — всё звучит слишком натужно и театрально. Порой произнесённые ею фразы через пару секунд повторяются искажённым голосом, но это скорее забавляет, чем внушает страх. В некоторых моментах отчётливо понимаешь, чего пытались добиться авторы, но их идеи попросту не работают в подобной игре.
Хотя так можно сказать и про все остальные составляющие Perception. И возникает ощущение, будто разработчики сами это понимали, а потому нажатием отдельной кнопки можно в любой момент направить взгляд Кэсси в нужную сторону. То есть игроку буквально указывают пальцем, куда нужно идти дальше. Никто, конечно, не заставляет этим пользоваться, но путешествует героиня по относительно большому дому, а не линейному коридору, так что запутаться в нём проще простого. Да и цветовая палитра, из-за которой нередко сложно ориентироваться в пространстве, быстро приедается.
И ладно бы сюжет был интересный, но и этим достоинством проект похвастаться не может. В игре охвачены различные временные периоды — от совсем недавних событий до того, что происходило несколько веков назад, а потому всевозможных аудиодневников и интерактивных объектов в доме полным-полно. Читать Кэсси по понятным причинам не может, так что при нахождении записок использует программу DELPHI на смартфоне. Пропустили то, что произнёс «робот», — запускайте приложение ещё раз, так как прочесть написанное на листочке самостоятельно не позволяют.
Хотя заниматься этим вряд ли кому-то захочется, так как из-за попыток авторов донести до игрока как можно больше информации ему это будет неинтересно вплоть до финала. Какие-то доктора, какие-то родственники, какие-то события — всё скучно и обыденно. И это странно, ведь в разработке участвовали авторы оригинальной BioShock, где каждый дневник был частью большой вселенной и рассказывал великолепные истории. В Perception же нет ни одного второстепенного персонажа, который хоть немного бы заинтересовал. Даже их имена забываются моментально.
Вдобавок, несмотря на старания актёров оживить своих героев, диалоги здесь абсолютная посредственность. Особенно угнетают постоянные вздохи и панические атаки Кэсси, причём создателям настолько не понравилась их собственная работа, что они позволяют перед началом прохождения отключить монологи героини и оставить лишь важные для сюжета реплики. Опция, конечно, похвальная и наверняка кому-то пригодится, но добавление её в сюжетный «симулятор ходьбы» (пусть он и пытается зачем-то казаться хоррором) — парадоксальное решение.
Возможности спрятаться от монстра трудно не заметить.
Забавно, что, при всём множестве недостатков Perception, данные на Kickstarter обещания разработчики выполнили. Заброшенный дом — есть, преследующие призраки — есть, использующая свой «экстраординарный слух» героиня — присутствует. Но о том, как это всё будет связано друг с другом, мало кто задумывался. И очень сложно понять, что хотели сказать этим проектом разработчики. Если другие авторы придумывают увлекательные истории и делают героев запоминающимися (даже если те упоминаются лишь в записках), здесь создатели попытались угнаться за десятью зайцами и ничего толком не смогли показать. Ни истории здесь нет, ни персонажей, ни хоррора, ни атмосферы — лишь неуместные механики, из-за которых игра кажется чем-то большим, чем есть на самом деле. А на самом деле она пустая и глупая.
Плюсы: интересная задумка.
Минусы: посредственная история с такими же диалогами; плохо реализованная идея незрячей героини; примитивные хоррор-элементы; исследование дома быстро наскучивает из-за однообразных красок и необходимости постоянно стучать тростью; примерно четверть субтитров не переведена, да и шрифты отвратительные.
Вы мой комментарий вообще читали?) Или решили зацепиться за первую попавшуюся фразу? Нелепо… Нелепо… Нет, последнего повторять не буду, очень уж странно звучит предложение.
Ну и чтобы сразу разъяснить, и не бросаться по десять раз одними и теми же аргументами и не устраивали срач. Минусы у игры есть, и я это не отрицаю. Но (о ужас, сейчас будет открытие века!) минусы есть у всех игр. Вопрос лишь в том, насколько они существенны, и насколько сильно мешают получать удовольствие от игры. Плюс к этому (о ужас, второе открытие века!) если посадить за одну и ту же игру/фильм/книгу двух разных людей, после прохождения/просмотра/прочтения у них даже могут быть разные впечатления. Как так получается(внимание, после открытий века идёт загадка тысячелетия!) — не знаю. Вроде ж не должно так быть. Ужас)
А вообще, как-то так получилось, что я прочитал статью целиком. Не знаю, зачем я это сделал. Оказывается, нужно читать только последние четыре строчки…
По-настоящему странно звучит предложение, повторённое без какого либо смысла, ведь я не вычленял что-то конкретное из вашего комментария. Вы начали сравнивать проекты, которые сами же называете разными и нацеленными на разную аудиторию — это безусловно гениально, но недостатки отнюдь не «примерно общие», они специфичны для конкретной игры.
Ах да, простите, что не заметил, как в первом комментарии вы выделили фразы для ваших рассуждений именно из «последних четырёх строчек», было действительно глупо с моей стороны.
Бедняжкам все не то и все не так. Слепые видят, но по своему. И эта игра прекрасный пример. Лучше читайте матчасть, а не высеры делайте. Автор типичный ущемленец и нытик.