Конец весны и начало лета — период, как нельзя лучше подходящий для выпуска различных игр, посвящённых тематике Второй мировой войны. Тут и День Победы рядом, и годовщина открытия «Второго фронта», что, конечно, добавляет определённое количество потенциальных покупателей. Не стал исключением и минувший май — аккурат посередине этих знаменательных дат Eugen Systems решила выпустить свою очередную тактическую стратегию, посвящённую на этот раз жарким боям 1944-го года в Нормандии. Французские разработчики, как и их новые издатели в лице Paradox Interactive, в представлении не нуждаются — студия хорошо известна своей серией RTS Wargame (а кое-кто вспомнит и R.U.S.E. или Act of War).
На первый взгляд Steel Division: Normandy 44 мало чем отличается от предыдущих продуктов компании: может даже показаться, что разработчики всего лишь сменили сеттинг той же Wargame. Но если присмотреться, то отличий хватает — перед нами всё-таки отдельная игра, заслуживающая отдельного разговора.
В суматохе боя немудрено забыть укрыть прибывшее подкрепление в ближайшем лесу или застройке. Отличная цель для вражеской авиации и артиллерии.
Самый долгий день
Для игры про Вторую мировую войну трудно найти более избитую тему, чем операция «Оверлорд» — открытие союзниками «Второго фронта» в Западной Европе. С лёгкой руки Стивена Спилберга (Steven Spielberg) и Тома Хэнкса (Tom Hanks), красочно показавших в «Спасти рядового Райана» и «Братьях по оружию» тяжёлые бои за побережье Нормандии, «День Д» настолько приглянулся разработчикам, что воевать на зоне высадки «Омаха» или штурмовать прибрежный городок Сен-Ло приходилось едва ли не в каждом боевике, посвящённом Второй мировой. Впрочем, стратегии тоже не отставали.
Steel Division полностью посвящена сражениям на северо-западном побережье Франции. В отличие от Wargame, где количество доступных для отыгрыша наций к выходу третьей части разрослось до приличных размеров (если учитывать DLC), тут действующих лиц будет куда меньше. Оно и понятно, учитывая те рамки, которые были заданы выбором сеттинга. Но и здесь разработчики смогли немного разнообразить выбор: если на стороне Оси пока лишь немецкие войска, то вот у Союзников доступна не только американская армия, но и британцы, французы, канадцы и даже поляки.
Как и в Wargame (от сравнений с предыдущими проектами Eugen Systems никуда не деться), подготовка к бою начинается задолго до того, как прозвучат первые выстрелы. Для начала необходимо собрать свой отряд (по старой памяти чаще используется слово «колода», или deck), принадлежащий к той или иной реально воевавшей в Нормандии дивизии. Есть знаменитые «Кричащие орлы» — 101-я воздушно-десантная, есть 12-я танковая дивизия СС «Гитлерюгенд» и множество других, вплоть до экзотики вроде упоминавшихся уже поляков.
«Юниты», входящие в отряд, могут принадлежать только к одной дивизии. Это накладывает определённый отпечаток на выбор грядущей стратегии в бою — дивизии бывают воздушно-десантные, пехотные, механизированные и танковые. Разработчики ненавязчиво дают понять, что необходимо собирать узкоспециализированные «колоды» — если механизированные и пехотные дивизии ещё дают какое-то пространство для манёвра, то танковые и десантные такой гибкости себе позволить не могут. Поэтому ими играть удобнее в связке с другими дивизиями, а исход сражений один на один будет большей частью зависеть от того, «повезёт» ли вам с соперником.
Заниматься составлением оптимальной «колоды» можно часами, не переставая вносить коррективы после каждого боя.
В свою очередь, каждый отряд разделён на несколько родов войск: разведка, пехота, танки, поддержка, антитанки, ПВО, артиллерия и авиация. При составлении «колоды» следует помнить об одной из важных особенностей Steel Division: бой здесь разделён на три фазы — военная разведка, стычка и битва. Первые две длятся по десять минут каждая, а последняя идёт до конца сражения. Ежеминутный прирост очков, за которые можно вызывать подкрепления, зависит и от дивизии, находящейся под управлением игрока, и от того, какая именно фаза боя сейчас происходит. Кроме того, все боевые единицы также разделены на три подгруппы — А, B и C. Если «юнитов» со значком А можно вызывать в любой момент (хватало бы очков), то подкрепления вида B — начиная со второй фазы, а С — уже во время завершающей стадии сражения.
Наконец, очки подкрепления капают сами по себе, независимо от того, контролирует игрок определённую местность или нет, — боёв за заранее отмеченные картоделом зоны, в отличие от Wargame, тут не будет. Для победы необходимо контролировать большую часть всей карты, а не какие-то абстрактные области. Всё это приводит к тому, что отброшенный на исходные рубежи противник имеет все шансы повернуть ход событий в свою пользу — хватило бы времени.
На безымянной высоте
Во время первой же схватки по Сети замечаешь, что бои за ключевые области карты, на самом деле, никуда не делись, но теперь местонахождение этих «зон особого внимания» обусловлено не решением разработчиков, а тактической обстановкой и действиями сторон в конкретном случае. В прошлом бою эти два домика в чистом поле остались незамеченными, а сейчас на них держится вся линия фронта — именно там засел пулемётный расчёт, не подпускающий вражескую пехоту к пушкам, замаскированным в лесочке неподалёку. Разбитая взлётно-посадочная полоса всегда простреливалась пушками и танками, но сейчас противник внезапно смог провести через неё значительные силы, прикрываясь дымовой завесой…
Никогда не знаешь, за что придётся сражаться в этот раз, отвоёвывая себе удобную позицию для обороны или атаки. Небольшая высотка или перекрёсток, грунтовка в лесу или знаменитые французские кустарники, высаженные длинными линиями, — любой объект может оказать важнейшее влияние на ход схватки.
Всё это мало того что повышает разнообразие боёв, так ещё и способствует большему погружению в атмосферу упорных июньских сражений 1944-го. Для любителей представить себя одним из командиров войск Союзников или Вермахта, несомненно, куда приятнее осознавать, что враг безуспешно пытается штурмом взять небольшой городок именно потому. что вы решили сделать его опорным пунктом, а вовсе не из-за желания картодела, решившего, что тут самое место для зоны, приносящей победные очки.
Как правило, на бой лучше смотреть с высоты птичьего полёта даже в таких небольших схватках двое на двое.
Очередное отличие от Wargame — это появление на карте линии фронта. Местность разделена надвое в зависимости от местонахождения ваших и вражеских войск. Если вы контролируете большую часть карты, то вам начисляются победные очки, в противном же случае в счёте прибавляет враг. Но это далеко не единственное её предназначение. Окружённое пехотное подразделение, оказавшееся за линией фронта, может сделать «Гитлер капут!» и в полном составе попасть в плен, если рядом окажется боеспособный отряд противника. Впрочем, наличие поблизости командирских «юнитов» сдаться не позволяет, но последних обычно не так много, как хотелось бы.
Приятно, что теперь легко понять, где находится враг, — даже если непосредственно противника не видно, изгиб линии фронта прозрачно намекает на то, что вот тут точно кто-то есть. Не без исключений — подразделения, относящиеся к разведке, могут беспрепятственно находиться в тылу врага, оставаясь незамеченными и никак не влияя на злосчастную кривую, что делит карту на две части.
Бои местного значения
Стоит понимать, что Steel Division ориентирована в первую очередь на мультиплеер. Нет, тут есть одиночные кампании в количестве трёх штук, но они нужны не более чем для спокойного вхождения в игру новичков и довольно сильно отличаются от сетевых баталий. В миссиях кампании задания, как правило, подкидывают по ходу сражения, есть возможность замедлять время (что очень пригодится новичкам), а вот в мультиплеере игрока сразу же бросают в бой, дав всего пару минут на расстановку «юнитов» и обдумывание тактики.
Масштабы сражений на любой вкус — от быстрых боёв один на один до эпических десять на десять. Впрочем, такое мы уже видели в Wargame, и этим заядлых стратегов, знакомых с серией, точно не удивишь. Благодаря делению на фазы геймплей стал несколько непредсказуемым: например, играя за пехотную дивизию против танковой, можно в дебюте буквально закидывать противника дешёвым «мясом», но если он продержится до третьей фазы, где в ход пойдёт его главный козырь — тяжёлые танки, то любителям «зерграша» точно не поздоровится. Подобная резкая смена обстановки, переходы от атаки к обороне — обычное дело, учитывая разнообразие «колод» и возможностей их применения.
«Если нас окружили, то мы можем наступать в любом направлении!» Десантники в SD, судя по всему, хорошо знают этот военный анекдот — у подразделений ВДВ нет штрафа к морали при нахождении за линией фронта.
Бич всех подобных стратегий — излишний микроконтроль в Steel Division тоже присутствует. Увлёкшись стратегическим планированием, легко прозевать какой-нибудь одинокий танчик, прорвавшийся к артиллерийским позициям, или налёт вражеской авиации. С другой стороны, уделять внимание каждому «юниту» в отдельности тоже не выйдет — приходится чем-то жертвовать. Если Eugen Systems и хотела найти золотую середину, то у неё это пока не получилось: бои, особенно поначалу, выматывают не на шутку.
Усугубляет положение и далеко не самый дружелюбный интерфейс. С различного рода оповещениями совсем беда: они вроде бы и есть, но сделаны на редкость бестолково. Например, понять, что у вас уничтожен важный «юнит», можно разве что случайно. Остаётся лишь надеяться на собственную память. К чему это приводит в крупных сражениях, понятно без лишних слов: голова пухнет в том числе и от постоянных попыток удержать в голове информацию вроде «Я точно отправлял сюда пару пушек? Если да, то где они? Кем-то уничтожены? Как?». Пока разбираешься с этими злосчастными пушками, враг уже прорывается на другом фланге. И паузу, в отличие от одиночной игры, включить не получится.
Понятно, что эти неудобства покажутся смешными ветеранам серии, но если вы новичок в подобных стратегиях, то воевать с живым противником будет ой как непросто. Полюбоваться красочными пейзажами Нормандии практически некогда, хотя, если приглядеться, красоты эти уже не так впечатляют, как во времена European Escalation. Движок IRISZOOM по-прежнему позволяет одним движением спуститься с небес на землю, перейдя с обзора всей карты на вид у самой поверхности, но то, что достойно выглядело пять лет назад, сейчас вряд ли кого-то удивит.
Не помогают малоопытным командирам и технические проблемы, без которых тут тоже не обошлось. Постоянная рассинхронизация, внезапные отключения игроков во время сражения (что понятным образом сказывается на его исходе), очень раздражающие звуковые проблемы… Остаётся надеяться, что это типичные «детские болезни» свежего релиза, которые оперативно вылечат. Даже наличие небольшой, но верной когорты поклонников не оправдывает халтурное отношение к некоторым деталям разработки. Человеческий интерфейс в серии ждёт своего часа по сей поры — и не факт, что дождётся.
Посылать танки по дороге без пехотного прикрытия было большой ошибкой.
Steel Division, несмотря на «попсовость» тематики, всё-таки создана «для продолжающих». Рано или поздно сюда переберётся основная масса поклонников Red Dragon, поэтому новичкам ещё долго придётся чувствовать себя не в своей тарелке — сложно воевать на равных с теми, кто уже с пяток лет занимается чем-то подобным. Тем не менее, как было сказано в самом начале, это далеко не та Wargame, к которой привыкли ветераны серии, — французы не испугались сделать новую игру, не ограничившись банальными косметическими изменениями.
Плюсы: разнообразие боевых ситуаций; возможность составления «колод» для отыгрыша оригинальной стратегии; обилие «юнитов» и карт; реалистичные пейзажи; влияние местности на геймплей.
Минусы: технические проблемы; постоянные и слишком резкие переходы от микроконтроля к стратегическому планированию и обратно; довольно высокий порог вхождения.
Wargame крутейшая RTT. Надеюсь Steel Division тоже вырастит за счет крупных дополнений до уровня Red Dragon и в игре будут представлены все основные участники ВМВ.
Надеюсь Steel Division тоже вырастит за счет крупных дополнений до уровня Red Dragon и в игре будут представлены все основные участники ВМВ.