Когда-то студия Deck13 делала красочные квесты (вспомните серию Ankh), затем была яркая нетривиальная RPG Venetica с диалогами и приключенческим сюжетом. А потом её сотрудники поиграли в Dark Souls и решили, что время ярких красок и детских игр прошло. После Lords of the Fallen они выпускают уже второй проект подряд, который можно смело охарактеризовать как клон DS, — The Surge. И на этот раз в него будет интересно играть даже ярым фанатам творчества From Software — во всяком случае, какое-то время…
Вовремя блокировав атаку, можно ошеломить врага.
Киборг-убийца
В The Surge на смену мрачному фэнтези пришло не менее мрачное будущее, где многочисленные проблемы человечества пытаются решить (или делают вид, что пытаются) крупные корпорации. Одна из самых продвинутых — компания CREO, которая поставила на поток превращение людей в киборгов с помощью всевозможных имплантов и экзоскелетов.
Начинается игра грустно: главный герой в инвалидном кресле приезжает в CREO в надежде вновь встать на ноги — в буквальном смысле. Но во время операции что-то пошло не так, анестезия перестала действовать, и он потерял сознание от боли. А когда очнулся, обнаружил вокруг разруху, слетевших с катушек дронов и людей, превратившихся в этаких зомби в экзокостюмах. Все хотят его смерти, но и наш герой теперь не вчерашний грустный инвалид в кресле, а настоящий кибернетический убийца. Он не просто научился снова ходить — благодаря установленному экзоскелету может прыгать, уворачиваться, больно бить и отсекать конечности своим врагам.
Дальше начинается типичная для Dark Souls и иже с ней программа развлечений — драки, драки и ещё раз драки. В качестве костров служат оперативные центры — там мы возрождаемся после смерти, восстановив запас здоровья и оздоровительных инъекций. Но точно так же возрождаются и враги.
А умирать придётся очень часто — по пути из оперцентра к очередному «боссу» приходится десятки раз снова и снова сражаться с одними и теми же гадами, накапливая опыт в прямом смысле этого слова. Так мы учимся на собственных ошибках, изучаем повадки противников, их расположение и особенности уровня, чтобы в следующий раз точно знать, куда идти.
Кто виноват и что делать?
Сюжет при этом, как и положено, подаётся небольшими порциями. Всю игру мы пробираемся по полуразрушенным комплексам компании CREO, что-то чиним, восстанавливаем подачу энергии на двери и магнитные дороги, по которым потом можно перемещаться между доступными локациями. И всё это ради того, чтобы получить ответ на вопрос, что же тут случилось.
«Боссов», как и положено, приходится бить в несколько этапов.
А ответов долго нет. Иногда находим какие-то аудиодневники, в которых такие же бедолаги, как мы, описывают, как они потеряли сознание во время операции и очнулись в этом кибернетическом аду. Периодически получаем или слышим просто по трансляции сообщения от важных людей, которые просят куда-то там прийти и найти их или помочь открыть им дверь — но всё равно толком ответов не получаем. Ясно только, что всё очень плохо и кибернетические эксперименты CREO вышли и им, и нам, и, возможно, всему человечеству металлическим боком.
Иногда даже можно встретить редких выживших в этом кошмаре и помочь им — выпустить из клетки, подать энергию на экзокостюм, найти какое-то оружие. Потом некоторые из них переберутся в оперативный центр, где будут каждый раз встречать вас удивлённым «Ты ещё жив?» и просьбами о помощи.
Один бедолага, например, умирал без необходимого ему лекарства. Ему становилось всё хуже и хуже, и это заставляло меня даже после убийства местного «босса», когда можно уже отправиться дальше, снова и снова зачищать уровень и прочёсывать его в поисках препарата. И даже после очередной неудачной попытки теплилась надежда — быть может, в другом комплексе найду-таки лекарство и вернусь сюда, успею, пока человек не умер. Такие ситуации редки, но они здорово оживляют происходящее, заставляя вспомнить, что у нас тут всё-таки не только экшен и слэшер, но ещё и немножко RPG.
Расчленяй и властвуй!
Впрочем, в The Surge нет места лирике. Тем более что драться и смачно отсекать конечности тут действительно и непросто, и интересно. Авторы обещали необычную боевую систему и в целом слово сдержали. Основа её хорошо знакома — простые и мощные удары, перекаты, блок, постоянные уклонения. Точно так же надо знать тайминги, то есть наиболее подходящее время проведения своих и вражеских атак. И точно так же на все удары и перекаты расходуется выносливость.
Но ко всему этому авторы не просто добавили «расчленёнку» — они возвели её в разряд важных геймплейных механик, позволяющих получать и эстетическое удовольствие, и практическую пользу. Выбрав врага целью, вы можете переключаться между разными его конечностями, головой, торсом, выбирая наиболее уязвимое место — оно будет подсвечено синим. И потом лучше прицельно бить именно туда.
На старте можно выбрать один из двух классов героя, но особой разницы между ними нет.
При этом если вы отрубите руку с новым оружием, то велика вероятность, что заберёте его себе. Если отсекли ногу или голову, то можете получить чертёж соответствующей части экипировки. А потом создать по нему броню можно в оперцентре на верстаке — для этого используются выпадающие из врагов запчасти и особые металлические сплавы, которые мы находим на уровнях.
Душа разбилась на запчасти…
Запчасти служат аналогом душ — после первой смерти персонажа они лежат и ждут вас на том же месте, но если по пути к ним погибнете, то они теряются безвозвратно. Можно вернуться в оперцентр и сохранить текущий запас железок, но в этом случае все враги на уровне тут же возрождаются.
Помимо «крафта» запчасти также нужны для «прокачки» экзокостюма, чтобы увеличивать запасы здоровья, выносливости, энергии, уровень брони и количество ячеек под импланты — те позволяют использовать оздоровительные инъекции, дают прибавки опять же к здоровью или, например, снижают расходы энергии.
Последняя особенно важна, потому что энергия, во-первых, расходуется на использование некоторых инъекций, на добивания и даже на применение персонального дрона, способного помогать вам в бою. А во-вторых, от максимального уровня энергии экзокостюма зависит возможность попадания в некоторые локации. Если её недостаточно, то вы не сможете перегрузить энергоцепь, чтобы открыть двери или, например, запустить лифт, — приходится «прокачиваться» и возвращаться.
Добивания и «расчленёнка» показаны подробно и смачно.
Конечно, The Surge не уложит на обе лопатки Dark Souls: драки в целом и подинамичнее, и попроще, «боссы» хоть и интереснее, чем в Lords of the Fallen, но всё же недотягивают до тех монстров, что мы видели в играх From Software, а сюжет и проработка мира, его секретов и тайн интригуют и радуют лишь поначалу. Да и графика тут какая-то грязноватая, устаревшая — она выглядит хуже, чем в прошлой работе Deck13, которая вышла в 2014-м году. Герой к тому же периодически застревает в элементах интерьера — а кнопки принудительного суицида нет.
Тем не менее эта игра предлагает свежий взгляд на боевую и ролевую системы и способна бросить вам серьёзный вызов, заставляя вновь и вновь проходить один и тот же уровень, чтобы, наконец, смочь, победить, преодолеть, научиться и продвинуться дальше.
Плюсы: сложные, динамичные сражения; интересные новшества в боевой и ролевой системах; продвинутая физика повреждений.
Минусы: пресный сюжет; устаревшая графика; есть проблемы с техническим исполнением; скучноватые «боссы».
Согласен. Вот с застреванием было дело, но в основном из-за кривого таргета, но застревал не критично. Я больше фигею с претензии к графике. Ага, на пс4 выдает 60 фпс стабильные, при этом картинка ок, и еще есть обработка партиклов. Сам играл на пк. Там еще все лучше. Что есть в ДС: криво сшитые текстуры, текстуры (интерьера и зачастую босов), через которые всегда проходит пол тушы твоей. Помню, даже Гальперов показывал в обзоре последнего ДСЛ к ДС3 такие текстуры. И это не единичный случай, но там все круто с графикой конечно, некстген, особенно моушн блур и частицы в разы «круче», чем в Surge. Все что сказано о графике ДС3 — это из превью «Разве что графику подтянули до современного уровня, вроде бы даже без обмана на этот раз. Красивое динамическое освещение от факела, детализированные модели брони и прочие радости не вызывают никаких просадок fps, так что за техническую сторону можно быть спокойным»… хьюстон, просадок нет, полет нормальный. А в видеорецензии: «как говориться, всегда можно найти мутную текстурку, но...» и показывает пейзажи локаций. Да локациями в ДС по разнообразнее, они просторнее. В Surge вообще уныло, даже в сравнении с LoF. Но это не делает графику устаревшей. Вспоминается рецензия на Titanfall 2. Одной игре можно потому что она популярна, а другой нельзя, потому что кто о ней знает то.