Так уж сложилось, что Хайборийская эпоха ассоциируется у большинства в первую очередь с Конаном. С одной стороны, это справедливо: могучий варвар, ставший впоследствии королём, — фигура яркая, следить за его похождениями интересно. Однако мир, где происходят эти самые похождения, ничуть не уступает по занимательности своему главному герою.
Хайбория стала местом действия нескольких видеоигр, главным героем большинства из которых был вышеназванный воин. И в преддверии выхода очередной интерактивной адаптации этого сеттинга я расскажу вам о всех воплощениях мира Конана-варвара в видеоиграх.
Ещё один известный хайборийский персонаж — прекрасная и отважная Рыжая Соня. Но ни она, ни давний предок Конана, Кулл-завоеватель, пока что в играх, увы, не появлялись.
«Во времена древних богов…»
Прежде чем перейти непосредственно к играм, в общих словах поговорим о том, что же такое Хайборийская эпоха. Представьте себе альтернативную Землю десять — двадцать тысяч лет назад, на которой земли восточного полушария имели немного другие формы и назывались Туранским континентом. Именно в это время и в этом месте геройствовал непобедимый воин по имени Конан. В 30-х годах прошлого века всё это придумал и подробно описал американец Роберт Ирвин Говард (Robert Ervin Howard), ставший одним из родоначальников героического фэнтези.
Важно отметить, что Говард не ограничивался историями о Конане. Он писал и в жанре ужасов (недаром его лучшим другом по переписке был Лавкрафт — Howard Lovecraft), и исторические рассказы, и детективы, а ещё американец создал прообраз Рыжей Сони и короля Кулла из Атлантиды. Именно один из рассказов о Кулле был переработан Говардом в первый рассказ о Конане.
К сожалению, писатель прожил недолго и успел опубликовать лишь семнадцать историй про Конана-варвара и одно эссе, описывающее рассвет и закат Хайборийской эры. Однако он оставил после себя множество черновиков, которые были доработаны и выпущены в печать его единомышленниками. Вселенная, созданная Говардом, на протяжении более чем восьмидесяти лет обрастала деталями сначала в книгах и комиксах, потом в фильмах и видеоиграх.
Хайбория не похожа на типичные фэнтези-миры хотя бы тем, что там не водятся эльфы, орки и гномы.
Хайборийский мир представляет собой крупный материк со множеством стран, как более, так и менее развитых. На самом западе обосновались племена диких пиктов, на севере затаились викинги из Асгарда и Ванахейма. Восток облюбовали Кхитай и Вендия, и, очевидно, для них не нужны пояснения. Рядом с этими странами, в степях, резвятся кочевники-гирканцы. Юг заняли Чёрные Королевства. Ну а в самом сердце Хайбории находятся цивилизованные Немедия и Аквилония, отвечающие за развитое Средневековье.
Нетрудно заметить, что этот мир соткан из кусочков нашего, взятых из разных периодов его истории. Оттого многие названия стран выглядят очень знакомо. Мы встречали их если не на древних атласах, то в сборниках мифов и легенд. Например, название Стигии, страны тёмных колдунов, отсылает нас к мифической реке Стикс — через неё Харон перевозил души умерших. А расположившаяся на севере континента Гиперборея — легендарная страна на самом краю света из древнегреческой мифологии. В представлении Говарда Гиперборея — это такая северная «империя зла», где правят коварные волшебники, и тут можно легко провести параллели с восприятием Советского Союза в 1930-х годах. Как видите, разбирать это лоскутное одеяло по фрагментам довольно увлекательно, но всё же вернёмся к основной теме.
Киммериец-разрушитель
Первая игра про Хайборию и по совместительству про Конана увидела свет в далёком 1984-м году, и её релиз совпал (есть подозрение, что неспроста) с премьерой фильма «Конан-разрушитель». При этом Conan: Hall of Volta не является игрой по фильму — объединяет их только главный герой. Ну и на обложке дискеты красовался Арнольд Шварценеггер (Arnold Schwarzenegger) — актёр, прославивший себя ролью отважного варвара.
Игра представляет собой платформер из семи уровней-экранов. Конану нужно преодолевать препятствия, решать головоломки с ключами-камнями и убивать врагов, чтобы добраться до цели — некоего Вольты. И его тоже убить.
Противники у Конана не то чтобы сильно опасные и достойные — муравьи, скорпионы да летучие мыши. Но Тарантия не сразу строилась, и надо ведь великому воину было с чего-то начинать.
Изначально главным героем этого платформера был вообще не Конан, в абстрактный вестгот (игра так и называлась — Visigoth), вооружённый бумерангами. Но в процессе разработки из него сделали варвара, а бумеранги заменили на мечи, которые тоже можно кидать. Уже по этому факту нетрудно понять, что игра не сильно старалась передать дух первоисточника и атмосфера Хайбории в ней не чувствуется. С тем же успехом её можно было выпустить под другим именем, и никто бы не почувствовал подвоха. Как это было, например, в Болгарии, где Конан-варвар малоизвестен и игру продавали под названием «Добрый рыцарь» (The Good Knight).
В 1991-м году вышли сразу две игры про могучего варвара. Первая из них, Conan: The Cimmerian, не какая-нибудь переделка, а самодостаточный проект — с интересной историей и вниманием к деталям.
Ведомый желанием отомстить за убитую жену и сожжённый дом, наш протагонист оказывается в Шадизаре, городе воров. Цель Конана — одолеть Тот-Амона, верховного жреца культа Сета. Именно он стоял за разрушением привычного уклада жизни киммерийца. Злой колдун — персонаж из книг, один из самых известных и ярких противников варвара. Но в игре и без него хватало знакомых мест и героев. Например, мы встретим одну из возлюбленных Конана — королеву пиратов Белит. Да и мировая карта, по которой нам предлагают перемещаться, не может не радовать — она бережно повторяет ту, что печатали на книжных форзацах саги.
Conan: The Cimmerian представляет собой экшен-адвенчуру с элементами RPG. Игровой процесс состоит из боёв и исследования локаций, и исследовать в игре есть что. В том же Шадизаре можно заглядывать в чужие дома в поисках наживы (только не удивляйтесь, если после этого на вас ополчится городская стража). Не стоит забывать посещать таверны, магазины и храмы, в которых разрешают брать квесты и таким образом зарабатывать на жизнь честным путём.
Если на поверхности покажется скучно, то не грех спуститься в канализацию и поискать развлечения там.
Понятно, что для приключений открыта не вся Хайбория. Помимо Шадизара нам дадут прогуляться по заброшенным (и не очень) руинам, склепам и дворцу Тарантии. Стоит добавить, что в игре есть несколько техник боя, которым можно обучиться у мастеров, мечи на любой вкус и рассказчик, реагирующий на проигрыш репликой в духе «Всё было совсем не так, на чём это я остановился?». Словом, игра вышла отличная, но сложная. И при этом она с успехом передаёт книжный колорит.
А вот Conan: The Mysteries of Time для Nintendo Entertainment System уже не так радует поклонников творчества Говарда. А всё потому, что с книгами писателя она имеет мало общего. The Mysteries of Time — это адаптация PC-игры Myth: History in the Making, вдобавок очень некачественная.
По сюжету Конан должен победить нескольких легендарных существ. Каждый уровень посвящён определённой мифологии — древнегреческой, египетской и скандинавской. И если в Myth: History in the Making это выглядит уместно, то в рамках мира Конана уже хочется спросить: а при чём здесь гидра или летающие черти, которые в Хайбории не водятся?
В прошлой жизни скелет, ведущий щуплого Конана к обрыву, определённо был пиратом.
Conan: The Mysteries of Time совершенно не понравилась игрокам ни геймплеем, ни графикой. Вопросы вызывал и сам Конан, который был не слишком похож на себя, по крайней мере ростом. После этой игры разработчики долгое время не решались вернуться в мир Конана. А когда осмелились, на дворе уже было начало нулевых.
Слэшеры нового времени
Страсть Конана к сражениям идеально сочетается с жанром hack and slash. Этот очевидный факт не скрылся от глаз сотрудников малоизвестной словацкой студии Cauldron, и в 2004-м году на всех актуальных на тот момент платформах вышла Conan: The Dark Axe.
Cюжет игры снова строится на том, что «враги сожгли родную хату» и разозлившийся Конан отправляется мстить, но на этот раз не Тот-Амону, а безвестному культу Грифа. Путь к возмездию пройдёт через пустоши пиктов, стигийские пустыни и джунгли Дарфара. Дадут нам прогуляться и по приморскому городу Кордава. И хоть на этот раз в крупном поселении нельзя разжиться побочными квестами, бродить по нему всё равно интересно — хотя бы потому, что там можно найти пару секретов, таких как части меча Атлантиды.
Столица Зингары изображена в Conan: The Dark Axe в целом достойно и вполне соответствует званию одной из самых прекрасных гаваней на западном побережье Хайбории.
Время от времени, обычно между уровнями, рассказчик повествует о месте, куда завела героя дорога приключений. Такие вставки (ещё и для наглядности проиллюстрированные картой) отлично дополняют общую картину мира и придают игре даже какую-то литературность.
Но Conan: The Dark Axe — это всё-таки слэшер, а не аудиокнига, и боям в игре было уделено немало внимания. Конану есть где разгуляться, и демонстрировать свои воинские навыки он мог с оружием на любой вкус. Но несмотря на все свои достоинства, «Конан» проигрывал уже вышедшим Enclave, Rune и Blade of Darkness.
В 2007-м году на Xbox 360 и PlayStation 3 появилась ещё одна игра про могучего варвара, которая называлась просто и лаконично — Conan, безо всяких там подзаголовков и определений. На этот раз за разработку отвечала компания Nihilistic Software, сделавшая когда-то культовую Vampire: The Masquerade — Redemption. В этой адаптации чувствовалось влияние серии God of War, уже успевшей к тому времени покорить сердца критиков и игроков. Задуманный в той же манере «Конан» планировал повторить её судьбу, но… Нас ждала опять-таки довольно средняя игра, которая не привнесла в жанр ничего нового и только копировала всё те же похождения Кратоса. Даже музыку для игры писал Майк Риган (Mike Reagan) — композитор God of War.
Однако стоит отметить, что в визуальном плане Conan подражала стилю Фрэнка Фразетты (Frank Frazetta). Этот американский художник известен в том числе и как автор обложек к книгам о Конане. В духе картин выполнены и ролики — воспоминания героя. И только за такое интересное решение-«пасхалку» игру уже можно похвалить.
А вот за что её нужно поругать, так это за то, что Конан умеет колдовать. Правда, не сам по себе, а благодаря зачарованной броне. Это идёт вразрез с устоявшимся образом воина, который ненавидит магию всем сердцем. Цель варвара на этот раз — собрать по частям свои доспехи, разбросанные по миру очередным злым волшебником. Поиски заведут Конана на Барахские острова, Аргос, Куш и в Стигию, кажется излюбленную страну разработчиков всех игр про Хайборию.
Воительница А'канна — один из «романтических интересов» Конана в игре и аллюзия на предводительницу пиратов Белит из рассказа «Королева чёрного побережья».
Для читавших сагу разработчики припасли ещё немного любопытных деталей. Так, при гибели героя вместо стандартной Game Over игра щеголяет фразами в духе «Твой меч подвёл тебя», среди которых можно встретить такие варианты, как «Конан сражён, и Тот-Амон правит во тьме» и «Тот-Амон высмеивает твою слабость». Если уж копнуть совсем глубоко, то сама идея необычных фраз может быть отсылкой к самой первой игре про Конана, Hall of Volta, где смерть варвара тоже описывалась разными выражениями. Во всяком случае, если задумка действительно взята оттуда, то это определённо заслуживает одобрения.
Битвы в игре тоже соответствуют духу первоисточника по градусу жестокости. Однако ни кровавые сражения, ни харизматичный герой, флиртующий с полуобнажёнными девицами, не смогли уберечь «Конана» от скверных продаж. Очередная игра про варвара оказалась вторичной и так и не заслужила народной любви. И если бы мы жили в том самом мире, о котором сейчас идёт речь, то можно было бы списать всё это на происки Сета и его прислужников.
Эпоха ММО
Пока слэшер от Nihilistic Software пытался хоть как-то впечатлить игроков, в недрах норвежской компании Funcom замахнулись сделать многопользовательскую RPG про Хайборийский мир. Age of Conan: Hyborian Adventures вышла в 2008-м году и наконец-то позволила сыграть за обычного жителя Туранского континента, а не за уже изрядно поднадоевшего Конана, хоть его имя и фигурировало в названии.
Спустя три года Age of Conan стала распространяться по модели free-to-play и сменила подзаголовок на Unchained. Ну вот не любят разработчики (или всё же маркетологи?) слово «Хайбория» почему-то. Хотя их можно понять — среднестатистический потенциальный игрок скорее что-то слышал о Конане, чем о древней псевдоисторической эпохе.
Действие Age of Conan разворачивается после событий, описанных в романе «Час Дракона». Конан к тому времени уже стал королём Аквилонии, он больше не разъезжает по миру в поисках приключений, а праздно сидит в своём дворце. При желании даже можно попасть к нему на аудиенцию. Правда, для этого сначала нужно «прокачаться» до шестидесятого уровня.
Раз уж речь зашла об ограничениях — первые девятнадцать уровней нам не дадут взглянуть на большую землю. Наш аватар, милостью богов выживший после кораблекрушения, вынужден изучать окрестности Тортажа, одного из городов Барахских островов.
Даже после прощания с Тортажем весь Хайборийский мир, несмотря на масштабность задумки игры, обойти не удастся. Посетить можно лишь Пограничное Королевство, Аквилонию, Киммерию, Стигию, а после выхода DLC Rise of the Godslayer и Savage Coast of Turan — Кхитай и Туран. С упомянутыми странами связаны и народности, доступные при создании персонажа. Изначально их было три: аквилонцы, киммерийцы и стигийцы, — а затем прибавились ещё и кхитайцы.
По словам разработчиков, у них были свои специалисты по Хайбории, поэтому в игре так много внимания уделено деталям. И в это очень легко поверить — в диалогах постоянно упоминаются книжные персонажи и события, а на загрузочных экранах выписаны соответствующие цитаты.
Исследуя столицу Аквилонии, Тарантию, понимаешь, что всё это — не декорация, а действительно проработанный мир.
И хоть у Funcom не вышло сделать из Age of Conan свою World of Warcraft, от идеи создавать игры по мотивам произведений Роберта Говарда компания не отказалась. Её новая игра — симулятор выживания Conan Exiles вот-вот окажется в «Раннем доступе». Вопреки названию, выживать в ней придётся не за Конана, а место действия — всё тот же Хайборийский мир, и каким он окажется в игре, станет понятно уже совсем скоро. Если вы когда-то читали рассказы о Конане, Соне и Кулле, то наверняка знаете, что там есть всё, чтобы сделать хорошую игру, — яростные сражения, эротика и приключения. И всё это дело происходит на фоне детально описанного мира, каждый уголок которого имеет свои нравы и обычаи. Казалось бы, сами боги велели сотворить из этого материала атмосферное героическое видеоигровое фэнтези. И не важно, будет ли это слэшер, передающий всю жестокость Хайборийской эпохи, или ролевая игра вроде Baldur’s Gate — с увлекательной историей и разношёрстными сопартийцами.
Но пока что ни одну из интерактивных адаптаций нельзя назвать по-настоящему изумительной. Во многих из них есть отличные идеи, многие трепетно относятся к саге-первоисточнику, но всякий раз им всё равно чего-то не хватает. Как знать, может, у Conan Exiles всё-таки получится не разочаровать поклонников суровой эпохи и тех, кто только начинает знакомство с миром Конана-варвара?