Видеоиграм понадобилась всего пара десятков лет осознанного существования (давайте уж не углубляться во времена Pong, а за точку отсчёта возьмём какую-нибудь Wolfenstein 3D), чтобы развеять вокруг себя «нёрдовский» ореол. Если у вас дома стоит PlayStaition, то это вряд ли вызовет косые взгляды, неуместные вопросы и подозрения в чём-то непотребном. А вот если вы вдруг скажете, что любите настольные игры, то сразу попадёте в зону риска. Речь, конечно, не об Uno.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что игровое сообщество почти полностью проигнорировало релиз Card Hunter в Steam. А это, ставлю свой d20, возможно, одна из лучших тактических пошаговых игр года. Бесплатная, остроумная, тонкая, прекрасно сбалансированная и предоставляющая добрую сотню часов игрового процесса. Но ориентированная на настолько узкую аудиторию, что вы рискуете всё проморгать. А я приложу все буквы, чтобы этого не случилось.
Тот случай, когда всё сошлось: и враги, и заклинание, и радиус поражения.
Я — ГМ, и я решаю, кто за пивом!
Card Hunter — штука чисто постмодернистская. Вы играете в то, как вы играете: главный герой сюжетной линии — это не партия приключенцев, зачищающих подземелья, а начинающий «гейм-мастер» Гэри. Он пригласил друзей (в вашем лице) к себе домой, распаковал кучу коробок с модулями, придумал сюжетные линии и теперь учится «водить».
Сама игра не имеет к DnD никакого отношения, но любой, кто хотя бы раз пытался приобщиться к теме, будет если не хохотать, то как минимум улыбаться. У Гэри есть старший брат, который иногда презрительно заходит в комнату, чтобы обронить упрёк вроде «Твоей партии слишком легко! Соберись!». Кроме того, есть почти романтическая линия общения с доставщицей пиццы, перед которой бедняга вечно пытается изобразить себя то ли историком, то ли ботаником.
Диалоги возникают небольшими плашками в верхней части экрана, а реплики настолько же точные и меткие, насколько непонятные человеку со стороны: «Это что, партия длиной в два года должна закончиться из-за несчастной единички?!», «Это не моргенштерн, ведь здесь нет цепи!» Два брата, как две идеологии, постоянно спорят о «рельсах» и свободе воли, о важности отыгрыша и категорической необходимости есть пиццу во время игры.
Колорита добавляет и окружение: действие разворачивается на столе, усыпанном чипсами и мармеладками. Готовясь к любому приключению, вы можете прочитать его описание из коробки. Вокруг игрового поля всегда лежат лишние кости. А глобальная карта (кто бы мог подумать!) — это действительно глобальная карта, разложенная на столике, где помечены все ваши предыдущие похождения.
С другой стороны, не берусь сказать, насколько интересным и остроумным всё это покажется человеку, который не знаком с темой. Впрочем, вы всегда можете игнорировать диалоги и читать только описания модулей — они прописаны максимально пафосно, и каждый щеголяет собственной сюжетной линией. А можете не читать ничего вообще и с головой окунуться в игровой процесс, где процветает «манчкинство», а торжествует тактика.
Иногда радуешься, что у игры нет русской локализации. Медведоакул?
Как это «нельзя гнома-архангела-некроманта-полудракона»?
Объяснить всю комплексность местных правил в паре абзацев — сложно, а вот играть, уже разобравшись, — крайне легко. Попытайтесь наложить механику любой карточной игры на позиционную тактику.
В центре или не в центре поля, поделённого на клетки, появляется ваша партия, насильно составленная из воина, мага и лекаря. Все поля тщательно отрисованы (ещё бы, Гэри покупает их за большие деньги!) и радуют оригинальной архитектурой. Вот, например, столовая, в которой пиршество загородило всю дорогу и герои постоянно «застревают» у препятствий. А в другом модуле будет уже узкая шахта, где враги прут с трёх сторон, но легко блокируются единственным удачно поставленным персонажем.
Здесь самое время напомнить, что игра кажется практически бесконечной — количество точек на карте просто огромно. Не каждая локация радует оригинальностью, но каждая — это новая тактическая задача. Разнообразия добавляют уровни с победными зонами — квадратиками, которые нужно удерживать определённое количество ходов. Это может вылиться как в оборону лифта, так и в погоню за стражниками, которые хотят объявить тревогу.
Но самая интересная часть механики кроется непосредственно в бою. Каждый персонаж на столе — это игрок с собственной колодой. На глобальной карте, заходя в магазин, вы покупаете рыцарю не просто шляпу, но несколько карт, которые она даёт. Чем выше уровень предмета, тем более интересные карты он добавляет, а чем старше игрок, тем больше предметов он может на себя нацепить.
В этом смысле игра очень удобна в освоении: сначала у вас есть всего пара слотов с самыми примитивными вещами, а колода состоит из «ходить» и «ударить». Но чем дальше, тем интереснее, и игрок всегда держится в напряжении и любопытстве. Как с новыми типами карт, так и с их разновидностями в частности.
Вернёмся на поле боя. Каждый ваш персонаж — это три десятка карт, из которых в начале хода достаются шесть. Уже здесь кроется десяток подводных камней. Вам нужно подбирать все вещи так, чтобы на свой вкус балансировать перемещение и атаку, ведь велик шанс, что в самом важном ходу выпадет исключительно «бег», «ходьба», и «броня», но никак не мощный удар. Я, например, после очередного обновления гардероба стал постоянно проигрывать, потому что увлёкся «перекачиванием» священника и отобрал почти все лечащие действия.
Разумеется, предметы за подписку ну очень хороши — а как иначе?
Кроме того, игра сама рекомендует не выбрасывать вещи, потому что разные ситуации могут потребовать разной специфики героев. А в случае проигрыша система автоматически выдаст вам набор подсказок по решению именно этой головоломки. И, хотя при удачном стечении карт вы можете убить всех за два хода, случайность влияет на скорость, но не на результат: выиграть из-за «рандома» почти никогда не получается.
Если механика придётся вам по вкусу (а она почти наверняка придётся, потому что элегантна и вариативна), то дальше начнётся самое страшное — погоня за новыми картами. «Прокачка», то есть составление колоды, затягивает с головой. Важен не только урон, но и зона поражения и дополнительные эффекты вроде смещения фигурки. А главное, количество и разнообразие карт не подводит, так что до самого конца сюжетной кампании скучать не приходится.
Найди уже девушку! Нам нужен четвёртый игрок
Когда сюжетный режим себя исчерпает (возможно, никогда, ведь он обновляется лучшими сценариями пользователей), вы вольны отправиться в сетевую игру. Прежде всего стоит обратить внимание на кооператив, где за каждого героя должен играть человек, полностью отвечающий за своего персонажа и его эффективность в бою. Сомнительное развлечение для тех, кто хочет серьёзной тактики, но компанейская забава на пару вечеров вполне приятная. Настоящим же «хардкорщикам» стоит отправиться в соревновательный режим, где партии будут сталкиваться друг с другом. В любом случае зовите компанию, ведь это никому ничего не будет стоить.
Игра бесплатна и активно пропагандирует микротранзакции, но делает это так ненавязчиво, что отечественным обдираловкам стоило бы поучиться и позавидовать. Местная «голда» — это кусочки пиццы, которые находят применение на любой вкус.
Вы можете спустить всё на уникальные модели персонажей, как фэнтезийные, так и с оттенком стимпанка или футуризма. Более разумный и осмотрительный игрок предпочтёт покупать дополнительные подземелья: их не очень много, но все, как полагается, очень хороши. Можете, конечно, тратить пиццу на походы в магазин за дорогими вещами, но лучше её инвестировать в членство в «клубе», который обеспечит вас ускоренной «прокачкой» и дополнительными предметами за каждую победу.
Но всё это, разумеется, строго опционально, и не бывает ситуаций, когда бы действительно пригодился «гринд». Планка очень разумно поднимается по мере роста вашего уровня, а мультиплеер хорошо подбирает соперников. Хотя вложить денег всё равно хочется — «манчкинство» в составлении суперколоды берёт верх над всяким здравым смыслом.
Я бы не нарушал сеттинг и взял того, справа. А вы?
Я взялся за этот текст именно потому, что сам узнал о Card Hunter по чистой случайности. Игра не пошла в народ — а жаль, ведь найти в ней недостатки практически не удаётся. Она блестяще стилизована и очень остроумна. Авторы прекрасно понимают и жанр, и его истоки, и важность броска кубика, и возможности, которые даёт компьютер как платформа (несмотря на стиль, играть в CH вживую — сумасшествие). И главное, очень умелая монетизация — это редкость. Я не могу рекомендовать игру разве что любителям шутеров. Всем же остальным совет — бросайте сразу, как захочется спать, иначе просидите до утра.
Плюсы: стилистика; знание вопроса; разнообразные подземелья; баланс; ощутимое, но не фатальное влияние случайности; живое комьюнити. Минусы: ориентированность на крайне узкую аудиторию.
Жаль, что русского языка нет. Хотелось бы приобщиться к настолкам хотя бы в таком виде. А то однажды попробовал со знакомыми в Манчкина поиграть, а в голове вертелось только «Я НИХРЕНА НЕ ПОНИМАЮ!» Хотя, насколько я понял, это еще фигня, если сравнивать с D&D какими-нибудь.
Никогда не понимал как люди играют в эти настолки. При взгляде на них в голове рождаются две мысли: «Как-же это интересно выглядит!» и «Янипонимать». К сожалению вторая мысль всегда побеждает первую. Я даже немного завидую тем, кто пересилил свою тупость и может играть в такие игры.