Что получится, если соединить в одном проекте Worms, XCOM, роботов, неоновые вывески и стильные шляпы? Ответ прост — SteamWorld Heist, одна из самых ярких игр этого года, которую британская The Daily Mirror даже назвала произведением искусства.
На некоторые миссии можно взять только одного или двух бойцов, а некоторые представляют собой особые испытания для самых опытных и отважных.
Роботы гибнут за воду!
Чего-то подобного от студии Image & Form мы и ожидали. Её предыдущая работа, SteamWorld Dig, в 2013-м году стала безусловным хитом, собрав кучу наград и номинаций. А сделана она была по безотказному рецепту: берутся идеи из других игр, творчески перерабатываются, добавляются безупречный стиль и дизайн, идеальный баланс и проработка всех элементов, а потом всё это помещается в оригинальную стимпанк-вселенную, полную юмора, иронии и забавных роботов.
SteamWorld Heist сделана по тому же принципу и в той же вселенной, только на этот раз это не платформер-«копалка», одновременно напоминающий Digger и Metroid, а пошаговая тактика в духе Worms и с некоторой примесью XCOM.
Главными героями снова становятся забавные стимботы, но действие разворачивается не на планете, а в космосе. Более того, планета разлетелась на осколки, и многие роботы поселились на них, чтобы добывать воду — это главный ресурс, ведь в основном именно на пару работает и этот стимпанковский мир. За водой охотятся контрабандисты, бандиты, и только королевские космические силы используют дизельное топливо и пытаются устанавливать повсюду свой порядок.
Скрываясь от них, прожжённая контрабандистка — капитан Пайпер Фарадей и её пилот улетают в дальний сектор, на Окраины, где много наёмников, искателей приключений и прочих сомнительных личностей, охочих до воды.
И вскоре Пайпер сталкивается с угрозой куда более серьёзной, чем королевские космические силы, — на жителей Окраин, на их корабли и станции начинают нападать полубезумные агрессивные стимботы из банды «Железки», которые не только воруют воду, но и похищают местных. Они называют друг друга кузинами и кузенами и постоянно вспоминают Маму, которая, как выясняется, является этаким доктором Франкенштейном и собирает роботов из сломанных запчастей, формируя свою армию. И как водится, остановить «Железок» по силам только нам.
Ну как в такую игру не влюбиться?
Экипаж команды боевой
Впрочем, одной Пайпер не справиться — нужны новые бойцы и наёмники. Изначально рядом с ней плечом к плечу сражается только «бесплатный» стимбот-моряк, бывалый китобоец. А потом могут присоединиться и другие, не менее колоритные, товарищи — тут и механическая фермерша, сбежавшая из сельской глубинки на поиски приключений и заработка, и робот-циркач по фамилии Ивански, который никогда не расстаётся со своими гантелями, и даже пожилой седой стимбот с трясучкой и снайперской винтовкой.
Найти наёмников можно в основном в залитых неоном барах, где роботы пьют, отдыхают и слушают шикарную музыку — смесь джаза и кантри от группы Steam Powered Giraffe. Там же можно прикупить не только оружие, аптечки, броню, но и стильные шляпы, на которых тут все просто помешаны, — в общем, как вы понимаете, с юмором и иронией в SteamWorld Heist всё в порядке.
Нанимаем мы новых бойцов или за воду, или за очки репутации — и те, и другие зарабатываются за успешное выполнение миссий, которые нужно выбирать на глобальной карте сектора. А наши подопечные во главе с Пайпер зарабатывают очки опыта и с каждым новым уровнем получают новые способности, становятся сильнее, быстрее и здоровее. При этом умения, оружие и специализация у каждого свои. Кто-то предпочитает снайперские винтовки, кому-то лучше палить из дробовика на передовой, а циркач Ивански, например, яростно бабахает из гранатомёта.
Рикошетом по шляпам!
Однако не «прокачка» и возня с бойцами в SteamWorld Heist главное, хотя процесс этот, понятно, весьма полезный и достаточно увлекательный. Главное — сами пошаговые сражения, которые разворачиваются в недрах космических посудин и станций, куда пришвартовывается Пайпер со товарищи.
Зачастую приходится заходить врагу в тыл, чтобы поразить его в самое уязвимое место.
Внешне всё напоминает двухмерный платформер — бойцы перемещаются влево или вправо, поднимаются или спускаются по лестницам, разве что по платформам не прыгают. Но при этом все действия выполняются в классическом пошаговом режиме. За отведённое количество очков хода разрешают переместиться, занять укрытие и, если осталась возможность, атаковать, подлечиться или использовать какое-нибудь умение вроде временной неуязвимости. Впрочем, некоторые способности активируются автоматически — если, например, селянка с пистолетом-пулемётом убьёт врага, то тут же сможет сделать дополнительный выстрел.
К этой «икскомовской» формуле добавляются элементы Worms, рикошеты и отличная физическая модель. В тесных закрытых помещениях пули и гранаты охотно отскакивают от стен, перекрытий и вообще практически от любых предметов и летят по хитрым траекториям. Это позволяет при должном расчёте достать даже тех, кто, казалось бы, надёжно спрятался за укрытием и вообще находится на другом конце карты или на другом этаже.
Некоторые виды оружия снабжены лазерным прицелом, с помощью которого можно наглядно и точно выстраивать самые витиеватые траектории полёта пули. Но, как и в Worms, самым эффектным и эффективным является гранатомёт. Точный и правильно рассчитанный выстрел с парой отскоков и рикошетов по пути может изменить ход боя, а неточный и неправильный — снести наших же бойцов или укрытия, за которыми они отсиживаются. При этом зачастую рассчитать и предсказать, куда отскочит граната на самом деле, сложно, и это вносит в происходящее элемент весёлой случайности.
Хотя в целом тут не до смеха. Враги попадаются очень серьёзные, не говоря уже о крупнокалиберных «боссах». Да ещё и порой авторы запускают таймер, отсчитывающий время, когда активируются турели или начнут волнами прибывать вражеские подкрепления. А за поражение сразу отбирают много воды, которая, к слову, тратится и на покупку новой экипировки. Приходится заново проходить старые миссии и отправляться на побочные задания, чтобы «подкачать» бойцов, пополнить припасы и, если повезёт, раздобыть какое-нибудь ценное вооружение. Или новую стильную шляпу.
Здесь постоянно что-то взрывается, рикошетит и пролетает над ухом, сбивая шляпу.
Уж не знаю насчёт «произведения искусства», но SteamWorld Heist — это точно идеальный пример развлечения, в котором практически нет недостатков. Теперь это название, уверен, запомнят на всех платформах, где игра уже вышла или выйдет в течение этого года.
Плюсы: отличный дизайн и стиль; яркие персонажи; море иронии, юмора и отличной музыки; непростые пошаговые сражения с применением продвинутой физики и рикошетов; увлекательная возня с «прокачкой», подбором команды и экипировки; сочная картинка; много стильных шляп. Минусы: разве что игра не отличается солидной продолжительностью.