История движется только вперёд и по одному руслу, изгибы которого — это принятые кем-то решения либо события, изменившие мир. Фаталисты назвали бы такую смену курса судьбой, а прагматики — следствиями неких причин. Чем бы ни была эта сила на самом деле, в Hearts of Iron IV её роль берёт на себя игрок. Но не ждите от стратегии вседозволенности вроде той, что предлагает сериал Civilization. Насколько бы фантастический сценарий вы ни выбрали: от союза Франции, Югославии и Румынии до войны СССР с Великобританией, — здесь нет высосанных из пальца решений. Зато есть шанс увидеть, что было бы, если…
Управляем планетой, не привлекая внимания санитаров
Игра посвящена короткому, но насыщенному периоду с 1936-го по 1948-й годы, то есть Второй мировой войне и тому, как она проросла из борьбы наций, партий, идей и имперских амбиций. Советский Союз, Германия, Япония, Великобритания, США, Италия, Франция — вот основные участники драмы, акты которой более-менее известны даже школьнику. Из учебников мы знаем о Мюнхенском сговоре, благодаря которому Третий рейх вошёл во вкус, и о том, насколько тонок финский лёд под валенком красноармейца, о «странной войне» и бомбардировке Киева в 1941-м. Как и в случае с другими продуктами студии Paradox вроде Crusader Kings или Europa Universalis, никто не мешает повторить историю один в один. Но мы ведь пришли сюда по другой причине?
https://www.youtube.com/watch?v=e9BiUtINy4w
Что Hearts of Iron IV — поле для экспериментов, дают понять практически сразу. Хотя разработчики традиционно дотошны в плане географии, личностей и дат, ход событий не вырублен ими в граните. Франкисты в Испании то побеждают, то проигрывают республиканцам, дирижабль «Гинденбург» то терпит катастрофу, то нет, а Меркадер убивает Троцкого с переменным успехом — начиная партию, нельзя заранее предсказать, какое коленце выкинет сценарий на сей раз. Загнать помянутую Маяковским клячу дают и нам. Что будет, если Даладье пошлёт Чемберлена куда подальше и заступится за чехов в 1938-м году, а СССР откажется подписывать пакт Молотова — Риббентропа? Как ввергнуть США в пучину гражданской войны и превратить Францию с Англией в советские республики? Скрутите историю в бараний рог, пустив её по альтернативному руслу.
Но не забывайте, что альтернативы взяты из тех же учебников, поэтому делать всё, что придёт в голову, не получится. Пнуть Клио под зад можно, но только под правильным углом. Чтобы напасть на соседа, надо сперва обосновать претензию на его территории. А из курсов внешней политики придётся выбрать только один. Например, организовать малую Антанту под эгидой Франции или действовать в союзе с Англией. Даже Германия и СССР либо враждуют, либо дружат: немногие знали в конце 30-х годов, чем закончатся совместные парады РККА и вермахта, зато англичанка гадила от души — «Правда» не даст соврать. Hearts of Iron IV — стратегия для тех, кому интересно прошлое, для других же её смыслы рискуют остаться недооценёнными. А ведь от этого зависит, принесёт ли игра удовольствие или заставит попусту страдать. Совсем же без страданий, увы, никак.
Если правильно подсчитывать голоса избирателей, непременно наступит коммунизм.
Оттого, что в кузнице не было гвоздя
Любишь кататься — люби и саночки возить, как намекают нам разработчики. Чтобы изменить мир, одного желания мало — сперва спустимся с небес на землю и выкуем победу у станков. Оборона начинается с фабрик, без которых не построить ни железных дорог, ни бункеров, ни военных заводов, а ведь они — источник оснащения армии. Технику надо улучшать, открывая всё новые технологии: вчера выпускали танк T-35, сегодня — КВ-1, грузовики уступают место бронетранспорту. Но развитие возвращает к проблеме ресурсов: где взять сталь, вольфрам, резину и нефть? Тут правит бал планирование, а геймплей проще выразить формулой, чем эпитетом.
На фронтах одной техникой сыт не будешь: кроме подвоза припасов, необходимо обучение дивизии. Для защиты хороша рота разведки, в наступлении пригодится поддержка артиллерии, а для надёжности стоит добавить несколько полков к уже имеющимся. В противном случае увидите, как шесть вражеских дивизий без паники отражают атаку шестидесяти ваших. Но не думайте, что полки разрешат тасовать бесплатно: улучшения стоят очков опыта, которые даются либо в бою, либо на плацу. То есть в мирное время с этим не особо разгонишься.
Пока молчат пушки, разговаривают дипломаты. Тут многое зависит от очков политической власти и путей развития (или фокусов). Первые — источник бонусов и валюта, идущая на покупку советников, дружбы народов и агентов влияния. С фокусами же всё не так однозначно: некоторые действительно подстёгивают производство и помогают в подготовке войск, но есть и такие, что просто определяют ход событий. «Большая чистка» в СССР, аншлюс Австрии, территориальные претензии — словом, хроника. С другой стороны, из древа растут ветки-антагонисты. Скажем, Франция выбирает между обороной и нападением, а Италия либо дружит с Югославией, либо ссорится с ней. Война соткана из дьявольских мелочей, и никто не доказывает эту истину с такой же убедительностью, как разработчики из Paradox.
Сказка и быль: Италия почти раздавлена, но немцы обошли линию Мажино через Арденны.
Клубок расчётов сложен не только на бумаге, но и внешне. Самое простое в нём — проверить, сколько винтовок надо поставить в войска. А вот понять, почему японские солдаты гибнут от голода на сопках Маньчжурии, хотя инфраструктура там развита максимально, уже сложнее. Впрочем, полностью подготовиться к боевым действиям — всё равно что прыгнуть выше головы. Чего-то обязательно будет не хватать: там остались недостроенными укрепления, здесь из-за дефицита систем ПВО раздолье для вражеских самолётов, а в тылу застопорилось обучение дивизий пехоты. Почему? Потому что в их составе теперь средние танки, которые выпускаются по колесу в неделю — заводы разбомбили. Тогда где наши асы-перехватчики? Об этом надо было думать, делая упор на тактику пехоты.
Нам напоминают об ошибках задним числом, больно щёлкая по носу даже через несколько часов после начала партии. Постепенно учишься планировать всё чуть ли не по минутам и метрам: выстраивать очередь фокусов, технологий, построек, решать, где наступать, а где держать оборону, когда, с кем и зачем дружить. Иначе говоря, хороший пример игры, которая не даётся с наскока. Пару вершков к порогу вхождения добавляет интерфейс, заставляющий делать лишние действия либо просто вгоняющий в ступор. Даже в Stellaris — пока что самой простой из стратегий Paradox — он оставляет желать лучшего, а тут доводит до белого каления. Хотя по сравнению с третьей частью здесь многое упростили и наконец-то разрешили мыслить фронтами, а не отдельными подразделениями, интерфейс по-прежнему остаётся ахиллесовой пятой сериала.
Что для британца фокус, то для грека беда.
Время, прощай
Как и всякая красота, Hearts of Iron IV требует жертв. Прежде всего жертвовать придётся временем: сначала — ради постижения основ, затем — ради пробы разных сценариев. От логичных, таких как раздел мира между Германией и СССР или Японией, как в романе Филипа Дика (Philip Dick) «Человек в высоком замке», до романтических — например, вдарить французами по немцам в 1938-м году. Какой вариант ни выбери, лёгких путей всё равно нет. Игра напоминает Dark Souls от мира стратегий, только вместо инфернальных монстров — Манштейн и Гудериан, а взамен щита с мечом — индустрия и армия. Но эйфория от побед — та же. Как давно у вас потели ладони от условных обозначений и чисел?
«Сердца» — из тех развлечений, за которыми незаметно пролетает ночь. И ради чего? Чтобы наутро человек с нездоровым блеском в глазах воскликнул: «Свершилось чудо — Франция выдержала удар в 1940-м году!» Конечно, эта стратегия подойдёт не всем, да и не вы её выбираете, а, наоборот, она — вас. Но выбрав, вцепится медвежьим капканом и отпустит очень нескоро. Мы предупредили.
Плюсы: самая дотошная и глубокая стратегия о Второй мировой на данный момент; контента хватит на сотни часов; можно изменить историю, даже не выходя из дома. Минусы: убийца времени; высокий порог вхождения; неудобный интерфейс.
Так хочется стратегии типа Operation Europe, но неужели не могут сделать с интуитивно понятным и в тоже время не казуальным интерфейсом, например как это сделано в цивилизации