Игры: основано на реальных событиях

Александр Бурсов 2015-08-01 07:33:53 0
Хотя в кинематографе эта тема весьма популярна, для разработчиков игр обращение к историческим фактам — всегда рискованный шаг, не говоря уже об игровой адаптации отдельного события. Во-первых, если факты свежи, их использование чревато скандалами, а во-вторых, чертовски сложно сохранить достоверность и в то же время позволить игрокам влиять на сюжет. А так хочется: то дадут в Call of Duty защищать дом Павлова, то сразиться за Сайгон в Battlefield Vietnam. Но чтобы посвятить игру одному-единственному событию — такое бывает редко. О подобных случаях и поговорим.

Битва при Геттисберге — Sid Meier’s Gettysburg!

Гражданская война 1861 — 1865 годов — пожалуй, самая драматичная страница в истории США. Индустриальный Север Штатов схлестнулся с рабовладельческим Югом, две системы мироустройства сошлись в смертельной схватке. Если вы внимательно смотрели фильм «Унесённые ветром» (1939), то могли обратить внимание, что у южан одежда домотканая, а мундиры северян фабричного производства, — этот нюанс там подмечен очень хорошо. Как говорится в подобных случаях, это всё, что вам нужно знать о той войне.

Сражение за Геттисберг в 1863-м стало переломным моментом конфликта. Генерал конфедератов (южан) Роберт Ли (Robert Lee) направил армию на северный берег реки Потомак, чтобы осадить Вашингтон и навязать противнику свои условия. Но у небольшого пенсильванского городка он столкнулся с серьёзным сопротивлением, что вылилось в трёхдневную битву, в которой погибли или были ранены почти 50 000 человек. Первый день завершился успехом южан: они продавили сперва правый, а затем и левый фланги противника, в итоге выбив его из Геттисберга. Однако недавно назначенный главнокомандующий северян Джордж Мид (George Meade) сумел обернуть ситуацию в свою пользу и нанести конфедератам такой урон, от которого они так и не оправились. Ли неверно оценил ситуацию, не зная, что столкнулся со всеми силами, какие могли выставить сторонники президента Линкольна (Abraham Lincoln).
Мечта северянина: уже 2 июля, а конфедераты ещё не захватили Кладбищенский Холм.

Известный гейм-дизайнер Сид Мейер (Sid Meier) с детства интересовался Гражданской войной в США. Неудивительно, что, набив руку на первых двух частях Civilization, он решил поднять эту тему и изобразил сражение за Геттисберг в форме RTS. Вернее, в 1997-м году Firaxis выпустила тактическую игру, начисто лишённую возни с экономикой. Зато какую! Благодаря скрупулезно зафиксированным в документах подробностям удалось воссоздать особенности ландшафта, постройки и даже атрибуты всех подразделений, их диспозицию и имена командиров. В одиночном режиме можно выбрать уровень сложности, привязанный к фамилии одного из генералов, то есть за северян сложнее всего играть против генерала Ли. А в мультиплеере соперники меряются количеством победных очков, выдаваемых за тактические решения. Жаль, игра не переиздана до сих пор, хотя фанаты жанра вспомнят былое, опробовав современную Ultimate General: Gettysburg от Game Labs.

Убийство Джона Кеннеди — JFK: Reloaded

22 ноября 1963-го года в крупнейшем техасском городе Далласе был смертельно ранен Джон Кеннеди (John F. Kennedy). Пуля настигла президента США в тот момент, когда его кортеж проезжал по Элм-Стрит (улице Вязов), а убийца Ли Харви Освальд (Lee Harvey Oswald), как гласит официальная версия, находился в тот момент на шестом этаже книгохранилища. Почти сразу эта трагедия обросла мифами и домыслами: мол, взяли не того, а виной всему — заговор. Распутать клубок помешала и внезапная гибель самого Освальда, застреленного бизнесменом Джеком Руби (Jack Ruby) во время перевода обвиняемого в окружную тюрьму.
Метили в Джона Ф., а попали в мораль.

В 2004-м году студия Traffic Software выпустила неподражаемый в своей циничности шутер JFK: Reloaded, релиз которого состоялся аккурат в памятный день — 22 ноября. Игра предлагает побыть в роли стрелка, смотрящего на улицу Вязов сквозь прицел снайперской винтовки. Едет кортеж, целимся и жмём на спусковой крючок, — вот и весь геймплей. Впрочем, тщательность разработчиков достойна восхищения: здесь, как ни странно, работает баллистика, а сам момент гибели президента можно рассмотреть в повторе с двенадцати ракурсов. Порой виртуальная камера выхватывает подробности не для слабонервных. Да и вызов бросается вполне взрослый: надо воспроизвести все детали покушения, то есть не только убить Кеннеди и ранить Джона Конналли (John Connally), но и добиться исторически достоверной траектории полёта пуль, что, учитывая физические нюансы, не так уж просто.

Штурм Фаллуджи — Six Days in Fallujah

Этот город на берегу Евфрата занимает особое место в географии и хронологии последней Иракской войны. Весной 2004-го года армия США фактически потеряла контроль над Фаллуджей из-за активной деятельности повстанцев-шиитов. Первый штурм не принёс американскому командованию никаких значительных результатов, поэтому 8 ноября 2004-го начался второй — операция Phantom Fury. Из-за большого количества жертв, зафиксированной на камеру казни военнопленных и массового убийства гражданских лиц эта битва за Фаллуджу получила скандальное освещение в прессе.
Работа по методу капитана Прайса.

Разработчики из Atomic Games решили резать по живому: изобразить войну как есть, выбрав наиболее противоречивый её эпизод — шесть дней активной фазы штурма. Дело обещало быть серьёзным. К работе над проектом привлекли участников боевых действий, а всего над этим шутером с видом от третьего лица трудилось более 70 человек. Издателя тоже нашли — в этой роли выступила компания Konami. Всё бы ничего, но тема оказалась настолько скользкой, что разработка сперва перешла в разряд долгостроев, а затем и вовсе заглохла. Из-за волны негативной критики от проекта сперва открестился издатель, а затем из-за отсутствия финансов штат Atomic Games сократился до трети. Тем не менее в августе 2012-го года руководитель разработки Питер Темт (Peter Tamte) заверил публику, что проект всё-таки будет доведён до релиза. Сегодня надежд на это мало, ведь воз и ныне там.

Осада Сараево — This War of Mine

После развала Югославии этнические и религиозные конфликты привели к захвату Сараево (столицы Боснии и Герцеговины) отрядами боснийцев-мусульман. С ситуацией не захотели мириться сербы, взявшие город в осаду в апреле 1992-го. Если не считать нескольких разрядок под давлением ООН, затянувшаяся на несколько лет осада поставила на грань выживания сотни тысяч мирных жителей. Перебои с поставками воды, еды и медикаментов, отключение электричества, не стихающая стрельба на улицах — в этих условиях город превратился в джунгли, где человек человеку волк. Среди прячущихся в руинах горожан был девятилетний Эмир Церимович (Emir Cerimovic), позже ставший разработчиком игр в составе польской команды 11 bit.
Вся суть This War of Mine в одной картинке.

This War of Mine посвящена бедствиям группы гражданских в условном Сараево 90-х. Днём они обустраивают быт, а ночью, когда меньше шансов нарваться на выстрел снайпера, отправляются искать припасы. Симулятор выживания непрестанно генерирует моральные дилеммы: убить ли старушку за банку консервов, пройти ли молча мимо насилующих девушку солдат, отобрать ли последний кусок хлеба у чужих детей? Какое решение ни прими, риск одинаково высок. Благородство чревато гибелью персонажей под пулями, а равнодушие ввергает героев в депрессию, из-за чего они могут свести счёты с жизнью.

Французская революция — Assassin’s Creed: Unity

В XVIII веке французам пришлось несладко. Волей монархов страна то и дело ввергалась в безумные авантюры — не зря именно здесь возникла первая в истории финансовая пирамида. Более того, её создатель Джон Ло (John Law) был назначен министром финансов при Людовике XV, который вошёл в историю благодаря фразе «после нас хоть потоп». Его преемник попытался провести ряд реформ, но в итоге всё закончилось глубоким финансовым и политическим кризисом, нищетой и голодом. Из-за чего Людовик XVI и лишился головы на гильотине.

Публика, вдохновлённая идеями просветителей и лозунгами популистов вроде Робеспьера и Марата, перешла от возмущения к действиям. 14 июля 1789-го года разъярённая толпа взяла штурмом крепость-тюрьму Бастилию. Позже народ добился созыва учредительного собрания и низложения короля, что положило начало революционному террору, ожесточённой войне с соседними государствами и приходу к власти Наполеона Бонапарта. На улицах французской столицы воцарилась анархия.
Сотрудники Ubisoft знают толк в выборе между свободой и смертью.

Хотя Assassin’s Creed: Unity собрала противоречивые отзывы, атмосфера революционного Парижа передана авторами на совесть. Толпы горожан наводняют площади, слушают ораторов и горланят куплеты из «Марсельезы». То там, то здесь неблагонадёжных арестовывают средь бела дня, а то и вовсе учиняют над ними расправу. Борцы за равенство собирают митинги под воротами особняков знати, за которыми продолжается роскошная жизнь. Настроение игры поддерживается персонажами, срисованными с реальных исторических личностей: главный герой, ассасин Арно Дориан, встречается с маркизом де Садом, Наполеоном, мадам Тюссо, Робеспьером и другими виртуальными версиями видных фигур того времени. Некоторые, как философ Томас Пейн, доступны в рамках дополнительных миссий.

Гибель группы Дятлова — Kholat

В 1959-м году девять молодых людей под руководством студента-старшекурсника Игоря Дятлова отправились в поход на север Уральских гор. По дороге один из участников экспедиции, Юрий Юдин, выбыл из-за обострившегося радикулита — парадоксальным образом болезнь спасла ему жизнь. Остальные девять туристов погибли на склоне горы Холат-Сяхыл при невыясненных обстоятельствах. Версии их гибели выдвигаются до сих пор, ведь странное поведение людей, выбежавших из палатки на мороз в одном белье, а также характер полученных ими травм будоражат воображение. Что это было? Сход лавины или нападение медведя? Испытание ракеты или ссора с местными жителями? А может…
«На дальней станции сойду — снега по пояс».

Авторы хоррора Kholat предлагают свою версию случившегося — скорее мистическую, чем детективную. В роли искателя правды, которого озвучил не кто-нибудь, а популярный актер Шон Бин (Sean Bean), мы отправляемся на задворки цивилизации, к месту гибели группы Дятлова. По дороге можно собирать заметки, отрывки из дневников и писем, чтобы восстановить картину трагедии. Однако со временем расследование превращается в паническую беготню от призраков и прочей чертовщины. Атмосферу безысходности дополняет туристический способ ориентирования — при помощи компаса и отметок с координатами на карте.

Короткий полёт Марка Мэйджора — Plummet Free Fall

Как видим, игры по реальным событиям несут в себе изрядную долю трагизма. Оно и понятно — так легче вовлечь игрока в историю, вызвать сопереживание персонажам и передать остроту момента. Но Plummet Free Fall, изданная для iOS в 2014-м, не сгущает краски, а, наоборот, заставляет задуматься о банальном везении. Идея игры посетила новозеландца Марка Мэйджора (Mark Major) после того, как он случайно упал в девятиметровую яму на стройке. Выжить после такого нереально, но, проломив настил из досок, Марк «отделался» травмой позвоночника. Несмотря на постоянные боли и увольнение с работы, молодой человек не впал в отчаяние. Он основал студию с говорящим названием Broken Back Games и выпустил симулятор падения в шахту.

Прелесть игры в том, что интерьер шахты каждый раз генерируется случайным образом, а механика предельно проста: нужно наклонять iPhone или iPad таким образом, чтобы не дать мультяшному Марку стукнуться о выступы.
Та самая яма и тот самый Марк.

Plummet Free Fall — яркий пример того, как чудом выживший человек превратил трагедию в развлечение и тем самым продемонстрировал миру свой оптимизм. А какие игры на основе реальных событий вдохновили вас?

Другие новости

Комментарии

Оставь комментарий