Стратегии Syndicate и Syndicate Wars, выпущенные Bullfrog Productions в 1993-м и 1996-м годах, до сих пор входят в топы лучших киберпанковских игр всех времён и народов. Это действительно классика жанра — этакая X-COM в неоновом мире киборгов и вредных корпораций, где мы в роли лидера одного из могущественных синдикатов будущего на стратегической карте захватывали мир, а на тактической управляли четвёркой агентов-клонов, сражались (правда, в реальном времени) и брали под контроль разум случайных прохожих.
В 2013-м году уже Kickstarter взял под контроль мозг некоторых бывших сотрудников Bullfrog — они объединились в 5 Lives Studios и собрали 460 тысяч народных фунтов на разработку Satellite Reign, идейного наследника и преемника Syndicate Wars. Авторы наобещали растроганным фанатам настоящий киберпанковский рай и вскоре, как водится, ушли в продолжительный «Ранний доступ». Недавно игра наконец вынырнула из него, но, возможно, сделала это слишком рано…
С развлечениями в этом городе всё в порядке.
Бессмертные. Война мозгов
Satellite Reign впору даже называть не идейным наследником, а современным ремейком Syndicate и Syndicate Wars. Базовые принципы игровой механики почти не изменились. Есть стратегическая составляющая: нужно копить деньги, похищать прототипы и нанимать учёных, чтобы проводить исследования и получать новые виды экипировки, оружия, разных гаджетов и имплантатов. И есть непосредственно сражения и операции.
Но, во-первых, уменьшился масштаб задач — теперь мы не захватываем мир, а действуем в пределах одного, но очень большого города. Здесь заправляет корпорация, которая поставила бессмертие на поток: она позволяет сильным и богатым практически бесконечно переносить своё сознание из одного бренного тела в другое. Естественно, теперь именно ей принадлежит власть в городе. Мы же представляем молодой, но перспективный синдикат, который также открыл технологию пересадки сознания и теперь стремится избавиться от конкурента: нужно проникнуть в научную лабораторию «бессмертных» и запустить разрушительный вирус.
Во-вторых, для реализации своих задач вам не нужно захватывать районы, регулировать налоги и как-то влиять на настроения граждан. Хотя изначально разработчики обещали обратное. Более того, в интервью автору этих строк они говорили, что игроки смогут проводить пропаганду среди населения, чтобы подорвать влияние конкурента и завоевать доверие горожан. В таком случае, видя, как наших агентов кто-то «прессует», прохожие придут им на помощь.
Ничего из этого в релизе не обнаружилось. Фактически задача сводится к тому, чтобы накопить денег, выполнить определённые задания и получить доступ к следующему району города. И так повторять, пока не доберёмся до финальной цели. Город при этом большой, красивый, многолюдный, но по сути своей мёртвый. Окружающие ходят туда-сюда, периодически садятся на скамейки, но реагируют только на звуки выстрелов: во время перестрелок с врагами растёт уровень вашей опасности, люди при виде агентов начинают с криками убегать. Но стоит убрать оружие, отсидеться пару минут в какой-нибудь подворотне, и всё — вы чисты, и ни охранники, ни прохожие уже не помнят, как пять минут назад вы сеяли страх и ненависть.
На пунктах пропуска между районами города периодически расстреливают тех, кто пытается попасть туда без надлежащих бумаг.
Не стреляй!
Зато в этом городе нам предоставлена почти полная свобода действий. Четыре агента — солдат, боец поддержки, хакер и снайпер — перемещаются по улицам, взламывают банкоматы, чтобы те регулярно приносили в нашу казну деньги, и раздумывают, как им проникнуть на очередной важный объект. Банк, фабрика дронов, полицейский участок, военная база, отель или штаб-квартира какой-нибудь корпорации — всё это есть в каждом районе, и каждый раз нам нужно пробраться туда, чтобы заработать денег, получить новые прототипы для исследований или просто добыть новую экипировку.
Формально вы вольны сами решать, как это сделать. Но на практике идти в лоб, брать штурмом — это практически всегда самоубийство, особенно на ранних стадиях, когда ваши агенты плохо вооружены, а из брони у них только плащи и солнечные очки. Враги практически постоянно вызывают подкрепления и откровенно давят числом.
Ну и вообще сражений лучше избегать — это, пожалуй, худшее, что есть в Satellite Reign. Что ваши бойцы, что неприятели периодически застревают в предметах окружения или просто упираются в стену. Тотальной разрушаемости, как в Syndicate Wars, нет и в помине, зато противники, засев за укрытиями, могут полчаса сосредоточенно поливать друг друга огнём, невзирая даже на то, что упорно палят не туда. Собственных мозгов у этих агентов-клонов нет, а активной паузы, чтобы в царящей вокруг суматохе справиться с местным управлением, грамотно раздать приказы, переключаться между бойцами и использовать их уникальные умения, не предусмотрено. Из-за этого проводить тонкие тактические комбинации, когда, например, солдат отвлекает, хакер проникает и взламывает, а снайпер прикрывает с крыши, очень и очень сложно.
В итоге почти всегда остаётся два варианта. Первый — красивый: вы долго играете в кошки-мышки с патрулями, выслеживаете маршруты их перемещения, отрубаете камеры наблюдения и стараетесь незаметно пробраться к цели. Для этого можно, например, забраться в вентиляцию или залезть на крышу, а оттуда лихо спуститься по проводам (главное, не упасть под ноги стражникам). Пара хакера и снайпера теоретически способна эффективно действовать: первый взламывает и открывает ворота, второй использует временную невидимость и стреляет из винтовки с глушителем.
Работа художников вызывает исключительно восторг и ностальгические слёзы всех фанатов «Бегущего по лезвию».
Однако чаще всего вас обязательно обнаружат — патрулей и камер слишком много, и далеко не все можно отключить. А сохраняться во время таких операций по проникновению на охраняемый объект нельзя. Поэтому эффективнее и быстрее будет просто вломиться во весь рост, не обращая внимания на крики и выстрелы, добежать до нужного здания, зайти туда, выйти и так же быстро, под проливным огнём, убежать на ту же крышу или юркнуть в вентиляцию. А потом раствориться на улицах и отсидеться в укромном месте, пока уровень тревоги не обнулится.
Бегущие по городу
Однако, несмотря на все недостатки (скорее, недоработки), Satellite Reign подкупает тем, что авторам удалось очень точно передать дух оригинальной серии Syndicate и в целом атмосферу настоящего киберпанка. Мы вот сказали, что город тут большой и красивый. Но на самом деле это лучше один раз увидеть: всё утопает в неоне и в дожде, на огромных рекламных стендах танцуют полуобнажённые девушки, по дорогам снуют авто на воздушных подушках, вокруг полно каких-то магазинчиков, банков, терминалов и вывесок. Поэтому поначалу хочется просто фотографировать всю эту красотищу.
Хотя лучше, бродя по этим улицам, сканировать окружающее пространство в специальном режиме зрения — так нужно выискивать доступные для взлома и перепрограммирования устройства, а также людей, которых можно подкупить, чтобы они работали на вас как учёные. Или убить, чтобы помешать конкурентам. Как и в серии Syndicate, мы не гнушаемся грязной работы — тут вам и подкуп, и поиск компромата, и шантаж, и заказные убийства. Чтобы не копить деньги на пропуск в очередной район города, лучше выполнять поручения дельцов криминального и чёрного рынка; тут игра особого выбора не предоставляет. Хотя иногда мы сами решаем, убить или подкупить.
Как будет выглядеть ваш агент, вы тоже решаете сами.
Кроме того, на улицах города ваш хакер может подойти к любому прохожему и взломать его мозг, чтобы подчинить себе и сделать ещё одним членом отряда, пусть и временным. Если навыка хватит, то на вашу сторону переметнётся даже вооружённый охранник, патрулирующий, например, соседний банк. То же самое было и в Syndicate Wars, но в Satellite Reign вы способны одновременно брать под контроль лишь одного человека — водить за собой толпы не получится. Точно так же, взламывая мозги окружающих, вы пополняете банк клонов, которые придут на смену павшим в бою агентам.
Но если хакера за этим застукает патруль, то его обязательно заставят поднять руки, проведут досмотр с пристрастием, выпишут штраф и огреют напоследок прикладом. Из таких вот деталей складывается настоящая киберпанковская атмосфера, а город благодаря этому периодически всё-таки начинает казаться живым.
Наконец, в Satellite Reign действительно интересно возиться со своими агентами: «прокачивать» уникальные умения каждого, подбирать клонов с разными бонусами, оснащать бойцов всё более мощной экипировкой и гаджетами, устанавливать имплантаты в разные части тела, прикручивать глушители, лазерные целеуказатели и другие модификации к оружию. А ведь всё это сначала нужно добыть, изучить и поставить на потоковое производство. Соответственно, игра постоянно держит вас в тонусе.
Павшего товарища лучше вовремя поднять на ноги.
Конечно, авторы Satellite Reign выполнили не все обещания, да и в самом геймплее хватает недоработок. И всё-таки это очень правильная, действительно киберпанковская игра, способная — при желании и наличии свободного времени — увлечь надолго. Будем надеяться, что разработчики через какое-то время доведут её до ума и добавят новые возможности. Известно, например, что они уже работают над кооперативным мультиплеером.
Плюсы: почти полная свобода действий в красивом большом городе; богатая система менеджмента, экипировки и развития отряда; шикарная графика; отличная музыка и киберпанковская атмосфера. Минусы: неудобные управление и интерфейс; слабый ИИ; отсутствие паузы в сражениях; упрощённая стратегическая часть.
Я эту игрулю заметил гдеа тогда полтора-два назад. И взял в раннем доступе как только она появилась. Теперь вот времени все нет, чтобы пройти ее. Пусть еще допилят, а я пока время поищу.