В последние месяцы выходит как-то подозрительно много, скажем так, антисоциальных игр, которые позволяют выпустить на виртуальные просторы своих внутренних демонов. В Carmageddon: Reincarnation мы давили клерков, старушек и прочих пешеходов, в Hatred — бессмысленно и беспощадно убивали все живое вокруг. А теперь вот вышла The Masterplan, где можно устраивать вооруженные нападения на банки и магазины.
Еще до выхода игра получила много профильных наград и призов.
Ограбление по-американски
Действие The Masterplan разворачивается в Америке в начале 70-х, когда президент Ричард Никсон (Richard Nixon) объявил войну криминалу в целом и наркоторговцам в частности. Главный герой тоже попал под раздачу, посидел в тюрьме, а потом сбежал. Теперь он должен строить свою криминальную карьеру сначала: сколотить банду и пройти с подельниками по тернистой дорожке от нападения на уличные киоски до ограбления крупнейшего в городе банка и прочих воровских подвигов.
Выглядит это так: на карте выбираем место, где собираемся поживиться наличностью (или наркотиками, которые тоже приравниваются к деньгам), загружаем команду в минивэн, отправляемся туда, делаем свое дело, а потом возвращаемся на тайную базу, в укрытие, где на честно награбленные баксы заказываем оружие и боеприпасы, а также нанимаем новых подопечных. Последние тем дороже берут за свои услуги, чем выше у них характеристики (точность, скорость и уровень здоровья) и круче экипировка.
Помимо денег нужно также искать и собирать информацию (рекламные буклеты, листовки, записки и так далее) о других лакомых местах в городе, где можно поживиться. Только после этого они появятся на карте. Постепенно появляется все больше интересных вариантов, и вам придется решать, куда отправиться — грабить ювелирную лавку, арт-галерею или заявиться на хорошо охраняемую стоянку, где припаркована машина с крупной партией кокаина.
Отличный план…
В любом случае успешно провернуть дело и смыться будет непросто. The Masterplan — это достаточно сложная тактическая стратегия с упором на скрытное прохождение. Здесь, конечно, можно просто ворваться и попытаться перестрелять всех, включая охранников, продавца и случайных посетителей. Но, во-первых, в этом случае придется отстегнуть крупную сумму на избавление от улик, а во-вторых, велика вероятность, что кто-нибудь вызовет полицию. Копы приедут ровно через 30 секунд после получения сигнала и без лишних слов начнут стрелять на поражение. Палят они метко и больно, а погибшие подельники не возрождаются, даже если вам удастся запрыгнуть в машину и вернуться в убежище.
По мере нахождения новой информации мы сможем заказывать более мощное оружие.
Поэтому лучше все-таки действовать скрытно и аккуратно. Залог успеха — тщательное изучение локации: нужно осмотреться и приметить, где что находится (например, вожделенный сейф), где работают камеры наблюдения и откуда их можно отключить, какие двери закрыты, а какие открыты, куда легко проникнуть через окно (предварительно разбив его), как перемещаются охранники и продавцы, и так далее.
Идеальное ограбление в The Masterplan выглядит примерно так. Проникаем через окно в закрытую зону, ждем, когда продавец или секьюрити отойдут туда, где их никто не видит (допустим, в туалет), оглушаем ударом со спины, оттаскиваем тело в укромное место, забираем ключ от двери желтого цвета, проникаем туда, подбираем красный ключ, крадемся, избегая попадания в поле зрения камер и других охранников (тревогу они поднимут не сразу, а через какое-то время, если оставаться у них на глазах), попутно ломаем электрические щитки, отключаем камеры, собираем полезную информацию. И наконец, добираемся до двери красного цвета — за ней, как правило, и находится главный куш. Кроме того, на некоторых локациях можно найти форму охранника и переодеться в нее.
Руки вверх! Это ограбление!
Впрочем, зачастую оставаться незамеченным ну никак не получается. И тут в дело вступает, пожалуй, главная фишка игры — вы можете навести оружие на любого человека и не просто заставить его поднять руки вверх, а вынудить отдать вам ключи, вытащить деньги из кассы, открыть дверь или даже напасть на другого охранника. Хотя и это не панацея. Служащие с дубинками, в отличие от гражданских, находятся в позе «сдаюсь!» только ограниченное время, а потом пытаются напасть на вас. На полицейских этот трюк и вовсе не действует. Кроме того, другие, заметив оружие, тут же побегут вызывать полицию.
Несмотря на простенькое техническое исполнение, в игре есть неплохая физическая модель.
В общем, сделать все идеально с первого раза получается редко. Обязательно найдется кто-нибудь, кто заметит, встревожится и очень не вовремя побежит вызывать полицию. Игра явно исповедует правило «повторение — мать учения», заставляя нас пробовать снова и снова, примечать, запоминать, учиться на собственных ошибках. И активно пользоваться паузой: в любой момент разрешено включить этот режим, чтобы оценить ситуацию и раздать указания всем подопечным. Причем здесь разрешают формировать очередь и последовательность действий, которые должен выполнить тот или иной персонаж. Любителей виртуальных ограблений и разбоев, романтиков с большой дороги можно поздравить: теперь они будут оттачивать свои сомнительные таланты не только в PayDay 2, но и в The Masterplan, наслаждаясь как сложным тактическим геймплеем, так и отличной музыкой, стильной картинкой и в целом неплохо воспроизведенной атмосферой 70-х.
Плюсы: непростой, но увлекательный игровой процесс, предполагающий полную свободу в достижении цели; удачно подобранная музыка; чувствуется атмосфера 70-х годов. Минусы: игре не хватает больше разнообразных миссий и некоторых продвинутых возможностей вроде пряток в шкафу или отвлекающих маневров.