Capcom сейчас находится в затруднительном положении: последние несколько лет Resident Evil серьезно штормит. Серия, которая сумела дважды за свою историю создать практически новый жанр, мечется то в одну, то в другую сторону, не зная, «умная она или красивая». Отлично это показала шестая часть, где авторы запутались окончательно и составили игру из фрагментов, не связанных ни стилистически, ни геймплейно.
Пока следующая номерная часть ждет своего часа, почву прощупывают на спин-оффах. Успеха смогла добиться Resident Evil: Revelations, которая нашла практически идеальный баланс между напряженным survival и динамикой последних частей. Как и любое коммерчески успешное начинание, ответвление получило сиквел, сделав картину мира еще более запутанной.
Нет, серьезно, эти домики — просто поразительны. И вы еще печку внутри не видели! И решетки «солнышком»!
Продолжение не следует
Оригинальная игра для рассказа истории использовала сериальную структуру: вместо привычных глав она делилась на эпизоды, в начале каждого из которых показывалось классическое «в предыдущих сериях», а кончалось все обязательным клиффхэнгером и «далее в Revelations». Смысла в этом не было никакого, кроме исключительно стилизации. На этот раз авторы пошли дальше и действительно использовали эпизодическую модель.
В отличие от проектов Telltale Games, игра не разрабатывалась как сериал, а только издавалась. В момент релиза первого эпизода пресса уже получила полный пакет миссий. Эпизоды-серии выходили раз в неделю, и каждый заканчивался на самом напряженном, интересном и интригующем моменте. В сумме прохождение занимает более восьми часов: к четырем эпизодам после прохождения добавляются два бонусных кусочка, которые заполняют важные сюжетные дыры, но не вписались в общее повествование.
А заполнять есть что — сценарий игры даже на уровне фабулы выглядит запутанным. Клэр Редфилд и Мойра Бертон (дочь Барри Бертона, героя самой первой RE) похищены людьми в масках. Они обнаруживают себя на острове, среди чудищ и трупов, с браслетами на руках и голосом загадочной женщины из динамиков. Инстинкт говорит, что, пока эта женщина жива, никто с острова не выберется.
В то же время развивается другая сюжетная ветка: отец Мойры, увешавшись оружием, приплывает на остров, чтобы спасти кровинушку. Он встречает девочку в белом платье, которая обладает странными паранормальными способностями и очень просит не оставлять ее одну. Уж простите за небольшой спойлер, но в финале первого эпизода выясняется, что две линии развиваются с разницей в полгода.
Каждый эпизод состоит из двух частей: сначала мы видим события с точки зрения заключенных девушек, прорывающихся к свободе, а потом в роли дуэта спасателей идем по следу, учитывая обвалившиеся за полгода стены и сгнившие трупы. Поэтому каждая локация полностью или частично используется дважды. Этот способ сэкономить бюджет выглядит забавно и отлично работает на атмосферу: Барри видит и комментирует все разрушения и перестановки, которые вы произвели полчаса назад.
Несмотря на интересную подачу и очень интригующую завязку, ждать от истории большего все-таки не стоит. Это типичная «Обитель зла» — с глупыми злодеями, странными мотивациями, внезапными предательствами и личной драмой где-то в прошлом. И конечно, каждый серьезный момент снабжается килограммами пафоса, неуместным замедлением времени, спасением в последнюю секунду и прочим. Глядя на всю историю, начинаешь думать, что киноверсия Resident Evil не так уж плоха, потому что игра все-таки не претендует на большее, чем простенький второсортный боевик, который откровенно скатывается в пародию на самого себя.
Вместо Lucius 2.
Все действие разворачивается на небольшом острове, расположенном где-то недалеко от России. Хочется пожать руку разработчикам за внимание к мелочам: вряд ли вам еще удастся увидеть так аутентично воспроизведенные деревянные избушки, каменные печи и даже решетки на окнах в виде «солнышка». А уж радиопередачи из серии «одевайтесь, похмеляйтесь и отправляйтесь на работу» — это вообще что-то за гранью. Тем удивительнее и смешнее, кстати, выглядит локализация: ей опять занимался кто-то без знания языка, строго по переводчику. Потому что в субтитрах меняется пол персонажей, упускаются шутки и полностью искажается смысл фраз.
Однако, исключая отдельные эпизоды, визуальный ряд только огорчает: игра очень слаба технически (даже записанные заранее ролики выглядят так себе), а локации выполнены в ста оттенках грязного. Кругом коридоры, заводы, подвалы, мрак, пыль и прочие непотребства. Любоваться, в общем, нечем — выживать надо.
Наступил на те же самые мины
Герои (всегда парами) продвигаются к своей цели. Если вы играли в любую Resident Evil, начиная с четвертой и заканчивая Revelations, то не потеряетесь. Беготня по уровню, редкое толкание предметов, камера, падающая на плечо в режиме прицеливания, — все это в наличии. Патронов, как всегда, мало, монстры подло уворачиваются, а уже три-четыре противника — это большая проблема.
Все выполнено на хорошем, среднем уровне. Изредка игра радует эпизодами, где можно поиграть в стелс и зачистить уровень незаметно. Иногда попадаются простецкие головоломки, но в основном эксплуатируются привычные темы прошлых частей: полная чудищ деревня, по которой нужно бегать от «босса», оборона напарника, который открывает дверь, и другая классика. Уровни насыщены действием, а сцены развиваются достаточно динамично. Дополните картину полудюжиной видов оружия, таким же числом разновидностей врагов. Все это уже было везде; настоящая игровая ценность заключается в кооперативном режиме.
Как я ни старался, не смог найти ни одной причины, по которой в Revelations 2 отсутствует онлайн-мультиплеер. Играть вдвоем можно, но только за одним устройством. Да, если хотите играть вдвоем, мысленно делите экран монитора на два. Частично ситуацию спасает Share Play на PS4: консоль предусматривает возможность имитировать игру за одной приставкой. Человек на том конце провода будет слегка страдать от задержек и неотзывчивого управления, но это ничего. Потому что кооператив в Revelations 2 устроен интересным образом.
Сначала он подает ей руку, а потом заставляет лезть через дыры в стенах к крысам и зомби…
Роли распределены асимметрично: один игрок всегда является основным, другой остается на побегушках. Клэр заведует оружием и модификациями, в то время как Мойра дерется только одной монтировкой и носит фонарик. Ясно, что единственная серьезная задача второго игрока в том, чтобы вовремя убегать. В то время как за основную стрельбу отвечает Клэр.
Но это отнюдь не значит, что второй игрок бесполезен. Наоборот — командная работа решительно необходима. Фонарик в руках хрупкой девушки испепеляет врагов, что понижает их защиту и останавливает. Это иногда становится серьезным тактическим элементом. К тому же парные рукопашные атаки наносят больший урон, что отлично помогает экономить патроны. Еще одна приятная мелочь: только в свете фонарика видны спрятанные предметы. Уровни тоже требуют взаимодействия — постоянно нужно разделяться, дергать за разные рычаги, блокировать двери и прочее.
У Барри расклад меняется. Девочка Наталья даже монтировкой бить не может, поэтому вообще не несет никакой атакующей нагрузки. Но она видит врагов сквозь стены, а также умеет подсвечивать слабые точки на телах мутантов. И еще лазать через маленькие отверстия в стенах.
Что приятно, игра замечательно проходится и в одиночку. Компьютерный напарник ведет себя адекватно — светит всегда туда, куда нужно, не слишком страдает от атак врагов (и автоматически лечится, если что). Особенно поражает Наталья — она не только умеет автоматически кричать: «Осторожно, невидимка!», но еще и показывает в него пальцем, а также корректирует стрельбу: «Чуть правее! Теперь левее! Вот сюда!»
Проблема в том, что хардкорный геймер в роли поддержки будет серьезно скучать: если Мойра еще может вдарить монтировкой, то игра за Наталью превращается в уныние. Зато если использовать в качестве второго пилота соседа по лестничной клетке или живую женщину любого социального статуса, то система работает — нагрузка, возлагаемая на плечи не привыкшего к геймпадам человека, оказывается в самый раз, чтобы было и весело, и не слишком сложно. Возможно, это и является причиной отсутствия онлайн-мультиплеера. В такое все-таки удобнее с близкими.
Интересно дело обстоит с бонусами. Об их конкретном содержании говорить не получится, потому что сценарий полностью завязан на спойлерах, но, так или иначе, один премиум-эпизод — это полноценный стелс, без возможности атаковать. А в другой добавляется элемент менеджмента, вводятся дополнительные цели и ограничения.
Для опытного игрока куда приятнее будет кооператив в режиме «Рейд»: там все превращается в забег по аренам, где нужно убивать монстров. Прелесть в том, что это честный сессионный мультиплеер — каждый выбирает персонажа, которого собирается развивать, копит очки опыта за прохождение миссий, ищет редкие виды оружия, улучшает их. Вместе с тем растет сложность заданий, сила монстров и прочего. Единственное, что удручает, — отсутствие в этом некоей цели.
В стоимость игры не входит большая плазма, предотвращающая ухудшение зрения.
RE: Revelations 2 — это все-таки не новая номерная часть серии. В ней заметны небольшой бюджет, отсутствие лоска и каких-либо амбиций. В минусы также запишем оптимизацию на PC, проблемы с сетевой игрой и спорное разделение ролей в мультиплеере.
Тем не менее играть интересно, задачи постоянно меняются, сложность всегда остается на должном уровне. Даже после прохождения будет чем заняться: получить и распределить очки опыта, потратить их на улучшения и костюмы, пройти эпизод на время или с невидимыми врагами, утонуть в «Рейде», добить особые «медальки» или собрать все спрятанные предметы. Игра не идеальна, но динамична, насыщенна и требует кооперации. А поэтому всем ценителям жанра ее можно рекомендовать с уверенностью.
Плюсы: обилие контента; необычный мультиплеер; хорошая подача сюжета; сбалансированный игровой процесс; забавный славянский колорит. Минусы: слабая графика; серые уровни; сюжет в целом оказывается пустышкой; отсутствие онлайн-кооператива.
а этот классно сделан