Как известно, Тим Шейфер (Tim Schafer) — это прежде всего повелитель квестов, автор множества более или менее юмористических, но неизменно богатых на выдумку, блестящих адвенчур. Однако его студии Double Fine Productions, на самом деле, не чужды эксперименты с разными жанрами: в ее послужном списке есть экшен Brutal Legend, tower defense Iron Brigade, пародийная RPG Costume Quest. А в этом году студию вдруг потянуло на стратегии. Сначала вышла Spacebase DF-9, а вскоре после этого Double Fine выложила в Steam раннюю версию Massive Chalice. И если откровенно не доведенный до ума симулятор управления космической базой получил массу негативных отзывов, то необычная фэнтези-стратегия, судя по тому, что мы увидели в превью-версии, с лихвой компенсирует эту неудачу.
На этом небольшом континенте за 300 лет произойдет масса самых разнообразных событий.
Тактика, стратегия и выбор
По своей механике Massive Chalice отчасти напоминает фэнтезийный вариант XCOM. Мы выступаем в качестве бессмертного правителя некоей страны, на которую периодически нападают опасные твари и монстры. Чтобы успешно противостоять им, придется в равной мере заниматься и стратегией на глобальной карте, и тактическими боями на пересеченной местности.
На глобальной карте, понятно, мы решаем, что и где строить и какие исследования проводить, рекрутируем бойцов, экипируем их. Некоторые постройки, если назначить туда кого-то из своих героев, ускоряют исследования, другие дают бонус к приросту опыта — все ваши подопечные постепенно растут в уровнях и получают новые умения.
Когда враги атакуют одну из подконтрольных нам территорий, мы формируем отряд быстрого реагирования и решаем, куда именно отправить этот «спецназ». Соответственно, одна точка будет зачищена, а вот другая, наоборот, поражена скверной. Значит, через какое-то время это место обязательно станет источником новой опасности, отсюда противники смогут нападать на другие территории. В итоге вы даже можете вовсе потерять эту локацию. Поэтому приходится поломать голову, какие секторы на карте защищать — каждый из них дает свои бонусы, например к находящимся в нем постройкам или «юнитам».
Драка в лесу
Сами сражения поначалу напоминают излишне упрощенную версию XCOM. Бойцы трех классов (киберджек эффективен в ближнем бою, алхимик забрасывает врагов разными взрывоопасными склянками, а охотник палит из арбалета) по очереди перемещаются, атакуют или используют уникальные умения, но никогда не прячутся за укрытиями, не лезут на крыши и не пытаются одним точным попаданием из гранатомета похоронить сразу несколько противников под грудой обломков. Просто потому, что ничего этого здесь нет — драки проходят в каких-то полях.
Бестиарий постепенно пополняется и расширяется.
Однако чем дальше в лес, тем интереснее и сложнее бои. Одни враги пытаются добежать до вас и подорвать себя, другие после гибели испускают волну энергии, парализующей на какое-то время всех наших подопечных поблизости, третьи плюются спорами, из которых тут же вырастают другие монстры. В таких ситуациях приходится активно использовать не только беспроигрышных поначалу киберджеков, но и алхимиков с охотниками, как-то выманивать оппонентов и даже уничтожать издали ягоды, сносящие при взрыве всех вокруг. Кроме того, большое значение приобретает экипировка: приходится изучать и открывать все новые виды оружия, брони и разных вспомогательных предметов, увеличивающих, например, уровень здоровья или шанс уклониться от атаки.
В бой идут одни старики
Однако Тим Шейфер не был бы собой, не добавь он к этой достаточно привычной механике какую-нибудь собственную фишку. Massive Chalice — это стратегия не про сражения, а, скорее, про время и его неумолимость.
На все про все нам отведено ровно 300 лет — именно столько длится война. Время постоянно течет на глобальной карте и останавливается, лишь когда происходит что-то важное, давая игроку возможность решить, что делать дальше. На строительство и исследования, соответственно, тратятся не абстрактные ходы, а конкретные годы и месяцы.
Поэтому и ваши герои в Massive Chalice постепенно стареют и умирают — если не на поле боя, то в собственной постели по естественным причинам. Причем кто-то может отправиться на свидание к предкам в 44 года, а кто-то — в 80. Все зависит от генетики и индивидуальных особенностей каждого героя. Один, например, изначально наделен навыком долгожителя, другой любит выпить.
Эти ягоды очень опасны для здоровья: они тут выполняют роль взрывоопасных бочек.
Да и вообще у каждого героя, помимо стандартных для всех параметров, обязательно присутствуют и уникальные «черты характера», которые влияют — положительно или отрицательно — не только на продолжительность жизни, но и на эффективность в бою. Так, подопечные с врожденной склонностью к излишнему оптимизму реально наносят меньше урона, чем предполагается при наведении курсора на врага. А обладатели навыка «Одинокий волк» получают бонусы, если рядом с ними нет союзников.
Имеет значение в битве и сам возраст: молодые бойцы получают штраф к «интеллекту» и «интуиции», у пожилых, наоборот, эти показатели увеличены, но снижены «сила» и «ловкость». А мужчины и женщины в самом расцвете сил (к вам на службу поступают герои обоих полов) сильнее и здоровее прочих. А вот старики в силу своего дряхлого возраста получают дополнительный урон от каждой пропущенной атаки.
Отцы и дети
Если мы говорим о генетике, то, значит, надо говорить и о родителях. И вот тут всплывает еще одна фишка Massive Chalice. На глобальной карте мы также должны назначать регентов, которые будут править от нашего имени в столицах. А каждому регенту, ему или ей, нужен муж или жена. То есть мы еще заключаем браки, получаем детей и таким образом основываем целые династии. Дети, которые при рождении приписываются к одному из трех классов, растут, получают новые уровни, участвуют в боях, стареют и умирают.
Эта пожилая дама со своими склянками может практически одна решить исход боя.
Впрочем, детей может и не быть — некоторые герои изначально бесплодны или имеют низкий шанс обзавестись потомством. Поэтому мы должны внимательно подбирать партнеров, ориентируясь на их индивидуальные особенности и черты характера, — от этого зависит, какими у них будут дети и будут ли они вообще. А молодые да ранние тут нужны как воздух: именно они пополняют ряды постоянно стареющих и умирающих героев и регентов. Можно, конечно, просто рекрутировать новых персонажей или поискать маленьких сироток, но на это уйдет время, и придется пожертвовать каким-нибудь важным исследованием. К тому же дети получают в наследство от своих ушедших в мир иной родителей полезные умения и реликвии.
Помимо врожденных генетических особенностей у персонажей могут быть и приобретенные. Периодически на карте происходят определенные события: один из героев попросит отпустить его на пару лет побродить по миру в поисках своего «я», другой захочет развеяться и сходить, например, в театр, третий готов отправиться на опасное состязание. Если вы согласитесь, у каждого по возвращении появится по одной новой черте характера — если они, конечно, вернутся.
Кроме того, подобные события очень удачно вплетены в игру и добавляют происходящему элементы неожиданности и непростого выбора. Однажды, например, доктор сообщит, что беременная жена вашего регента может умереть при родах, и вам нужно решить, кого спасать — мать или дитя.
У каждого класса есть альтернативные группы умений.
В итоге Massive Chalice, конечно, увлекает и постоянно держит в напряжении. Враги нападают, время идет, герои, регенты и их жены мрут как мухи, вы вынуждены выдавать юную наследницу престола замуж за шестидесятилетнего деда-охотника, с которым пережили немало боев, или вовсе заключать однополые браки — просто потому, что других вариантов пока нет. А тут еще странный девайс, изобретенный одним из ваших подопечных, взорвался и уничтожил важную постройку… Все это дополняется симпатичной картинкой, забавными рассказчиками, которые комментируют происходящее и периодически спорят друг с другом. И, наконец, уникальной возможностью увидеть, как седая бабушка-алхимик пятого уровня стоит рядом с трупами своих троюродных племянников и яростно забрасывает ошарашенных врагов гранатами.