Lords of Xulima: Обзор

Кирилл Волошин 2014-11-24 06:57:48 12
Сегодня никого не удивишь хардкорной ролевой игрой «старой школы». Правда, в основном мы видим низкобюджетные проекты в жанре roguelike или бесконечные «японские» вариации на бесплатном движке RPG Maker. А вот чтобы сделать что-то «олдскульное» по духу, но при этом приятное на глаз, действительно мощное, эпичное, на уровне лучших представителей жанра, как правило, нужны богатые издатели (как в случае с Might and Magic X) или миллионы долларов, собранные через Kickstarter.

Lords of Xulima — очень приятное исключение из этого правила. Испанцы из Numantian Games наскребли в общей сложности (на Kickstarter и Indiegogo) порядка 50 тысяч долларов, но результат как раз получился на миллион.
В драках можно использовать быстрые команды.

Истина в борьбе!

Перед нами самая что ни на есть классическая компьютерная RPG, где сюжет служит лишь фоном, а основной упор сделан на исследование, сражения, «прокачку» и выживание. Нашему герою, путешественнику Голену, дают задание прибыть на далекий континент Xulima, где люди и боги живут бок о бок, и попытаться восстановить нарушенный баланс, без которого его родина погибнет в междоусобной войне. По прибытии обнаруживается, что храмы богов закрыты и осквернены, местные правители, принцы, превратились в демонических деспотов, а жители страдают от нашествия всяких чудищ и агрессивных мухоморов. В общем, покой нам только снится…

О современной режиссуре, роликах и динамичных сюжетных событиях лучше сразу забыть. Сражаться, сражаться и еще раз сражаться — вот ваш досуг на ближайшие недели, проведенные за этой игрой. Выйти из первых локаций и хоть как-то продвинуться по сюжету получится, наверное, только через сутки, когда вы более-менее «прокачаетесь», окрепнете и сможете дать сдачи войскам одного из местных принцев. До тех пор нужно зачищать окрестные леса и поля от разных монстров, собирать грибы и травы, регулярно наведываться к торговцам в деревню и выполнять квесты в духе «собери двадцать грибных спор».

Таких заданий будет еще очень и очень много, а вот разговорных навыков, сложного морального выбора, метаний и нелинейности тут нет.

Един в шести лицах

Тем не менее Lords of Xulima действительно затягивает. Здесь нет современной режиссуры и динамики, зато чувствуется дух RPG в духе Might and Magic и Wizardry: большой проработанный мир бросает вам вызов, здесь тяжело выживать, постоянно приходится сражаться, но вы принимаете этот вызов, потому что и выживать, и сражаться интересно. А сам мир манит неисследованными локациями, какими-то храмами и руинами, пещерами, городами, реками и снежными вершинами, где нас ждут новые непростые приключения и подвиги.
Когда на вас нападают из засады, игра предложит выбор — драться, попытаться сбежать или использовать специальный навык «камуфляж».

Сама система сражений напоминает как раз о Might and Magic и Wizardry. Голен — главный герой, именно он отображается на экране в классической изометрической перспективе, когда мы бегаем по лесам, полям и рекам и общаемся с кем-то. Но на самом деле Lords of Xulima — игра партийная, вместе с Голеном путешествуют еще пять персонажей разных классов. На старте мы можем сами создать партию с нуля или положиться на помощь компьютера. На выбор даны девять классов (бард, паладин, клерик, вор, варвар и так далее, все достаточно привычно), а отсутствие расовых различий между ними (все в партии будут людьми) компенсируется религиозными: каждый выбирает покровительство одного из девяти богов, который дает уникальные бонусы.

Так вот, сами драки проходят в привычном для Might and Magic и Wizardry стиле: вид от первого лица, пошаговый режим, свои и чужие бьют по очереди, а мы сами решаем, что будет делать каждый из шести бойцов — атаковать, защищаться, использовать классовое умение, «кастовать» магию или пить целебные зелья.

Сражаться непросто. Кого именно ударить в первую очередь, кто какую позицию займет на поле боя, какие предметы, свитки и умения когда использовать, — все это очень важно. Особенно учитывая, что даже далеко не самые опасные враги в начале игры наносят вашим подопечным травмы и увечья, а их атаки способны вызвать кровопотерю и паралич. Выйдя все-таки живым из таких переделок, приходится разбивать лагерь и устраиваться на ночлег — отдохнув восемь часов, вы восстановите здоровье и снимете последствия обычных травм, а прохрапев сутки, оживите павших и вылечите самые тяжелые увечья.

Ешь, сражайся и живи!

Проблема в том, что и во время обычного исследования локаций, и во время отдыха персонажи хотят кушать. А голодающие герои получают штрафы к характеристикам. Что-то, конечно, можно найти в лесу или на столе в каком-нибудь дворце или храме, но в основном все-таки приходится закупать провиант у торговцев — причем за немаленькие деньги.
Во время опасных путешествий постоянно встречаются разные алтари и святыни, где можно что-то выпить, помолиться или поднести дар, чтобы получить прибавку к характеристикам.

Деньги между тем в Lords of Xulima нужны всегда, и их всегда не хватает. Из-за этого вашим бойцам долго придется обходиться без приличной экипировки, а главный герой, посланец богов, даже вынужден будет раз за разом собирать урожай на ферме, чтобы получить хотя бы 50 золотых от ее владельца.

Кроме того, нужно помнить о ловушках, о факелах, без которых ночью в лесу и в темной пещере практически ничего не видно, о том, что проклятия, отравления и болезни лечатся только в специальных храмах, а враги обожают устраивать засады даже там, где однажды уже ступала ваша нога.

В общем, каждая вылазка за пределы безопасного города или деревни оборачивается очень дорогим и длительным удовольствием. Но иначе тут никак. Каждый такой поход дает опыт в прямом и переносном смысле этого слова, позволяя стать чуточку сильнее и на пару шагов приблизиться к заветной цели — победить наконец вот того огромного злыдня, чтобы продвинуться дальше по сюжету или просто перейти в новый регион.

«Прокачка» в Lords of Xulima очень важна. Ролевая система здесь достаточно внятная, простая и в то же время глубокая. На каждом новом уровне мы улучшаем параметры и умения подопечных. С одной стороны, заранее известно, какой класс какие навыки получит в следующий раз. С другой — мы сами решаем, что из этого «прокачивать», на что делать ставку. При этом обязательно нужно развивать умения, помогающие выживать вне сражений: кто-то из ваших героев должен уметь получать скидки у торговцев, эффективно собирать травы, идентифицировать магические предметы, уклоняться от нежелательных стычек, находить скрытые сокровища, деактивировать ловушки и взламывать замки.
Игра сама определяет, у кого из ваших подопечных лучше развит тот или иной навык, и использует именно этот показатель при проверке эффективности использования «скилла».

Главное достоинство Lords of Xulima — высокая сложность — для кого-то может стать и главным же ее недостатком. Эта игра требует терпения, усидчивости и больших запасов еды… точнее, свободного времени. Вам придется раз за разом возвращаться в одни и те же локации, сражаться с одними и теми же противниками, посещать одних и тех же торговцев и собирать одну и ту же траву. Но когда ты наконец идешь туда, где тебя долго унижали, и показываешь гадам мать Кузьмы, а потом слушаешь, как жители окрестной деревни славят тебя как героя и освободителя, — вот тогда понимаешь, что все это было не зря. Lords of Xulima дарит чувство глубокого удовлетворения от потраченного на игру времени, а это сегодня большая редкость!

Плюсы: затягивающий геймплей; сложные сражения; достаточно глубокая ролевая система; большой, хорошо проработанный мир; симпатичная графика; отличное музыкальное оформление.
Минусы: присутствуют элементы «гринда»; местами завышенная сложность; сюжет служит лишь фоном и очень медленно развивается.

Другие новости

Комментарии

Вообще-то, очень даже подходящее. Оно означает, что раньше геймдизайнеры не думали, что будет, если игрок убьёт нужного для квеста персонажа, пойдёт не туда, заблудится, не разберётся в фичах.
оценка явно заниженная, игра очень прикольная главное правильно наворачивать своих спутников, а геймплей реально затягивает, разработчикам игры респект, любителям настоящих хороших рпг посвящается
В 9 тоже можно было.
Про 9 точно не скажу, но с 6 по 8 можно было переключаться между пошаговыми боями и реальным временем.
Игра в духе Might and Magic! Это просто прекрасно. А то достали современные РПГ где press x to win, хотя судя по последним релизам тенденция начинается меняться в лучшую сторону.
Все комментарии