Endless Legend: Обзор

Мария Народицкая 2014-10-21 21:35:16 42
Пошаговые стратегии — жанр не то чтобы элитарный, но, во всяком случае, претендующий на некую интеллигентность, что ли. Разумеется, не все представительницы жанра таковы: та же King’s Bounty, например, кажется вполне демократичной. Но для глобальных игр «цивилизаторского» типа — или для 4Х, как их принято называть, — этот постулат, пожалуй, верен. За Civilization сегодня проводят время не только молодые и рьяные, но и вполне себе умудренные какими-никакими годами обладатели логического мышления. Причем, что характерно, некоторые заядлые поклонники серии могут месяцами и даже годами хранить верность только этому одному компьютерному развлечению, не особенно поглядывая по сторонам.

Поглядеть между тем стоило бы. Хотя бы потому, что вышедшая недавно Endless Legend — серьезный претендент на «заткнуть Civilization за пояс». Возможно, даже за черный.
Город культистов наводит на какие-то антиутопические мысли.

Под знаком бесконечности

Вообще, проект вроде бы не совсем сиквел, но и не первый опыт разработчиков в этом направлении. Два года назад Amplitude Studios выпустила космическую глобальную стратегию под названием Endless Space. Получилось очень недурно. Так что разработчики, похоже, решили сделать из «бесконечности» своеобразный бренд, объединяющий различные по сути и порой даже по жанровой принадлежности игры, действие которых тем не менее происходит в рамках одного огромного мира. Сейчас в эту цепочку помимо героини сегодняшней рецензии входит еще и «рогалик» Dungeon of the Endless.

Endless Legend можно назвать «высадкой» серии из космоса на сушу. Все события развиваются на планете Ауриге. За главенство на местных территориях сражаются восемь фракций, каждая из которых — абсолютно неповторима, фантастична и необычайно колоритна. Здесь и полностью уникальный набор войск, совсем как в Heroes of Might & Magic, и собственные расовые «фишки», и потрясающе проработанный, выдержанный стиль — как визуальный, так и текстовый.

Взять, например, объединение под пафосным названием «Владыки Праха», которое, в сущности, не что иное, как нежить. При жизни они были благородными воинами, а теперь наводят страх и ужас на все живое, зато не нуждаются в пище. Некрофаги — раса гигантских насекомых, в силу своей жестокости неспособная ни к мирным соглашениям, ни к переговорам с малыми племенами. Этот недостаток компенсируется умением создавать кадавров и пожирать трупы, получая пищевые бонусы. Загадочные Культисты, неуловимо похожие на Безликого из «Унесенных призраками», не могут строить новые города и вынуждены довольствоваться одной только столицей. С другой стороны, именно проповедники Культистов способны обращать население окрестных деревень в свою веру, распространяя и увеличивая влияние культа по всей планете.

Звучит заманчиво, не так ли? Однако даже расовые особенности — далеко не все и далеко не главное, чем могут порадовать нас фракции. Главное — сюжет.
Далеко не все обитатели Ауриги антропоморфны. Людей здесь вообще нужно искать днем с огнем, долго и упорно.

Так победим. И так победим. И так тоже победим!

В этом, пожалуй, состоит одно из главных отличий игры от ее могущественной «старшей сестры» — Civilization. На старте мы выбираем не просто народ, который поведем к славе, не просто набор неких уникальных «юнитов», бонусов или, наоборот, ограничений. Мы выбираем сценарий, состоящий из цепочки последовательных квестов. Историю одной из восьми рас, желающей быть первой и лучшей на Ауриге. Пройти кампанию до конца и построить ядро Храма Земли — значит одержать победу.

Впрочем, это далеко не единственный способ завоевания первенства. Можно уничтожить всех противников, превзойти их в экономическом или научном развитии, победить при помощи дипломатии или колонизировать восемьдесят процентов поверхности планеты. Варианты есть на любой вкус.

Похоже, что реиграбельность Endless Legend должна оказаться ничуть не хуже, а возможно, и лучше, чем у Civilization. Ведь сюжетные линии здесь — не вместо «основного блюда», которое мы ожидаем от глобальной стратегии, а в качестве приятного и важного, но все-таки гарнира. Да простят нам читатели постоянные отсылки к Civilization, но не сравнивать творение Amplitude с детищем Firaxis просто невозможно. Очень уж похож игровой процесс. Мы точно так же основываем и развиваем города, отправляем войска в разведку, стараемся захватить побольше ресурсов, заключаем соглашения, торгуемся с соседями, изучаем новые технологии…

Точно так же? Нет, вовсе не точно! Создатели Endless Legend припасли для нас много неожиданностей. Мы, например, не можем позволить себе основать мегаполис, и рядом — еще мегаполис, и еще один поблизости. Карта мира здесь разделена на регионы. В одном регионе может находиться только один город. Нет, не один наш город, а один-единственный чей угодно город. Понятно, что к скорости колонизации в таких обстоятельствах предъявляются совершенно особые требования. Хочется большую империю? Шевелите хлебобулочными изделиями, господа правители! Пока мы исследуем новые территории и выращиваем своего второго поселенца, наши конкуренты успевают захватить половину карты.
Каков основной источник дохода империи? Ну конечно же, мародерство!

С соседями надо дружить

С другой стороны, может, нам и не стоит так уж рьяно цепляться за колонизацию. В Endless Legend все стоит денег: и возведенные сооружения требуют расходов на содержание, и войскам зарплату платить надо. Чем больше городов, тем больше «праха» — местной валюты — будет уходить на обслуживание всего этого счастья. При этом стоит понимать, что оставить поселение без военного надзора — значит потерять его.

Дело в том, что помимо конкурентов с нами сосуществуют так называемые малые фракции — небольшие племена, которых на карте обычно довольно много. Они совершают набеги на окрестные города и отряды, чем вроде бы напоминают варваров из Civilization. Напоминают только на первый взгляд, потому что, во-первых, все они тоже уникальны, а во-вторых, запросто могут быть полезными. Усмирив и ассимилировав такую деревню, мы получим интересный бонус к одному из важных параметров функционирования империи и возможность регулярно пополнять свои войска производимыми в поселении солдатами. Такие новобранцы часто существенно превосходят наш базовый набор бойцов по характеристикам.

Существует несколько способов справиться с малой фракцией. Можно просто решить вопрос при помощи грубой силы, можно — раскрыть для туземцев свой кошелек. Но правильнее всего вступать с вождями в переговоры и брать у них побочные квесты.

Сами задания сложно назвать оригинальными. Обычно нас просят «наехать» на другое племя по соседству, принести определенное количество того или иного ресурса или зачистить руины неподалеку.

Руины — еще одна особенность жизни на Ауриге. Они разбросаны по карте щедрою рукой и весьма полезны для развивающейся цивилизации. Чаще всего там просто обнаруживается небольшое количество праха. Иногда — какой-нибудь титан или адамантий со стеклосталью. Порой, если повезет, — побочное задание.

В общем, получается, что войскам практически всегда есть чем заняться.
Зима — неблагоприятное время для всего. Урожай не растет, налоги собираются плохо, войска передвигаются медленно… Кругом одни лодыри и тунеядцы!

Солдатское дело — приказ выполнять

Бои в Endless Legend тоже реализованы не совсем привычным образом. Вступив в столкновение с противником, мы попадаем в отдельный тактический режим — совсем как в HoM&M.

Плавность и красота перехода от глобальной карты к этому полю битвы без всяких подзагрузок — отдельный повод для уважительного поклона в сторону разработчиков.

Перед сражением нам предлагают выбрать тактику — наступательную, оборонительную или удержание позиции — и расставить войска, вручную определив для всех солдат стартовые точки, а точнее, гексы, ведь здесь все происходит на гексагональной карте. Каждый раунд начинается с выбора целей для наших бойцов: мы можем приказать им атаковать конкретного соперника или подлечить товарища, если речь идет об отряде поддержки. На этом наше участие в боевых действиях, в общем-то, и заканчивается. В пределах каждого хода воины действуют самостоятельно, без подсказок выбирая маршрут передвижения, наиболее удобный для нападения или защиты. Бесконечно рубиться с искусственным интеллектом не получится: количество раундов ограничено изначально. Не уложились? Ничья!

Может быть, боевые сцены не так динамичны и интересны, как в «Героях», — уж чересчур «лаконичен» доступный для управления набор функций, — но и утомительными их назвать нельзя. Возможно, потому, что сражения в игре — отнюдь не первостепенной важности элемент, конечно, если мы не выбираем осознанно стиль «пришел, увидел и нагнул».

При этом если наши возможности повлиять на ход битвы не столь разнообразны и широки, как хотелось бы, то по части улучшения «юнитов» и героев здесь все в порядке. Ах да, мы ведь все еще ничего не сказали о героях.
Экран исследований — это муки выбора как они есть. Все же такое вкусное.

Герой, или Как важно быть одетым

Помимо простых солдат у каждой фракции есть герои, которых можно нанять. Да-да, совсем как в HoM&M и немного не так, как в Civilization. Бравые «генералы» тоже выходят на поле боя вместе с солдатами, наравне с ними сражаются, получают уровни при «прокачке». У каждого из них есть свое дерево навыков — все как у взрослых. Более того, и героев, и простых бойцов можно одевать. То есть шлем, доспехи, оружие, щит и прочие радости жизни запросто меняются на более продвинутые — достаточно перетащить их в соответствующий слот и заплатить прахом, очками производства и стратегическими ресурсами. Именно для этого и нужны разные титаны и адамантии — чтобы обеспечить военных приличным обмундированием.

Герои приносят пользу не только в вооруженных столкновениях. При желании можно назначить очередного командира губернатором в один из своих городов, что дает городу определенные «плюшки». Вдруг мы хотим сосредоточиться преимущественно на мирном развитии? Игра это прекраснейшим образом позволяет.

Давайте жить дружно!

Нам будет чем заполнить мирное время, хотя именно градостроительно-дипломатическая часть игры действительно очень похожа на Civilization и в меньшей степени может похвастать новшествами. Те же постройки в городе, открывающиеся по мере изучения новых технологий, которые здесь «упакованы» в шесть научных эпох. Внутри каждой эры существует разделение еще и по категориям. Нам придется выбирать, что для нас важнее: новый тип «юнитов» или экономическое развитие, индустриальный рост или увеличение влияния нашей империи в целом. Выучить вообще все не удастся при всем желании. С каждым совершенным открытием количество очков, которое мы должны потратить на следующий научный прорыв, увеличивается. Изучение всего только девяти любых технологий в каждой эре автоматически переводит нас в следующую эпоху (это примерно половина от общего количества доступных изобретений).

Примечательно, что мы можем на нескольких уровнях задавать приоритетное направление развития своей цивилизации. Городское население распределяется между производством пищи, строительными нуждами, исследованиями, заработком денег и так называемого «престижа», который, в свою очередь, нужен для того, чтобы выбрать вектор прогресса на макроуровне. В этом нам помогает план империи. Израсходовав определенное количество накопленного престижа, мы обеспечиваем постоянно действующие бонусы различным ведомствам. Кстати, объявить войну или ассимилировать деревню без престижа тоже не получится.
Маленькие красные стрелочки указывают направление мордобоя в следующем раунде. Очень важно, чтобы мордобой был целенаправленным и результативным.

Мы даже не стали посвящать отдельные абзацы очень достойной графике и приятному саундтреку. Не остановились подробно на дипломатии и не обратили внимание читателей на то, что отношения с соседями всегда начинаются с «холодной войны». Не упомянули смену времен года и замедление всей жизни империи зимой.

Видите, об Endless Legend и без того есть что рассказать. Еще недавно казалось, что переплюнуть Civilization на ее же поле нельзя в принципе, но разработчикам из Amplitude это, кажется, удалось. Теперь дело только за соответствующей случаю рекламной подачей и вовремя выпускаемыми аддонами. Если то и другое будет, творению Firaxis, вполне возможно, придется потесниться.

Плюсы: разнообразный и затягивающий геймплей; атмосферные сюжетные линии; стильные фракции с уникальными «юнитами» и бонусами; удачно внедренные элементы ролевой системы; высокая реиграбельность; обилие контента.
Минусы: шаблонные побочные квесты.

Другие новости

Комментарии

Что-то новая оценочная политика SG опять скатилась к «изумлялкам». Советую авторам перед выставлением оценки просматривать текст с критериями (которые на бумаге выглядят очень даже ничего), может тогда бы изменилась тенденция.
Лично я, игру в проходняк бы записал. Слишком мало всего. За 2 часа игры ты уже попробовал почти все что можно и просто не видишь смысла развиваться дальше. Юнитов слишком, управление империей какое-то невнятное, да и древо технологии основано только на "+10 к добыче золота" или "+20% к науке". Да, такое присутствует везде, но не в таких огромных пропорциях. Наука в 4X должна разнообразить игровой процесс и вводить новые фишки, но я подобного ни в одной из Endless не увидел.
Если вам нравится 4Х стратегии в фэнтези вселенной, то попробуйте Варлока или Elemental War of Magic(они относительно современные). Тот же Варлок, который мне не очень-то и нравится, на фоне Endless Legend выглядит на 5+. По крайней мере, в нем додумались разнообразить убогое технологическое древо заклинаниями.
Что касается Endless Space: ребята, лучше еще раз запустить GС2.
Я не какой-то там олдфаг или фанат игр прошлого, но назвать серию Endless отличным пополнением для армии 4Х стратегий – язык не поворачивается.

Касательно самого обзора: сравнение с Цивилизацией озадачило. Есть куда более близкие по жанру 4Х, которые и являются полноправными конкурентами.
Ай, «Юнитов слишком мало»*
Да вроде нет никаких заметных опечаток, да и расписано всё достаточно подробно, хотя со многим я не согласен, так что к качеству написанного претензий никаких нет и быть не может.

Я далее повторю такую фразу как: «а что ещё может быть\можно добавить» больше кол-во раз, так что не сочти за тавтологию.

«Основано» – это значит, что древе технологий доминируют модификаторы. И исследований разнообразящих игровой процесс – мало, или они вообще отсутствуют. Если для тебя появление торговых путей – это то что придает игре новых красок, то я в шоке.
Я подчеркнул в своём посте, что ты написал «Основано только...». Собственно я привёл примеры, что вовсе не только на прибавке к добычи ресурса основано древо технологий. А по поводу того, что их мало, а что ещё можно добавить (1)? Это весьма разнообразит развитие империи и этого вполне хватает. Что ещё можно добавить (2) к этим технологиям?
«Невнятное управление империей» – это отсутствие рычагов управления как таковых. Мы можем лишь активировать бонусы(напоминаю: от ресурсов роскоши, запасов и
Да в Цивилизации меньше рычагов управления, чем в EL (к слову, я говорю об оригинальной Циви, без аддонов). Этот план империи позволяет сделать развитие империи более гибким, помимо развития технологий и ресов роскоши. Я за 3 партии ещё всех вариантов не опробовал и уверен, что через ещё 3 партии то же не раскрою всех возможностей и всех вариантов развития. Следовательно вопрос — а что ещё ты хочешь добавить (3)? Да, есть куда развиваться, но для начала возможностей весьма много.

Про настроение города и его последствия. Там всё тупо математически просто: с ухудшением/улучшением меняется эффективность производительности и добыча еды. Следовательно, раз ты не ощутил его влияния, то ты либо шикарный стратег, который наладил добычу ресов с большим избытком, либо играл на низких уровнях сложности.

Ну про воинов я рассуждать не буду. У нас с тобой исключительно субъективное видение на данную ситуацию, так что не считаю нужным изменять твоё мнение, которое может быть верным, хотя я с ним и не согласен.

Остальное я расписал выше.
Почти слово в слово озвучил мои мысли. Разве что по поводу Варлока — там свои проблемы есть, но тут может дело вкуса, мне скачки по порталам абсолютно не вкатили, иначе б игра намного больше понравилась. Так то ЕГ получше показалась. Елементал не пробовал, надо глянуть, че там. По поводу ЕС — в точку, мило, но не дотягивает до нормы, пока ГЦ2 рулят, думаю трешка обойдет. Ну и сравнение с Цивой — уже все сказано
Все комментарии