Первая часть серии Quest for Glory вышла в 1989-м году, последняя, пятая — в 1998-м, но эта игра до сих пор не дает покоя многим разработчикам. Уникальное сочетание адвенчуры и RPG, помноженное на нелинейность и здоровый юмор, обеспечили Quest for Glory культовый статус и массу подражателей. Среди многочисленных фанатских ремейков и продолжений особенно выделялся проект Quest for Infamy, задуманный еще в 2003-м году. Это своеобразная пародия на Quest for Glory: если там герой был добрым малым, искавшим славы и подвигов, то тут, наоборот, нужно играть за обаятельного негодяя, которому чем хитрее и бесчестнее, тем лучше.
Правда, денег и издателей на такие эксперименты не нашлось, и проект долгое время пребывал в замороженном состоянии. Но два года назад дикая популярность Kickstarter подействовала как живая вода: разработчики снова собрались вместе и провели успешную кампанию по сбору народных средств на Quest for Infamy. На доведение проекта до ума понадобилось еще два года, но результат того стоил.
Несмотря на пародийно-юмористическую атмосферу, убивают здесь часто.
Три пути бесчестья
Главный герой Quest for Infamy, молодой человек по имени Роэн, не то чтобы какой-то отъявленный подонок и убийца. Это такой классический ловелас и повеса, склонный к авантюрам и предпочитающий никогда не платить, если есть возможность получить все задаром — пусть и с некоторым риском для здоровья и репутации. Игра начинается с того, что Роэн бежит из замка некоего барона, за дочкой которого он слишком активно ухаживал. Но далеко уйти не получается: мост, ведущий в столицу, смыт водой, и Роэн вынужден задержаться в ближайшей деревушке Фольксвилле.
Впрочем, сразу становится понятно, что безобидного отдыха в деревне не получится. Местный «голова» настолько суров, что первый же день нашего пребывания в Фольксвилле начинается с казни — на площади отрубают черепушку бедолаге, выкрикивающему проклятия в адрес сильных мира сего. Нашему герою на потенциальные опасности, естественно, наплевать: познакомившись с местными жителями, он начинает заниматься такими делами, за которые и сам может оказаться на эшафоте.
Но предварительно ему придется выбрать специализацию. Можно связаться с местными контрабандистами, пропивающими непосильно нажитое в таверне, и стать разбойником. Можно заделаться вором, пообщавшись с представителями этой «профессии» на кладбище. Третий вариант — обучаться искусству запретной магии у колдуна Просперо.
Выбор специализации прямо повлияет на все дальнейшие события. Разбойник, вор и маг получают разные задания от своих «учителей» и по-разному справляются с проблемами. Разбойник делает ставку на грубую силу, вор, понятно, — на скрытность и отмычки. А маг может воспользоваться каким-нибудь заклинанием, чтобы ходить по облакам, напустить на врагов «внутренний страх» или, например, вытащить из пня топор без необходимости искать масло и смазывать его.
Для решения многих задачек придется укладываться в постель, чтобы сменить время суток.
Сражайся, пей, играй и думай
Впрочем, вне зависимости от специализации вам придется сражаться, участвовать в мини-играх и решать многочисленные квестовые задачки. Бои проходят на отдельном экране. Здесь вы выбираете, какое действие произвести следующим: поставить блок, нанести один из трех видов удара (многие враги чувствительны к какой-то одной атаке) или выпить зелье. На эффективность в драке влияют как навыки персонажа, так и надетая на нем экипировка. Навыки «прокачиваются» по мере их использования (это касается и таких показателей, как «воровство», «подкрадывание», «взлом»), а новое, более мощное оружие и броню можно купить, украсть или получить за выполнение того или иного задания. Есть даже улучшения, позволяющие, например, превратить свой обычный меч в двуручный.
Мини-игры в Quest for Infamy классические — перепить кого-нибудь на спор, обыграть в кости и так далее. Но главное здесь все-таки не сражения, не «прокачка» и не мини-игры, а разные предметные загадки и более или менее хитрые головоломки. Это прежде всего адвенчура, а потом уже все остальное.
Задачки тоже классические. В основном мы ищем какие-то важные для прохождения предметы, складируем их в инвентаре, иногда комбинируем, а потом используем в нужных местах. При этом каждый второй персонаж, прежде чем согласиться нам помочь, обязательно попросит что-нибудь ему найти, раздобыть, отобрать и принести. Встречаются и более хитрые вещи, когда, например, нам нужно правильно расставить руны или повернуть статуи так, чтобы открылся секретный проход. Есть и классические блуждания по лабиринту, и поиск правильных ответов на всякие каверзные вопросы. Впрочем, всегда можно найти подсказку или раздобыть книгу, чтобы получить нужные знания.
В игре есть некий безымянный рассказчик, с которым наш герой периодически общается.
«Грязное» приключение
Как мы уже сказали, вор, разбойник и маг по-разному решают задачи, но вариативность есть даже в рамках одной специализации. Например, яблоко, с помощью которого нужно успокоить коня, можно либо купить на деревенском рынке, либо просто своровать на ферме. А в нужное здание, чтобы выкрасть редкую птицу у мэра, вор может или пробраться через дверь, расходуя отмычки, или пролезть через балкон.
Есть даже некий моральный выбор: в нескольких случаях мы сами решаем, как вести себя с тем или иным персонажем — избить, нахамить, напугать, попытаться уладить дело более мирным способом или вовсе убить. В одной из таких ситуаций, отправив персонажа к праотцам, вы не узнаете от него, как правильно пройти лабиринт. Но зато получите больше очков «бесчестия», которыми тут и определяется рейтинг прохождения. А подсказку про лабиринт вы узнаете из книги, до которой, правда, не так легко добраться.
Каким бы обаятельным наш ловелас и повеса ни был, он все равно будет более или менее бесчестным. По ходу прохождения Роэн ворует, грабит, убивает, совершает проникновения со взломом и вообще всячески напрашивается на проблемы. Но за исключением пары совсем уж вопиющих случаев (когда, например, герой мочится на труп) прохождение не вызывает неприятных ощущений. Все здесь проникнуто юмором, да и убиваем мы в основном всяких «редисок» — работорговцев, некромантов, каких-то лесных чудищ.
Если вы погибнете в окрестностях Фольксвилля, местный аптекарь за вознаграждение воскресит Роэна.
Quest for Infamy есть за что поругать. Бои и «прокачка», по сути, оказались лишними, да и проходят сражения в основном по одной и той же незамысловатой схеме: ставим блок, восстанавливая таким образом здоровье, копим энергию для особого удара или заклинания. Квестовые же задачки зачастую сводятся к постоянной беготне, чтобы взять нужный предмет в одном месте и отдать в другом. Старомодная графика с низким разрешением, достаточно громоздкий по нынешним временам интерфейс и необходимость долго тыкать курсором в угол экрана, чтобы персонаж просто перешел на другую локацию, — все это тоже едва ли понравится современной публике, не привыкшей к подобным «удобствам». Тем не менее Quest for Infamy способна увлечь, и надолго. Ведь здесь есть главное: разнообразный нелинейный геймплей, свобода выбора, масса открытых для исследования локаций, множество колоритных персонажей и дух настоящего приключения — пусть и несколько бесчестного.
Плюсы: нелинейный сюжет; разные способы решения задач; неплохой юмор; харизматичные персонажи; атмосферная музыка. Минусы: старомодная графика; громоздкий интерфейс; боевая и ролевая системы проработаны слабее адвенчурной механики.
Тем, кто плюется в сторону графики — проходите мимо. У Ларри вот движок допилили и ничего из этого особенно хорошего не вышло. Это все же для любителей не только жанра, но и той эпохи игр. А это ведь ни много ни мало, а известный движок, от Sierra, кажется. Лично для меня очень похожей игра показалась на Quest for GLory 1 и 4 части. Движок тут улучшили — графика-то стала с другой глубиной цвета. Могли бы конечно прикрутить и HD пропорции. Но не это самое главное. Действительно, прохождение сюжета стало нелинейным. А это огромный плюс.
Эта игра — это не только квест, но еще и ностальгия, попытка окунуться еще раз в ту атмосферу — начала 90-х. Лично мне понравилась и всем советую.