Стратегическая серия Wargame от Eugen Systems олицетворяет собой некий компромисс между суровыми играми для любителей «клеить танчики» и стратегиями для широкой аудитории. Здесь нет упора на реализм, присущего классическим варгеймам (несмотря на название, игру к этому жанру причислить никак нельзя), зато в наличии неплохая картинка и простота изучения правил. Правда, принцип «easy to learn, hard to master» здесь актуален донельзя, что вкупе с отсутствием нормального «сингла» совсем не лучшим образом сказывалось на освоении стратегии новичками.
Проектов, подобных Wargame, не так уж и много. Точнее, их практически и нет, если не считать предшественницу WEE — R.U.S.E. Масштабные битвы на огромных картах, несколько игровых режимов, различная боевая техника… Как ни странно, эпичность происходящего на экране не пошла во вред картинке — она прилично выглядит и сейчас благодаря движку IRISZOOM, позволяющему одним движением колесика мыши перенестись от рассматривания отдельного солдатика к обзору всей карты с высоты птичьего полета.
Карта динамической кампании. Масштаб происходящего, мягко говоря, не впечатляет.
Каждое сражение мало похоже на предыдущее, что особенно хорошо заметно по мультиплеерным зарубам. Одиночная кампания в WEE получилась совсем слабой и годилась разве что на ознакомление с основами, а вот настоящий хардкор Третьей мировой начинался уже в сетевой игре. Типичный путь новичка, решившего опробовать European Escalation заметно позже релиза, выглядит так: погонять скучную кампанию, сунуться в мультиплеер, огрести от «папок» (найти в сетевых режимах противника по силам новеньким давно уже нелегко) и отложить WEE на дальнюю полку до лучших времен.
И эти времена, пожалуй, настали. Спустя год после релиза Wargame: European Escalation и выхода четырех бесплатных DLC для нее Eugen Systems наконец-то выпускает полноценное продолжение.
Северные рубежи
Угодить решили всем — от AirLand Battle поклонники мультиплеера WEE дождались самолетиков, новых сетевых режимов и увеличения количества игроков на карте (аж до двадцати человек в одном бою), а любители «сингла» и те, кто только начинает свое знакомство с серией, теперь могут спокойно воевать с ИИ в новом режиме динамической кампании.
Местом действия игры выбран Скандинавский полуостров, ставший ареной противостояния НАТО и стран Варшавского договора. Почему именно Скандинавия — непонятно; куда логичнее (да и заметно интереснее) смотрелась бы битва за Европу на просторах Германии и Франции, где в свое время были сосредоточены основные наземные силы двух противоборствующих сторон. Жаль, но о танковом марше на Париж (или Москву — как пожелаете) и десантном броске через Ла-Манш остается только мечтать. По крайней мере пока — судя по опыту WEE, Eugen Systems вряд ли оставит своих поклонников без дополнений к любимой стратегии. Глядишь, можно будет повоевать и в центральной Европе, а не только на северных ее задворках, тем более что теперь в Wargame появились войска еще четырех стран, три из которых — европейские.
В «Арсенале» можно в подробностях изучить любого «юнита» — как внешний вид, так и характеристики.
Динамическая кампания, в которую можно играть как по Сети, так и в одиночку, сперва чем-то напоминает «олдскульные» варгеймы, те самые, пошаговые, с «гексами» и несколько схематичной картинкой (вообще, графика никогда не была сильной чертой этого жанра). В AirLand Battle тоже есть глобальная карта, разделенная на провинции, «покупка» войск за очки, пошаговая отдача приказов армии и… все, сходство на этом, пожалуй, заканчивается — начинаются нововведения. Ресурсов в привычном понимании нет, но имеются два вида очков — очки боевого духа и очки доверия. Набрав определенное количество баллов боевого духа, которые начисляются за победы в тактических боях и уничтожение вражеских войск, можно заставить неприятеля капитулировать, причем начальное значение этого показателя может быть разным у каждой стороны. Второй ресурс выдают за удержание под своим контролем провинций, каждая из которых приносит несколько очков доверия. Их можно тратить на вызов подкреплений и использование специальных умений — к примеру, установка морских мин исключает действия флота в указанной локации на определенный срок, контрразведывательные мероприятия не дают вражескому спецназу проникнуть в тылы, а бомбардировка провинции уменьшает инициативу отрядов врага.
Инициатива и боевой дух отряда — параметры, относящиеся уже не ко всей стороне, а к конкретному формированию; они имеют первостепенное значение во время встречи с войсками противника. Когда в одной локации сталкиваются две противоборствующие армии, начинается тактическое сражение, начальные условия которого зависят именно от инициативы и боевого духа. Первый показатель определяет количество очков на старте боя, а второй — сколько очков преимущества надо набрать в этом столкновении для победы.
Мир вокруг не застыл в ожидании окончания очередного этапа битвы за Скандинавию. Стоит только отдать приказы своим подчиненным и нажать кнопку завершения хода, как на экране начинают появляться информационные сообщения о ситуации в регионе и событиях, что остались за краем карты, но тем не менее оказывают свое влияние на происходящее. Некоторые из таких новостных сводок несут не только информационный характер, но и предоставляют возможность выбора. Например, командование предлагает вам отправить часть ваших сил на другое поле боя, где противник начинал наступление. Согласитесь — потеряете отряд в очереди подкреплений, зато приобретете очки доверия, откажетесь — ваши войска останутся на месте, но на другом конце света союзники могут потерпеть поражение, что скажется на раскладе сил на скандинавском фронте военных действий.
Битва 10x10 в самом разгаре. Понять общую картину без вида «со спутника» невозможно.
Динамическая кампания хотя и выглядит заметно привлекательнее невразумительного «сингла» из European Escalation, но все же получилась несколько блеклой. Не хватает размаха событий, эпичности происходящего — Третья мировая в самом разгаре, а мы ведем бои местного значения. Вот бы карта охватывала весь земной шар… Впрочем, это уже какая-то Hearts of Iron получается, а Wargame — игра в первую очередь про тактические сражения.
Воздух!
Главная новинка боев AirLand Battle — это, конечно, появление самолетной авиации. Раньше ВВС были представлены только вертолетами, теперь же парк авиатехники существенно вырос: истребители, штурмовики, перехватчики, фронтовые бомбардировщики — от старичка Миг-17 до знаменитого «самолета-невидимки» F-117 Nighthawk, на момент событий игры только-только вышедшего в серию. А вот стратегических бомбардировщиков и десантных самолетов нет, чего очень не хватает для воссоздания полноценной картины боя. Высадить парашютистов в тылу противника и уничтожить штабную машину, тем самым лишив супостата контроля над зоной, — самое то. Да, можно такой финт проделывать и с вертолетным десантом, но хочется больших размахов. Не получится и задавить численным превосходством в воздухе — самолеты стоят дорого, а сбивают их с легкостью, особенно если заранее не озаботиться выяснением позиций вражеской ПВО. Даже в сражениях 10x10 авиация применяется в основном для точечных ударов и больше используется при отражении танковых прорывов противника — вскрывать неприятельскую оборону с ее помощью слишком расточительно.
Остальные изменения не столь заметны. Пехота теперь умеет прятаться в зданиях, занимая целые городские кварталы; поменялся интерфейс (в лучшую сторону — теперь он гораздо информативнее); общее количество разных «юнитов» выросло до семи с половиной сотен — в основном за счет авиации и новых стран-участниц конфликта.
То же сражение вблизи — звено штурмовиков пытается сорвать вражескую атаку.
AirLand Battle получилась хорошим примером того, как надо делать дополнения. Тут, правда, издатели немного лукавят, продавая ее как полноценное продолжение European Escalation, — все-таки появление динамической кампании и нового рода войск вкупе с другими небольшими изменениями тянет только на аддон. В остальном это все та же Wargame, ставшая чуть дружелюбнее к новичкам, а «отцов» сетевого режима заставившая перетасовать проверенные «колоды» войск в поисках оптимального сочетания подразделений. Эпичные битвы стали еще эпичнее, картинка столь же красива, все так же необходимо продумывать стратегию еще на этапе планирования и уметь менять ее во время боя, а взаимодействие между союзниками и разными видами войск по-прежнему в приоритете. Что еще для счастья надо?
Плюсы: все те же, что и у WEE; новые режимы игры; появление авиации. Минусы: изменений слишком мало для отдельной игры; режим динамической кампании получился слишком простым — ему не хватает размаха и глубины.
Игра отличная, но есть пара минусов. Артиллерия заметно слабее, чем в wwe, а некоторые юниты до сих пор не сбалансированы по цене.
ЗЫ Степан Песков, неужели тебе нравятся такие иконки юнитов как на скриншотах? На мой взгляд оригинальные гораздо лучше. Разработчики отвечали, что это реальные обозначения войск, которые использует НАТО. После альфа-теста дали возможность выбирать между 2х видов иконок. Натовские, имхо, неудобные, например по ним можно перепутать командирский танк с обычным.