The Night of the Rabbit: Обзор

Мария Народицкая 2013-06-13 06:37:24 26
Кролики — особый мотив в квестостроении, вечный и не устаревающий. В серии Sam & Max, что плавно перекочевала от LucasArts к Telltale, ушастый зверь играл одну из главных ролей. В Edna & Harvey от Daedalic Entertainment это животное тоже оказалось если не на первом, то по меньшей мере не на последнем месте.

Теперь разработчики студии снова взялись за «кроличью» тему — уже с подачи независимого девелопера Мэтта Кемпке (Matt Kempke). Независимого до тех пор, пока Daedalic не заинтересовалась задумкой The Night of the Rabbit, которую нам довелось не только «пощупать» руками, глазами и мозгами, но и обсудить с главным идеологом, вдохновителем, сценаристом и геймдизайнером во время его предрелизного визита в Киев.
Похоже, Джерри не любит свой город. Да и за что его любить-то, по совести говоря?

Кроличья нора с мышами и белками

Во всем виноват Льюис Кэрролл. Это он ввел моду на странных кроликов, открывающих героям дорогу в мир чудесной шизофрении. Только если юная Алиса полезла в кроличью нору, не подозревая, что там найдет, то Джерри Фундук — главный герой The Night of the Rabbit — с юных лет четко знал, чего он хочет. В смысле с еще более юных, чем на момент старта истории. Ведь этому смышленому пареньку в цилиндре всего-то двенадцать лет, что уже само по себе достаточно смело для проекта, рассчитанного не только на детей.

Но вернемся к нашим баранам, которые кролики. Джерри мечтает стать магом. Каждую ночь он засыпает с этой мыслью и в один прекрасный день получает волшебное письмо из Хогвартса, в котором ему рекомендуют провести ряд ритуальных действий, чтобы вызвать «друга».

И друг приходит — белый, ушастый, с красными глазами и во фраке. Антропоморфный кролик представляется маркизом де Хото, утверждает, что он — древоход, умеющий переходить сквозь порталы между мирами, и предлагает нашему герою пойти к нему в ученики, чтобы стать настоящим волшебником. Джерри, естественно, соглашается и попадает в удивительный городок под названием Мышелесье.

Здесь, на самом деле, живут не только мыши, но и белки, и крот, и зайцы — в общем, полный набор грызунов, слегка приправленный совами и лягушками. Говорящие зверушки озабочены всякими незначительными делами — то посылку белочке из бутика не доставили вовремя, то популярный напиток «синий сок» во всем поселении закончился. Юный ученик чародея выполняет мелкие поручения и постепенно понимает, что он ничего не понимает. Кто такой таинственный Зарофф, который вот-вот должен приехать в Мышелесье? Почему то тут, то там появляются огромные наглые вороны, которых местные обитатели побаиваются? И вообще, это только так кажется, или милые жители волшебного края о чем-то постоянно умалчивают?
«Совпадение сюжетной вводной с началом сказки Кэрролла — не совпадение, на самом деле, — говорит Мэтт, — но если встреча Алисы с кроликом — случайность, то в The Night of the Rabbit все происходит наоборот: у кролика изначально был план. Обратите внимание на то, как он наблюдает за мальчиком через окно в самом начале игры. Это выглядит жутковато. Зачем маркиз де Хото следит за ребенком?»
Свечи, пентаграммы, кровь младенцев — это все ерунда. Настоящий маг сумеет сотворить ритуал даже из консервной банки.

Монетка? Листочек!

Мэтт не скрывает, что в The Night of the Rabbit главная ценность — сюжет. И действительно — милая, детская, очаровательно наивная поначалу, эта история по мере развития приобретает черты нуара и мистики, становится мрачной и драматичной — в разумных рамках, конечно.

Вообще, нас мог бы насторожить уже пролог. Еще до появления Джерри на сцене мы видим странное существо в шаманской маске и какого-то несчастного, растерянного кролика посреди туманного болота. Замаскированный некто только напускает туману еще больше — вещает о каких-то «началах» и «концах», а потом отправляет своего белого гостя прямиком к старту основного повествования.

The Night of the Rabbit кажется еще более «олдскульной», чем другие игры Daedalic. Если к нарочито двухмерному пейзажу мы привыкли, то анимация в духе LucasArts и две-три позы на персонажа максимум выглядят удивительно для современного игростроя. Зная возможности студии, рискнем предположить, что этот «минимализм» — не недостаток, а концепция. Во-первых, Кемпке сам говорит, что LucasArts для него — идеал адвенчурной разработки. Во-вторых, каждая локация, каждый экран в достаточно объемном Мышелесье прорисованы так подробно и любовно, что было бы странно заподозрить команду, создавшую подобные ландшафты и интерьеры, в неумении работать с мимикой персонажей.

Забавно, что ощущение игры из «золотого века» адвенчур сочетается с очень демократичным интерфейсом и геймплеем. Речь идет о привычном point-and-click, но вместо знакомой «монетки» с несколькими возможными действиями нам предлагают курсор-листик и работу со всеми объектами при помощи одной только левой кнопки мыши. Проще говоря, любое действие в The Night of the Rabbit осуществляется в один клик.
В Мышелесье все совсем так же, как в человеческих маленьких городах. Центр состоит из ратуши, кафе и пары зевак.

Вещи, штуки и хлам

Сокровища, собранные на просторах иных миров, Джерри хранит в непривычно круглом инвентаре. Для разработчиков было важно уместить все предметы на один экран, так что нам не нужно ничего пролистывать, чтобы найти какую-нибудь мерцающую улитку, подобранную с гигантской свеклы некоторое время тому назад.

Найти-то нашли, ладно. А вот что с ней дальше делать? Ответ обычно не приходится искать слишком долго — в местных задачках всегда есть логика. Порой — весьма изощренная, как в случае с той же улиткой: как можно догадаться, что это маленькое существо станет орудием для проникновения со «взломом» в дом, где нас не очень ждут? Однако стоит чуть пораскинуть мозгами, и мы начинаем понимать, что от нас нужно. При этом решения очень многих заданий в лучших традициях Daedalic требуют от нас не просто комбинирования предметов, но вдумчивого общения с персонажами. Дело не только в «вещах, штуках и хламе», как говорит о своих товарах Господин Церковная Мышь.

Вот мы и подошли к самому приятному — к беседе о персонажах. Их здесь много. Участок игрового мира, доступный нашему герою на каждом этапе продвижения по сюжету, отличается нехилыми размерами — так, буквально сразу после попадания в Мышелесье мы можем передвигаться почти по всему городу. И в каждой локации, на каждом экране находятся один-два, а иногда и три NPC.

Все они по-своему прекрасны. Торговец, уже упомянутый нами, — Господин Церковная Мышь — не может перестать говорить о своем будущем наследнике, толстеньком Младшем — вечно молчаливом существе, на которое незадачливый продавец «вещей, штук и хлама» почему-то возлагает огромные надежды. Крот Людвиг — голос местного радио — продолжает по привычке изрекать рекламные лозунги даже после закрытия этого самого радио. Простуженный до самой макушки гном прозрачно намекает Джерри на единственную… мышь, способную помочь ему с болезнью, но тут же гордо сообщает, что гномы не обращаются за помощью никогда и ни к кому. Каждый «мышелесец» буквально в двух-трех фразах проявляет некую неповторимую черту характера, а иногда — и весь характер целиком.
Достаточно посмотреть на мир сквозь монетку, чтобы повсюду появились разноцветные огоньки.

Доброта спасет мир

The Night of the Rabbit производит очень приятное впечатление. Этим игра кардинально отличается от Deponia, Edna & Harvey и даже от The Dark Eye. Помните мечтателей-неудачников, противостоящих окружающему миру? До сих пор именно этот мотив постоянно выдвигался на первое место в работах Daedalic.

Здесь такого противостояния нет. Герою не приходится зубами выгрызать себе место под солнцем среди ограниченных и злобных обывателей. Жители Мышелесья — милые, добрые, по-настоящему сказочные существа. Может быть, в этом проекте нет того фейерверка юмора, к которому мы привыкли в адвенчурах Daedalic, зато здесь, без сомнения, прижилась атмосфера сказки.

Нельзя сказать, что The Night of the Rabbit обделена шутками совсем. Юмор есть, но он здесь другой — не такой, как в Deponia. Более сдержанный, пожалуй. На столбе с объявлениями, например, висит листок с надписью «мой сосед жалуется на шум по ночам. Пожалуйста, шумите еще громче, так ему и надо!». И подпись — «Анонимышь».

Вот таких острот тут много — построенных на игре слов или на отсылках к другим развлекательным проектам. Скажем, когда Джерри помогает лягушонку Платону с почтой, ему приходится принести одному из персонажей письмо от некоего М. Калаверы. Те, кто играл в Grim Fandango, понимающе улыбнутся.
Мэтт продолжает рассказывать: «Кроме отсылок к другим играм Daedalic и не только мы спрятали в игре бонусный контент. Так, Джерри может находить игральные карты, на которых изображены заклинания или персонажи, играющие важную роль во всей этой истории. Есть еще капли некоей магической эссенции; если вы соберете их все, это даст вам доступ к одному очень важному повороту сюжета гораздо раньше, чем положено «по расписанию». Кроме того, вы сможете найти восемь аудиорассказов и узнать из них чуть больше о местности, в которой находитесь».
Из таких тыкв легко делать карету. Можно даже фею-крестную не беспокоить — достаточно вырезать у тыквы середину и прикрутить к ней колеса.

В то же время, при всех несомненных достоинствах диалогов, трудно не заметить несколько неприятных мелочей. Утомляют повторы многих фраз. Нажал случайно на персонажа — приходится снова выслушивать тираду длиной в несколько последовательных реплик. Можно, конечно, «прокликать» разговор побыстрее, рискуя снова встрять в следующий раунд прокрутки все той же беседы, но все-таки было бы лучше, если бы персонажи были чуть менее словоохотливы по второму, третьему и пятнадцатому разу. Или хотя бы говорили разные вещи.

И все-таки монетка

Так что же, The Night of the Rabbit — просто еще один добротный квест от признанных разработчиков? И да, и нет. Потому что здесь спрятано чуть больше интересного, чем в среднестатистической хорошей адвенчуре. Не самые значительные на первый взгляд, но изящные мелочи вроде смены дня и ночи придают проекту особое очарование. Ведь ночью все совсем не так, как днем, — и задачи другие, и разговоры. Подсветка активных объектов, обычно вынесенная за рамки игровой условности, здесь органично вписана в повествование — в какой-то момент Джерри обнаруживает, что его счастливая монетка с отверстием посередине становится чем-то вроде волшебного монокля, позволяющего увидеть не только предметы, с которыми можно взаимодействовать, но и визитеров из иного измерения — призраков или лепреконов.

Наконец, адвенчура, посвященная магии, не может обойтись без заклинаний! Чары, которым Джерри учится по ходу прохождения, очень необычны и открывают перед мальчиком массу новых возможностей. Например, многочисленные статуи, изображающие разных животных, поначалу кажутся обычными каменными изваяниями, но стоит научиться кое-какому магическому фокусу — и мы начинаем видеть их совершенно в ином свете.
Мы спросили, имеет ли имя Джерри какое-то отношение к мышонку из мультфильмов о Томе и Джерри. Вот что ответил Мэтт: «Это совпадение. Просто есть имена, которые звучат круто. Джек, например. «Джек» звучит круто. Том — человек, который знает, что делает. А Джерри — милый и наивный. Пожалуй, самое важное в этом имени — то, что Джерри-ребенок может стать взрослым по имени Джеремайя (Jeremiah). У него большой потенциал».

Кстати, музыка в The Night of the Rabbit — прекрасна. Рискнем утверждать, что существенная доля атмосферы — заслуга композитора, которому удалось создать по-настоящему волшебный саундтрек.
Сезон зеленых субмарин. Желтые будут осенью.

The Night of the Rabbit — это вдохновенное погружение в сказочный мир под чудесную музыку. Это необычная история, которая дарит нам возможность снова прикоснуться к детству. Понятно, что игра несколько менее универсальна с точки зрения аудитории, чем блестящая Deponia. Мы допускаем, что ряд игроков скажет: «Да что это за утренник — мыши какие-то, белки, ребенок в главной роли!»

Но ведь на самом деле речь идет совсем не о мышах и не о белках. Тем, кто это понимает, посоветуем не упускать шанс найти своего Белого Кролика, способного провести сквозь портал к ответам на, быть может, самые важные вопросы. Или просто к приключению, которое того стоит.

Плюсы: живой игровой мир; атмосфера сказки; интересный сюжет; забавные персонажи; многомерность; обилие секретов и бонусов; простой интерфейс; волшебная музыка.
Минусы: повторение диалогов без изменений.

Другие новости

Комментарии

опять убогая и уродливая работа художников. боже мой…
*типичный граммарнаци
спасибо. надо будет поиграть.
Очаровательно ) Вот такую игру можно без опаски доверить ребенку. В смысле, это плюс )
Игра очень понравилась. И есть грустные моменты (даже заставка в начале), и прекрасный саундтрек, и заяц.
Все комментарии