Выпуск The Walking Dead: Survival Instinct со стороны выглядит как попытка Activision погреться в лучах славы «теллтейловских» «Ходячих мертвецов», которые, напомним, чаще всего назывались лучшей игрой прошлого года. Авторы Survival Instinct из студии Terminal Reality, естественно, утверждали, что это не так, и обещали много вкусностей (если это слово вообще применимо к игре про ходячих мертвецов): тут вам и уникальный экшен, и настоящее выживание, и моральный выбор, и отличный сюжет. А потом половину команды, ответственную за всю эту лепоту, наверное, сожрали зомби…
На самом деле, ситуация, при которой по столь популярному сериалу решили запустить две игры, выглядела вполне логичной и правдоподобной. Одна — адвенчура от признанных мастеров этого жанра, другая — экшен от студии, за плечами которой, на минуточку, дилогия BloodRayne. Там — диалоги и сюжет, тут — мочилово и выживание.
Некоторые выжившие отказываются идти с нами, но согласны обменять часть припасов на что-нибудь.
Бей и ищи
Так, в общем-то, оно и получилось. В The Walking Dead: Survival Instinct хорошо знакомые по телесериалу братья Дерил и Мерл Диксоны сражаются и выживают (правда, играем мы только за Дерила, а брутальный псих Мерл приравнен к NPC). Здесь можно зарядить в мерзкую мертвую рожу из винтовки, дробовика или пистолета. Правда, как и обещали разработчики, шум привлечет толпы ходячих. Поэтому большую часть времени приходится играть в этакий зомби-стелс: тихо красться на корточках мимо врагов, одним ударом ножа со спины отправлять их обратно в ад, бросать бутылки, чтобы отвлекать зомбаков.
А когда вас все-таки заметят (недруги не только хорошо слышат и видят, но и способны учуять запах героя, если тот долго сидит на одном месте), лучше всего бить мертвецов чем-нибудь острым и холодным по лицу, а не истерично палить из «огнестрела». Потом в руках Дерила появится его фирменный арбалет, и ему уже не придется так часто прятаться и ходить на корточках. Все оружие при этом имеет разные характеристики. Кувалда, например, убивает быстрее, чем мачете, но и времени на замах потребуется больше.
На месте и обещанное выживание. Игрок в Survival Instinct не существует в вакууме. Наоборот — он является лидером группы выживших, которые путешествуют на машине по провинциальной Америке в поисках убежища. Одни компаньоны присоединяются по сюжету, на других можно случайно наткнуться (или услышать зов о помощи), исследуя локации, и взять с собой. Или не взять. Ведь в машине может банально не хватить места. Поэтому периодически выпадает шанс найти более вместительное авто.
Хотя важнее, чтобы машина расходовала меньше топлива. Ведь бензин — это первое, что нужно группе, иначе до следующего пункта назначения можно просто не добраться. Пол-игры мы собираем канистры с топливом и каждый раз выбираем, по каким дорогам ехать — по шоссе, улицам или проселкам. Это влияет на расход бензина, шанс поломки (придется остановиться и искать запасное колесо на стоянке, полной зомбаков) и шанс найти припасы. Последние — это вода и еда, восстанавливающие здоровье. Кроме того, нужны боеприпасы, потому что патроны имеют свойство заканчиваться.
Игра разбита на миссии, и почти всегда после выполнения основной цели на Дерила наваливаются толпы ходячих.
Все это можно найти по мере прохождения сюжетной миссии. Главное, чтобы влезло, ведь количество мест в инвентаре строго ограничено. Кроме того, нужно отправлять выживших на поиск ресурсов. Только предварительно лучше их вооружить — чем крепче человек и лучше его средство защиты, тем больше шанс, что он вернется целым и невредимым. Иначе придется тратить дефицитные пайки и воду на восстановление здоровья. У каждого выжившего есть своя биография и свои плюсы и минусы: один лучше управляется с винтовками, другой — с дробящим оружием, один крепче, другой слабее. И все это нужно учитывать, когда решаешь, кого брать с собой, а кого нет, на кого тратить ресурсы, а кого фактически приговорить к смерти.
Бойся и выбирай
Все это, согласитесь, вполне соответствует духу оригинала. Более того, сюжет, рассказывающий предысторию братьев Диксонов, периодически генерирует сцены, достойные телесериала. Уже в первые пять минут игры отца братьев пристрелят собственные дети — чтобы не дать ему, покусанному мертвецами, превратиться в зомби. Когда вы крадетесь по госпиталю или убегаете от преследующих вас мертвяков, нервно запирая за собой двери, Survival Instinct вызывает настоящие, сильные эмоции, как в хорошем хорроре.
Наконец, тут есть тот самый непростой моральный выбор, который стал фирменной чертой «Ходячих мертвецов». Кого из соратников бросить на произвол судьбы — это лишь цветочки. Есть вещи и посильнее. В том же госпитале Дерилу придется решить, оставить на верную гибель человека, молящего о помощи, или поверить словам безумной докторши, что эта жертва спасет миллионы. И даже во время переезда из пункта А в пункт B вас могут поставить перед выбором — остановиться и помочь жертве зомбаков, потеряв определенные ресурсы, или нет.
Самое важное, что, находясь в этой атмосфере постоянного дефицита бензина и припасов, ты вскоре начинаешь понимать, что сам потихоньку превращаешься в тех героев сериала, которые в подобных случаях выбирали «нет». Согласитесь, это определенная удача разработчиков.
Выжить в такой ситуации намного проще, чем кажется.
Кина не будет
Так что же тогда не так с The Walking Dead: Survival Instinct? Во-первых, конечно, игра пала жертвой завышенных ожиданий. Мы уже видели адвенчуру по «Ходячим мертвецам» в исполнении Telltale Games. После этого смотреть на Survival Instinct почти физически больно. Откровенно устаревшая графика, неудобное управление, из-за которого прямо во время схватки с зомби персонаж вдруг залезает в меню выбора оружия, сделанные методом «копипаста» локации, где нужно снова и снова искать запасное колесо и канистры с бензином…
Экшен получился откровенно неказистым, сносно здесь работают только стелс (да и тот — с оговорками) и арбалет. Полно в игре и условностей — например, когда мертвецы хватают героя за грудки и тянутся к нему, чтобы сожрать мозги, активируется простенькая мини-игра, позволяющая одного за другим прикончить хоть десять, хоть двадцать ходячих…
Но важнее другое. От игры по телесериалу, тем более такому, ждешь кинематографичности, зрелища и режиссуры. Здесь же — примитивная постановка, примитивные диалоги (лишь обаяшка Мерл иногда зажигает), нераскрытые характеры выживших, которые, вступив в группу, так и остаются бессловесными болванчиками в меню. А сюжетными заданиями тут выступают те, что обычно относят к побочным в какой-нибудь стандартной RPG, — собери пять коробок петард, найди три канистры, мешок с едой. Дополнительные квесты в Survival Instinct, кстати, тоже есть, и они точно такие же…
С другой стороны, если рассматривать все это не как тот яркий, киношный экшен по известному телесериалу, на который многие надеялись, а как такую суровую, простоватую, но зато честную игру о выживании, то отношение к Survival Instinct чуть теплеет. Но и тут опять же возникают вопросы. Во-первых, в Dead Island при наличии таких же примитивных квестов все было в разы красивее, интереснее и эффектнее. Во-вторых, в Survival Instinct для сурового «выживастика» слишком мало свободы: лишь иногда нам дают выбрать, куда ехать. Наконец, сам survival-элемент во многом пришит к происходящему белыми нитками. Зачем посылать товарищей на поиски ресурсов и тратить на них припасы, если главгерой и так может все это найти во время сюжетных миссий и многочисленных незапланированных остановок по пути? И почему оружие не ломается, даже если вы всю дорогу бьете зомбаков одним и тем же ножом или мачете?
Некоторые сцены почти дословно повторяют события телесериала.
The Walking Dead: Survival Instinct изначально была обречена на сравнения с «Ходячими мертвецами» от Telltale Games. И на этом фоне игра Terminal Reality, конечно, выглядит бедной родственницей. Снятая по мотивам телесериала, она не радует ни сюжетом, ни режиссурой — в ней нет, собственно, кино. Понятно, что авторы напирали на другое, и у Survival Instinct действительно припасены собственные аргументы. Но их трудно разглядеть за неказистой графикой, повторами, условностями, недоработками и однообразием, которое в итоге неумолимо наваливается на вас, как упрямый и тупой зомби.
Плюсы: изредка игра превращается в настоящий хоррор; моральный выбор; survival-элементы. Минусы: устаревшая графика; примитивная постановка; унылый экшен; повторяющиеся задания и локации; однообразные квесты.
Хм, а мне даже понравилось. Такому говну, как Масс Деффект изумительно ставят, а вполне неплохой поделке на пару вечеров — сразу мусор. Ладно бы еще проходняк, а так считаю, оценка сильно занижена.