Помню свои ощущения после просмотра самого первого трейлера Sniper Elite V2. Небольшой ролик, в который уместился ровно один выстрел американского снайпера — но какой выстрел! «Одна пуля может изменить ход истории»… И тут же показывалось, как именно она это делает — в замедлении ломая позвоночник немецкому офицеру-танкисту, неосмотрительно высунувшемуся из башни «Тигра». Пересматривать трейлер можно было бесконечно — уж настолько круто все это выглядело.
Технология X-Ray, благодаря которой можно было рассмотреть в мельчайших подробностях, что происходит с вражескими потрохами в момент попадания, обещания соорудить самую что ни на есть реалистичную баллистику, не забывая про сюжет и приличную графику… Да что еще для счастья надо? Ребята из Rebellion так бодро начали, что просто обязаны были сделать не игру, а конфетку.
«Совершенно секретно»
Вторая мировая подходит к своему завершению. Наши войска добивают остатки фашистов в столице Германии, а союзники завершают блокирование беспорядочно отступающих гитлеровцев. Берлин будут брать части Красной Армии, но не всех наших западных друзей это устраивает. Дело в том, что в городе еще остаются те немногие авторы ракетного проекта нацистов, что до сих пор не сдались в плен (тем войскам, что западнее Эльбы, разумеется). Где конструкторы — там и их разработки, и никак нельзя допустить того, чтобы все это богатство досталось Советам. Союзники (пока еще без кавычек) понимают, что после Победы на горизонте маячит новая война — и победитель в ней не в последнюю очередь зависит от того, кому достанутся секреты поверженной Германии.
Вот он, наш герой. Да, я знаю, что оконный проем — далеко не самое подходящее место для снайпера. Но игра позволяет и не такое пренебрежение к выбору позиции.
Поэтому необходимо уничтожить тех ученых, что не успели или не захотели перейти на сторону американцев. Выполнение этой нелегкой миссии возложено на одного-единственного бойца, который и белку в глаз положит, и с взрывчаткой обращаться умеет, да и вообще — один целого полка стоит. О том, долго ли протянет одиночка во вражеском городе, в котором вовсю идут бои, создатели игры, видимо, не задумывались.
Не будем обращать внимания на подобную бредовую завязку сюжета (что касается бреда, то у нас еще все впереди) — происходящее вполне укладывается в канву боевиков о герое-одиночке, который самостоятельно уничтожает тысячу-другую вражеских солдат, попутно спасая мир. И пока людям нравятся подобные сюжеты — что же, придется нам всем лицезреть их на экранах мониторов, телевизоров и кинотеатров.
«Суперменство» — это, конечно, хорошо, но что касается реалистичности и исторической достоверности, то здесь ни то, ни другое и не ночевало. И дело даже не в том, что один солдат валит врагов пачками, выходя невредимым из любой передряги. Как показала история той же Второй мировой, и не такое бывает. В пример можно привести историю Александра Удодова, повторившего подвиг своего тезки Александра Матросова, но умудрившегося остаться в живых. Если делать игру о снайперской элите той войны, то в главной роли должен быть советский или немецкий стрелок — союзникам до успехов двух ведущих снайперских школ было очень и очень далеко. Но тут уже вступают в дело законы рынка — видимо, тому покупателю, на которого ориентируется издатель, милее выдуманный герой с выдуманными же подвигами.
Ну как же без излюбленного развлечения всех шутеров о Второй мировой: в главной роли MG-42 и пара отделений фашистов.
Голливудская война
Сразу скажу, что я считаю себя любителем «хардкорных» игр. Реалистичность происходящего, минимум условностей и «клюквы» — вот что мне по душе. И Sniper Elite V2 я заинтересовался в первую очередь из-за обещанной достоверной баллистики и тактики снайперского боя. Тщательный выбор лучшей позиции, маскировка, принцип «один выстрел — один труп». Хотелось верить, что все это будет, но «получилось как всегда».
Игра преподносит сюрприз за сюрпризом. Я и не знал, что дистанция снайперского боя, оказывается, не больше 300 метров. Да и это расстояние до цели скорее исключение из правил — обычно стрелять приходится на 100 — 150. Казалось бы, тут и целиться-то нечего — наводи перекрестие прицела точно в голову да жми на спусковой крючок. Поправки на ветер и дальность практически не нужны — расстояния не те. Ан нет, извольте задирать прицел чуть ли не на полфигуры вверх, если цель находится дальше сотни метров. Настильность у пуль такая, что возникает ощущение, будто стреляешь не из здоровой винтовки, которая с километра пробивает каску вместе с содержимым навылет, а из какого-то пистолетика. Смешно, но реалистичнее играть с выключенной баллистикой, чем с той, что предлагают разработчики.
Про маскировку можно сказать только то, что если она и есть, то очень и очень странная. Вас либо видят сразу и все, либо не видит никто. Противник зачастую не реагирует на громкий топот солдатских сапог в десятке метров от себя, зато всегда услышит звук падения камня, брошенного главным героем для отвлечения внимания. Пресловутый стелс с тихим отстрелом противников из пистолета с глушителем и обходом укрепленных позиций превращается в фарс: можно проползти вплотную к фашисту, а он вас и не заметит. К тому же «коридорный» дизайн уровней не позволяет разгуляться фантазии — выбор невелик. Эх, сюда бы открытый мир, как в Operation Flashpoint…
Прямо в сердце. После просмотра подобных сцен понимаешь, насколько же беззащитна плоть против маленького кусочка металла.
Кстати, о противнике: странные здесь ребята воюют. Вражеские бойцы отличаются прям-таки бесшабашной храбростью. Могут встать посреди улицы в полный рост и начать стрелять из автомата, не озадачиваясь поиском укрытия. Снайперы еще круче. Оказывается, лучшая позиция для стрельбы — это стоя на крыше, да так, чтобы на фоне неба был хорошо заметен силуэт «меткого стрелка». Дальше — больше. Танки, взрывающиеся от попадания в крышку топливного бака (я молчу о том, что баки эти — дополнительные, использовались только на марше, но никак не в бою), «богатые» трофеи — каждый вражеский солдат брал с собой 5-6 патронов только для того оружия, которым пользуется главный герой…
Это что угодно, но не игра про снайпера. Sniper Elite V2 — обычный боевик на тему Второй мировой со всеми присущими жанру штампами, разве что винтовка с оптикой здесь в приоритете. Где берущие за душу сцены в стиле Brothers in Arms? Где, в конце концов, динамика и захватывающие скриптовые сценки первых Call of Duty? Не война, а комедия.
«Второй фронт»
А вот от того, что в качестве противников будут наши с вами соотечественники, совсем не весело. Боюсь показаться старомодным, но игра про красочный отстрел советских солдат в Берлине — вовсе не то, чего я ждал в преддверии праздника Победы.
Я бы еще мог понять, если бы игра была о немецком снайпере — война есть война, на ней и такое было. Но почему в солдат Красной Армии (в ушанках и с огромными звездами вместо кокард — стереотипы, куда уж без них) стреляет их же союзник? Главный герой не делает различий между немцами и русскими — ему все равно, кого убивать. Как по мне, все это не что иное, как кощунство и неуважение к нашей общей истории. Видимо, мало кому интересно, как все было на самом деле. В угоду разнообразию можно пожертвовать и исторической достоверностью. А ведь найдутся и такие, кто будет думать, что «все так и было».
Да, еще один штришок — благодаря DLC мы узнаем, что Гитлера на самом деле убил наш протеже. Советские солдаты будто бы и ни при чем.
С главным героем трудно поспорить — модификации «трехлинейки» используются в качестве снайперского оружия до сих пор.
Лики смерти
Нет, я не забыл про главную «фишку» Sniper Elite V2. Да-да, речь о той самой «рентгеновской камере», которая показывает все повреждения, наносимые пулей, когда та вгрызается во вражеское тело. Вот тут стоит отдать должное разработчикам — что касается этого аспекта игры, то придраться не к чему. После особо меткого выстрела время замедляет ход, а камера сопровождает пулю, в самых выгодных ракурсах показывая все то, что она вытворяет внутри такого хрупкого человеческого организма. Честно говоря, порой становится не по себе — уж настолько реалистично все выглядит. Крошатся кости, рвутся сосуды и органы, лопаются глаза… Все это не скрипты и не записанные загодя анимации — каждая смерть уникальна. Учебник анатомии отдыхает.
Можно попасть в гранату, которые таскает с собой на ремне каждый второй противник. Взрыв получится на загляденье — с «рентгеном» и в замедленном времени. Не менее впечатляюще выглядят и взрывы при попадании в заранее установленный заряд взрывчатки и упоминавшийся уже топливный бак танка.
Если оставить в стороне рассуждения о реалистичности, то стоит признать, что с технической точки зрения все сделано отлично: и графика, и звук на высоте; разве что назойливую музыку хочется выключить с первых минут игры.
И все же недостатки перевешивают. Одной системы X-Ray, какой бы зрелищной она ни была, мало для того, чтобы назвать SEV2 отличной игрой. Через час-другой замечаешь, что обещанный эпик о нелегком снайперском ремесле превращается в унылый тир, а сцены убийств и прочие красоты приедаются. Все достоинства, что есть в игре, можно увидеть в демо-версии. Релиз же ничего нового не даст — разве что сомнительную радость вволю попалить по советским бойцам да возможность собственноручно подстрелить Гитлера.
Вражеские снайперы чуть ли не самая легкая добыча. Еще бы, с их-то умением маскироваться.
А ведь на первый взгляд действительно конфетка. Только вот под красивой оберткой в виде «рентгеновской камеры» — пустышка. Кампания поддерживает интерес только первое время, а потом все скатывается в однообразный отстрел тупых до невозможности противников. Не спасает от скуки и сетевая игра — вид от третьего лица убивает сам принцип противостояния снайперов. Игра за этих бойцов в Red Orchestra 2 выглядит куда реалистичнее и захватывающе, чем происходящее в Sniper Elite V2.
Снайпер элитный — а все пули в «молоко»…
Плюсы: сцены с использованием X-Ray выше всяких похвал. Минусы: «коридорный» дизайн уровней; не самый умный ИИ; непонятная баллистика; однообразие действия.
Телепень пришелепкуватий, це не моя країна, москалю ти тупий!!! Клав на тебе та твоїх москалоловерів 100500 патиків! === А про коротку розмову, гамнюк малолітній, ти мені на Поділлі розповіси, якщо приїдеш!
Да, еще один штришок — благодаря DLC мы узнаем, что Гитлера на самом деле убил наш протеже. Советские солдаты будто бы и ни при чем. Какбэ советские солдаты действительно не при чём, всю работу сделал старый добрый мышьяк (ну или что там у Гитлера в шкафчике завалялось).
в ней можно убивать русских =) «совецких» солдат
Не стоит делать из личной неприязни обзор!
И так сг дохнет в игрозорах (переезд на лайвки печалит: ненормативная, неподготовленая молодежь стримит стремает), так вы ещё и портите…
Предзаказ на «минус»? Признайтесь…
Только чесно!