Naval War: Arctic Circle: Обзор

Шведский издатель Paradox Interactive, специализирующийся на исторических стратегиях, ежегодно выпускает «хардкорные» проекты. И хотя особенной популярности они не снискали, занимать нишу игр для узкой аудитории игроков им удается с лихвой. Такие серии, как Europa Universalis, Hearts of Iron, Crusader Kings и Victoria, у многих сегодня на устах. Поклонники той или другой стратегии уже давно сплотились в большие сообщества. Именно для них трудятся партнеры Paradox Interactive, создавая большие глобальные проекты с детализированным игровым процессом, системой статистики и дипломатии. Издатель держит марку, выпуская действительно редкие качественные продукты. В этот раз «парадоксы» представляют результаты трудов команды разработчиков Turbo Tape Games из Норвегии, собравшихся возродить идеи классических варгеймов 90-х годов.

Подглядывая в прошлое

Кому-нибудь знакома глобальная стратегия Harpoon? Ее первая часть была выпущена в 1989-м году. В те времена она завоевала всемирную популярность среди консольщиков. Вряд ли наши читатели могут знать что-то о ней, а вот последующие Harpoon 2 1994-го года и Harpoon 3: Advanced Naval Warfare 2003-го могут оказаться вам знакомы. В основу данной серии входил тренажер для воспитания тактиков среди военных офицеров блока НАТО. Ушедшая в массы его развлекательная версия также представляла большое количество реалистичных возможностей. В роли главнокомандующего армией подлодок, эсминцев, авианосцев и самолетов игроку необходимо было решать сложные стратегические задачи в разведке, радиолокационном соперничестве и непосредственно в самом сражении. Каждая боевая единица несла тактические виды вооружения, но исключала использование ядерных боеголовок, что превращало современную виртуальную войну в полигон для настоящего военного мозгового штурма. Именно данный проект взят за эталон студией Turbo Tape Games при создании варгейма Naval War: Arctic Circle.
Naval War: Arctic Circle цепляет не северными морскими пейзажами, а глубиной проработки тактического боя.

Кстати говоря, сам принцип разработки очень похож на ситуацию с симулятором подлодки Silent Hunter 4, в котором был снижен порог входа, упрощено управление и основы геймплея по сравнению с третьей частью. Именно это произошло и с серией Harpoon, которая оказалась в свое время слишком сложной для игроков, что негативно отразилось на ее популярности. Так, возрождая игру в лице Naval War, разработчики аккуратно ее упростили. Для сохранения «хардкорности» проекта требовалась осторожность. Итог, впрочем, оказался не таким радужным — до намеченной цели норвежцам пока еще очень далеко, хотя путь они держат в верном направлении.

В Naval War следует начинать играть с прохождения нудного обучения, столь нелюбимого поклонниками быстрого входа в игру. Но нужно честно признаться, что если вы в стратегиях уже матерый специалист, то учебники можно отложить в сторону, поскольку в режиме кампании подсказки даются с завидной регулярностью. Да и в целом интерфейс вполне удобен: фактически все время вы играете в режиме 2D на глобальной карте, раздавая приказы «юнитам». 3D-режим прикладывается в качестве визуального разнообразия и не несет никаких функциональных возможностей. Простая визуализация, которую можно отключить в настройках. Периодически придется копошиться в толстенном мануале, прилагаемом к игре. Глубоко проработанный мир зачастую создает сложности на пути знакомства с ним. И здесь кроется первый минус игры — мотивация слишком слаба, чтобы сразу кидаться в долгое изучение основ. Ни хлеба вам, ни зрелищ, а лишь долгая и нудная дорожка сквозь обучение ради сомнительного удовольствия уделать врага хитроумными маневрами на тактической карте. Ведь все точно так же было и в случае с серией Harpoon, которую сами разработчики именно за это и критиковали. Наверное, это здорово — наступать на те же грабли, еще указывая на них пальцем.
Плотным строем мы отправляемся в район дислокации вражеской базы.

На пороге Третьей мировой

Как только завершается ознакомление со всеми инструкциями и учебниками, разработчики предлагают окунуться в вымышленный военный конфликт 2030-го года между двумя крупнейшими мировыми конкурентами — блоком НАТО и Российской Федерацией. Столкнутся они в противостоянии за скрытые под толщей воды и льдов Арктики ценные ресурсы. Конечно, вы просто не могли об этом не слышать. До намеченного исчерпания мировых запасов нефти и газа остается не так уж много времени, поэтому лидеры крупнейших стран начинают отстаивать свои исторические права на владение территориями когда-то ничейной Арктики. Примечательно, что в НАТО отображены самые разные страны, включая США, Канаду, Великобританию и почти все скандинавские государства. Как и обещали разработчики, Россия не выставлена врагом демократии и главным агрессором на планете. Сюжет при этом периодически все-таки обрисовывает картины дерзкого нападения русских на безобидные конвойные и транспортные суда в северных водах Мирового океана.

Сюжет в Naval War не главное. Здесь в основе основ сам игровой процесс. История помещается в десяток коротких брифингов, демонстрируемых перед началом долгих миссий в виде печатной газеты. Каждая миссия требует от одного до нескольких часов реального времени на ее прохождение. Определенно точно эта стратегия только для терпеливых игроков. Нет, разработчики предусмотрели перемотку времени, но процесс планирования требует очень неторопливого подхода. Особенно это остро ощущается на первых порах, когда приходится сравнивать характеристики каждого представленного в игре самолета, корабля или подлодки. А ведь они включают десятки спецификаций и функциональных возможностей, применяемых в зависимости от складывающейся ситуации. Например, для авиаразведки мы используем большие высоты, чтобы охватить больший радиус радиолокационного исследования. А для атаки высоту нужно снизить. И это необходимо проделывать с каждым самолетом в отдельности. Для морских «юнитов» — уже свой набор хитростей, и так далее.
Чем лучше проведена разведка, тем больше шансов на хороший план.

Задания, стоит отметить, разнообразные. Защитить рыболовецкие суда от враждебных сил, предотвратить высадку десанта в заповедной зоне, блокировать порт, разведать основные позиции врага — с каждой новой миссией разработчики подсовывают нам все более сложные задачи. Ваши победы или поражения не пропадут в файлах сохранений на компьютере. Игра ведет свою статистику, которая здорово поможет или, возможно, помешает в мультиплеере. Коллективная игра через Интернет в таких условиях, когда вы Адмирал и вольны действовать на свое усмотрение, превращает сражение с живым соперником в настоящее представление. Это вам не ArmA, где все заскриптовано, и не Battlefield с бесконечными подкреплениями. Здесь именно вы командуете подкреплениями, вы решаете пускать в ход подлодки или авиацию, только вы можете ставить цели перед своей армией, выстраивать ее в нужном порядке и выполнять маневры. Цель лишь одна — победа любой ценой; остальное зависит от смышлености игрока.

Война только для своих

При всех значимых достоинствах Naval War ее обособленность заставляет задуматься: а нужна ли сегодня столь «хардкорная» стратегия современным игрокам? Ведь вокруг столько альтернатив с замечательной графикой, сюжетом. Только недавняя тактическая стратегия Wargame: European Escalation показала замечательный пример того, как прекрасно может выглядеть в 2012-м году «хардкорный» варгейм на фоне красивейших игр ААА-класса. Но, как мы уже сказали, у Turbo Tape Games свой путь. Он заключается в том, чтобы как можно более правдиво смоделировать принципы ведения современной войны. Ведь она уже отличается от Второй мировой и вооружением, и целями, и самой тактикой борьбы. Поэтому привычные приемы, описанные в старых книгах, разработчики отправили на покой, демонстрируя собственный взгляд на Третью мировую. И в этом им помогают многочисленные фанаты тематики, которые на официальном форуме обеспечивают норвежцев информационной поддержкой, существующими характеристиками боевых единиц, делятся своим опытом.
Каждое сражение пропитано неожиданностями: только что ты был уверен в победе, как уже спасаешь остатки армии.

Naval War: Arctic Circle в данный момент изобилует проблемами с интерфейсом и порой намертво зависает, хотя это можно списать на недоработки предрелизной версии игры. Военно-морской тактический симулятор и RTS в одном лице без графических изысков и навороченных технологий — именно таким предстал проект перед игроками. Если во всем этом окончательно разобраться, то игра определенно точно порадует своего покупателя. Особенно это будет актуально для тех из вас, кому не чужды долгие вечера за тактическими боевиками или стратегиями. Однако не следует ждать от норвежской студии революции в жанре — это просто хороший представитель редких сегодня «хардкорных» игр.

Плюсы: «хардкорность»; огромное количество реально существующего вооружения и техники стран НАТО и России; симуляция радиолокационного и разведывательного оборудования; вертикальное пространство управления — от подлодок и кораблей до самолетов и баллистических ракет; возможность ведения невидимой войны стелс-вооружением; полный контроль над всей армией и отдельными «юнитами»; влияющие на бой погодные эффекты.
Минусы: крайне примитивная графика; сложное освоение для новичков; скудность канадского вооружения в блоке НАТО; не используется модель хотя бы простой экономики и ресурсов для обеспечения армии.

Другие новости

Комментарии

скудность канадского вооружения в блоке НАТО
Канада? Да они же даже не страна! (с)
Да, хардкорные проекты у них крайне матёрые, особенно в Crusader kings 2 меня затянуло, правда прикол с ордами, которые переходят на сторону игрока, крайне смущает и в конце-концов губит игровой процесс.
К сожалению, нашествие орд произошло перед появлением «одного из первых патчей», так что Ирландия захватила Ближний Восток, и начать возиться по новой я решил в другой раз.
Как всегда радует.
Игра хорошая, всем советую.
Все комментарии