В последнее время танковая тема обрела невиданную популярность — спасибо Wargaming.net с их World of Tanks. Сотни тысяч игроков по всему миру, турниры, огромное сообщество, которое позволяет игре развиваться, разработка новых проектов — успех оглушительный. Но есть и те, кто с насмешкой относится к популярности WoT, презрительно кривясь, когда «танки» называют симулятором. Что, мол, эти «казуалы» с их аркадкой возятся, когда есть настоящие танкосимы? Но если взглянуть правде в глаза, то понятно, что жанр танковых симуляторов постепенно вымирает. Поклонников, готовых тратить деньги (как правило, такие игры стоят дорого), немного, больших продаж в такой ситуации не обеспечить, бюджеты на разработку новых игр все меньше и меньше — в итоге достойных танковых симуляторов на данный момент почти нет.
Понятно, что в такой ситуации выход новой игры в этом жанре — настоящий праздник для немногочисленных фанатов. Совсем недавно такой праздник устроили разработчики из Graviteam, выпустив Steel Armor: Blaze of War.
Оперативная фаза. Моим разбросанным по всему фронту войскам будет нелегко справиться с превосходящими силами противника.
Командирская стезя
Это не первый танковый симулятор от команды украинских разработчиков. Ранее они выпустили «Т-72 Балканы в огне» и «Стальную ярость». Потом был отличный варгейм Achtung Panzer с не менее замечательным дополнением Operation Star, от которых SABoW в наследство достался игровой движок, поэтому вряд ли «Оскал войны» можно назвать чистым танкосимом. Это скорее смесь тактики и симулятора, поэтому тем, кто незнаком с предыдущими играми Graviteam, будет довольно тяжело разобраться что к чему. Новичкам лучше всего заранее проштудировать совсем немаленький мануал и настроиться на весьма «хардкорный» игровой процесс.
Отдельных «благодарностей» заслуживает «Новый диск», издатель Steel Armor. Несмотря на то что танкосимы ориентированы на очень узкую аудиторию и поэтому продаются, мягко говоря, не очень, рекламы игры не было вовсе. Хотя ничего не мешало, к примеру, пропиарить симулятор среди огромного сообщества игроков WoT. Даже если потенциальный покупатель каким-то образом узнает об игре, у него появится серьезная проблема. Цифровой версии нет, обнаружить диск в магазине — большая удача. Остается «нелегкий» выбор между покупкой английской версии на малоизвестном среди отечественных игроков сайте и торрент-трекером, который давно в закладках. Понятно, что выберет большинство. Судя по всему, хорошие продажи «Стального удара» не в приоритетах издателя.
Просто «покататься и пострелять» не получится. Даже режим «Быстрого боя», который, собственно, для этого и создан, поначалу напрягает обилием настроек и количеством времени, которое необходимо потратить для того, чтобы наконец сгореть от неведомо откуда стреляющего врага. В основном игровом режиме, «Операции», все еще интереснее. Каждая кампания разделена на две фазы — тактическую и оперативную. Оперативная фаза — эдакий пошаговый варгейм с передвижением фишек-взводов на игровой карте. Тут есть время подумать, каким образом будем бить противника, как сгруппировать силы, где провести разведку… И только когда вражеские войска столкнутся с подчиненным игроку подразделением, можно будет убрать генеральскую карту в планшет и самому забраться в боевую машину.
Командир и наводчик убиты; если повезет, то водитель сумеет вывести танк из-под огня. Хорошо, что в любой момент можно переключиться на другую машину взвода, — иначе многие бои заканчивались бы после первого попадания.
Но и в тактическом режиме чистого симулятора не будет. Игроку придется управлять не только своим танком, но и другими машинами взвода — а если не отключить соответствующую настройку, то и всеми отрядами, которые попали в этот бой. Конечно, можно предоставить ИИ возможность воевать самостоятельно, а самому действовать в одиночку, но победить в таком случае вряд ли получится. Танк игрока в «Оскале войны» ничем не отличается от других «юнитов» — никаких поблажек не ждите. Поэтому лучше все-таки взять в свои руки управление не только одним танковым взводом, который зачастую мало что решает в большом сражении, но и остальными войсками.
Бои местного значения
Выглядит немного странным выбор времени и места действия игры. Это не Вторая мировая, успевшая, если честно, многим надоесть, не ближайшее будущее с какой-нибудь вымышленной войной между США и Россией или Китаем и не современные конфликты на Ближнем Востоке. В «Стальном ударе» все куда прозаичнее. Действие всех трех кампаний происходит в 80-х годах прошлого века. Операция в Афганистане, где игрок командует советским танковым взводом, больше напоминает тренировочный режим — у противника только пехота. А вот в Анголе и Иране уже настоящие битвы с применением всех родов войск, в том числе и авиации.
Ирано-Иракская война и гражданская война в Анголе малоизвестны отечественному игроку — если он не военный историк, конечно. Кажется, какая, в сущности, разница, где и с кем воевать, — не ради сюжета же в танковый симулятор играют? Все верно, но из выбора места действия игры вытекает один существенный минус Steel Armor. Дело именно в месте, а точнее — в местности. Почти всегда придется воевать на ровной как стол поверхности — ни тебе каких-либо значимых высот, ни лесов, строений тоже минимум. Да, все достоверно: сложно ждать от иранских или ангольских полупустынь чего-то другого; но играть из-за этого не столь интересно — хочется все же более пересеченной местности.
Вид на внутренности М60 с места заряжающего. По сравнению с Т-62 американский танк выглядит ультрасовременно, что, впрочем, никак не гарантирует превосходства в бою.
С другой стороны, движок позволяет создать практически любую военную операцию, происходившую в богатом на войны XX веке. Судя по обсуждению на форумах, многие не отказались бы от продолжения Steel Armor в новом сеттинге, с уже современными танками. Правда, разработчики на тех же форумах довольно скептически относятся к подобным предложениям. Мол, современная техника еще не полностью рассекречена, что помешает полноценно воссоздать ее в игре, а делать «отсебятину» не хочется.
Броня крепка
Доступных для игрока машин всего две — Т-62 советского производства и американский М60А1. Столь малое количество управляемых моделей компенсируется их качеством. Реалистичные приборы наблюдения, анимация работы экипажа, отображение повреждений — все это выглядит отлично, хотя на виртуальных танкистов явно пожалели полигонов. Воюют эти два танка совершенно по-разному, как и было в реальности. У М60 есть дальномер, который автоматически определяет расстояние до цели, а экипажу Т-62 приходится высчитывать дистанцию по старинке — с помощью делений на прицеле. Зато у отечественной машины есть стабилизатор орудия, поэтому если уж обнаружили врага, то вряд ли потеряете его из виду.
Играть интересно на обоих танках. И что удивительно, не так уж и сложен этот симулятор, как кажется на первый взгляд. Почитать документацию, изучить прицелы (без этого никуда) — и вперед; а остальному можно научиться уже во время боя. И пусть придется часто погибать или отступать — подобные игры увлекательны даже тогда, когда победа достается противнику.
После боя. Видно, что в танк прилетело два ракеты из ПТУРа, которые сломали стабилизатор пушки, повредили боеукладку и убили командира и наводчика.
После окончания каждого сражения есть возможность изучить статистику. Сделано это немного необычно — с помощью свободной камеры летаем над полем битвы и рассматриваем, чем все закончилось. Попадания из любого оружия будут отмечены на технике с помощью специальных отметок-векторов с подробной детализацией — из какого оружия и куда попали, кто стрелял, к каким повреждениям привело попадание… Выглядит здорово, и я бы не отказался от такого режима в других играх, где есть бои с участием бронетехники, — всегда интересно, кто, кого и как подбил.
Очень не хватает сетевой игры, хотя бы кооперативного прохождения экипажем одного танка. Но пока разработчики намекают, что мультиплеер если и появится, то очень и очень нескоро. В наличии и другие недостатки — не самое удачное звуковое сопровождение; графика, которую вряд ли назовешь современной; частые вылеты и порой странная физика… Но глупо желать от столь небольшой студии всего и сразу. Со временем, если интерес к SABoW не утихнет, разработчики отшлифуют игру до идеального состояния, я уверен. А уж доводить дело до конца они умеют — достаточно сравнить Achtung Panzer сегодня и в момент релиза.
В этом ночном бою случились небоевые потери — утонувший танк пришлось бросить.
У Graviteam получился отличный симулятор, который будет интересен и тем, кто интересуется военной техникой и историей, и тем самым «хардкорным симуляторщикам», которые нос воротят от World of Tanks. Новичкам же лучше для начала познакомиться с Achtung Panzer — все-таки с ходу разобраться в SABoW, который и симулятор, и тактика одновременно, будет непросто.
Плюсы: подробная проработка техники; реализм; каждый бой не похож на другие. Минусы: баги; убогая озвучка; нет сетевой игры; дизайн интерфейса родом из 90-х.