Некогда амбициозная Spore поражала многим — беспрецедентным по детальности проработки редактором существ, честно смоделированной в реальном времени гигантской галактикой и, к сожалению, не менее огромной, чем эта галактика, скукой. В ней попросту нечего было делать, кроме как создавать все новых и новых странных тварей, по которым Кунсткамера плачет. Но амбиции и заложенный в игру потенциал не пропали бесследно. Студия-разработчик Maxis решила, что раз с глобальной стратегией не вышло ничего толкового, то имеет смысл сменить жанр и соорудить на немного измененном движке Spore дьяблоид под названием Darkspore. Подобный проект просто неприлично оставлять незамеченным, поэтому стоит разобраться, что же получилось в результате.
Генетический герой к бою готов!
Из прошлого с приветом
Начало игры достаточно банальное: наше альтер-эго вываливается из камеры анабиозного сна на летящем непонятно куда космическом корабле и, разумеется, ничегошеньки не помнит. Видимо, в ту камеру была встроена еще и функция лишения памяти. К счастью, долго мучиться от амнезии нам не придется. Все, что мы должны знать о прошлом, тут же приятным женским голосом поведает местный автопилот, иллюстрируя свою речь весьма красивыми роликами. Оказывается, наше склеротичное альтер-эго — один из последних выживших крогенитов, древнего народа, на пике своей мощи решившего сыграть в богов и создать идеальных существ с помощью экспериментов над ДНК. Поначалу им сопутствовал успех — были выведены пять видов, обладающих необычными способностями вроде управления природой и энергетическими потоками, поднятия нежити и многого другого в зависимости от типа генетического кода. Венцом работы стали так называемые «генетические герои» — необычайно могущественные твари, намного превосходящие своих соплеменников во всем, настоящие титаны.
Но, как это обычно и бывает, самоуверенные творцы в конце концов доигрались. Во время экспериментов с новой «экспоненциальной» ДНК была допущена ошибка, имевшая катастрофические последствия, и галактику поглотила темная спора — то ли болезнь, то ли биологическое оружие, то ли еще что, неузнаваемо уродующее живые организмы, порождая кровожадных чудовищ. Крогениты и их генетические герои ничего не смогли сделать — все их цитадели пали, и последние из некогда великой расы разлетелись по галактике в кораблях с криокамерами, чтобы в один прекрасный день проснуться и попытаться хоть что-то исправить.
Теперь, когда искусственные интеллекты кораблей завершили анализ происходящего и рассчитали стратегию борьбы с темной спорой, настало время для нашего вмешательства. На борту, помимо автопилота и пробудившегося крогенита, хранятся еще и останки генетических героев. Только эти титаны могут сражаться с порождениями темной споры на равных.
Темная спора изуродовала даже деревья.
Охотники на ДНК
Геймплей больше всего напоминает старушку Diablo. Глядя на персонажа с высоты, мы вырезаем сотни тварей в лабиринтах безумных планет и собираем иногда выпадающий генетический материал (в Darkspore ему отводится роль денег) и предметы экипировки. За уничтожение монстров крогенит получает опыт и растет в уровнях, что позволяет ему открывать новых героев и расширять ассортимент встроенного в судно магазина. Сами же герои в уровнях не растут, их можно усиливать только с помощью нового снаряжения.
Перед каждой миссией нам необходимо выбрать трех воинов. Сразу всех взять на поле боя не позволят — только одного, но как только потребуется, его можно будет заменить на любого из оставшихся (причем выходят они с тем запасом здоровья и энергии, который у них имелся на момент отправки в резерв). Каждый из подопечных обладает пятью уникальными навыками. Первый работает пассивно (например, призыв питомцев или лечащая аура), второй применяется при нажатии на левую и правую кнопки мыши (обычный удар оружием), а остальные с помощью клавиш 1 — 5. Почему от 1 до 5, спросите вы, ведь осталось всего три навыка? Дело в том, что третья способность персонажа становится доступна и двум другим. В результате у всех получается по семь умений — пять уникальных и два, которыми поделились соратники. На фоне той же Diablo скудновато, но при грамотном выборе бойцов арсенала вполне хватает, ведь герои в Darkspore совершенно не похожи друг на друга: долговязый пиромант кидается огненными шарами и пускает пламенные струи, паучиха высасывает души и стреляет ими во врага, каменный голем сотрясает землю и прекрасно держит удар за счет усиленной брони, а живое дерево призывает союзников и лечит. В команде нашлось место для нежити и роботов, зверей и элементалей, магов и прочих странных созданий — всего их несколько десятков, у каждого своя история и роль в бою. Также надо отметить, что герои получают повышенный урон от тварей одного с ними вида (нежить от нежити, роботы от роботов и так далее), так что приходится при формировании отряда внимательно смотреть, с кем предстоит столкнуться на задании.
Кампания в игре разделена на несколько частей, действие каждой из которых происходит на новой планете. Из заброшенной лаборатории мы отправляемся в мертвый мир нежити и мерзких паразитов, оттуда — в джунгли, кишащие дикими зверями и почему-то роботами, и так далее. В конце каждого этапа нас ожидает именной босс с ворохом ценных побрякушек. Все части внутри разбиты на несколько подуровней, за прохождение которых также дают призы — чем больше этих самых подуровней мы осилим, не выбирая награду, тем выше шанс получить в итоге экипировку лучшего качества, правда, выпадающую абсолютно случайно.
Мультиплеер предоставляет на выбор режим кооперативного прохождения кампании, очень веселый за счет возможности комбинировать героев, а также арену, на которой игроки могут померяться силами друг с другом. В компании с друзьями Darkspore расцветает — на привычных уровнях появляются новые твари, которых невозможно одолеть без посторонней помощи (например, чудовища, парализующие и медленно убивающие свою жертву), да и просто подбирать оптимальную команду для каждой конкретной задачи становится гораздо интереснее, чем в одиночку, потому как некоторые способности персонажей, усиливающие союзников, предназначены именно для «коопа».
Иногда игра выдает изумительно красивые виды.
Лаборатория доктора Моро
Но это все новинки, пора вспомнить и о том, что перед нами проект от создателей Spore. Достаточно зайти в раздел редактирования героев, чтобы увидеть наследие предыдущей игры Maxis. Фактически перед нами немного переработанный редактор из «Споры», подстроенный под нужды нового жанра. Функционал изменился, теперь нельзя преображать существ так, как вздумается — базовое строение тел постоянное, переделать паука в гуманоида не выйдет. Однако простор для творчества все равно остался, и немалый.
Предметы, покупаемые за очки ДНК и находимые на уровнях, как раз представляют собой всевозможные носы, уши, глаза, шипы, крылья, чешуйки, маски, антенны и тому подобное, только помимо чисто эстетического эффекта они еще и заметно усиливают тех героев, на которых прицеплены. Правда, порой они выглядят откровенно по-идиотски — как вам, например, паук в противогазе или боевой робот с кожистыми крылышками? Но с этим приходится мириться. Кроме универсальной экипировки есть еще и предметы, подходящие только одному виду ДНК (например, механические игрушки типа реактивных двигателей, которые можно повесить лишь на роботов), а также оружие, уникальное для каждого персонажа. Разумеется, не обошлось без возможности покрасить своих уродцев как душе угодно. И пусть лопнут глаза врагов при виде призрака веселой голубовато-розовой расцветки в горошек.
Также героев усиливают падающие с врагов разноцветные шарики-катализаторы — их нужно размещать в девять доступных ячеек (три строки по три ячейки). Если в какой-либо строке или столбце будут расположены катализаторы одного цвета, то их эффект будет усилен в полтора раза. Ну и не обошлось без стандартных капсул веселого синенького и зеленого цветов, восстанавливающих энергию и здоровье.
Робот-раскраска.
Darkspore — веселая и симпатичная игра, которую с удовольствием можно пройти один раз, украшая героев и истребляя сотни чудовищ, чтобы найти новое снаряжение и… конечно, опять украсить героев. Лучше всего делать это с друзьями, комбинируя способности персонажей. Но на «второй круг» вряд ли кто-то согласится — геймплей Darkspore слишком однообразен.