«Лужков тут ни при чем». Людмила Телень, российский журналист
Градостроительные симуляторы завоевали сердца геймеров во времена создания культа SimCity. Тогда, в 1989-м году, это был настоящий прорыв игровой индустрии, гениальное творение Уилла Райта (William R. Wright), принесшее великую славу компании Maxis. Популярность проекта стала основой рождения целой серии, посвященной прокладке автомобильных дорог, строительству домов и офисов, удовлетворению потребностей красочных виртуальных человечков. Эпопея гениальности фактически закончилась в 2003-м году, когда состоялся релиз SimCity 4. Важно отметить, что в нее до сих пор играют миллионы фанов по всему миру, о чем красноречиво свидетельствует процветающий интернациональный сайт Simtropolis.com, где пользователи создают журналы со скриншотами их виртуальных городов (например, Калининград), проводятся конкурсы с призами и, конечно же, выкладываются десятки и сотни дополнений.
Впоследствии в жанре периодически появлялись новички, но они лишь напоминали нам о существовании старой доброй SimCity 4. Например, в 2007-м вышла злополучная SimCity Societies, которая также создавалась в недрах Maxis, но она, как и многие другие представители жанра, попросту пародировала возможности «подлинной» SimCity и подавалась при этом под красивой оберткой: 3D-графика, громкое название. Однако куцый геймплей не способен надолго удержать наше внимание. Сегодня все поделки и вовсе стали не более чем частью истории без своих поклонников, а некоторые лишились даже своих официальных сайтов. Поэтому можно смело утверждать, что с 2004-го года не было ни одной действительно качественной разработки в этом жанре за исключением разве что Tropico 3, но она относится больше к симуляторам политиканов. Но одни энтузиасты все же предприняли попытку сдвинуть с насиженного пьедестала легенду.
Сегодняшнее коммьюнити SimCity 4 творит чудеса с игрой семилетней давности.
Мэра отшлепали за растраты
Настоящая звезда надежды для любителей побывать в шкуре мэра засверкала на небосводе в 2008-м году. Французские разработчики из Monte Cristo Games, немного известные по не очень популярной City Life, несостоявшегося «убийцы» SimCity 4, решили прыгнуть выше головы и снова попытать свое счастье на этом поприще, анонсировав многообещающий проект Cities Unlimited. Началось все с форума, где посетителям позволялось вести открытый диалог с сотрудниками компании по всем элементам будущей игры, начиная с общих вопросов, касающихся геймплея, заканчивая внешним видом виртуальных тротуаров. Это рождало ощущение всеобщей причастности к созданию идеального градостроительного симулятора — мечты фанатов SimCity. Масла в огонь подливали регулярные откровения в официальном блоге Monte Cristo с обязательным приложением красивых скриншотов и видеороликов.
Затем наступили времена перемен, сопровождающиеся сменой имени будущего хита в несколько неблагозвучное Cities XL и вроде бы не предвещавшим беды внедрением онлайн-режима. Теперь нам предстояло строить города на общей планете и торговать друг с другом, а за данное удовольствие требовалось ежемесячно платить. Тогда же в коммьюнити прозвучали первые нотки сомнения в успехе. Как ни странно, на этом цепочка разочарований еще только начиналась: практически перед самым релизом авторы начали активно рекламировать Cities XL, однако в списке ее особенностей было очень немногое из того, что обещалось годом ранее.
Оказалось, что девелоперы не воспринимали всерьез ни одного сообщения или пожелания со стороны участников официального форума. Тысячи предложений так и остались лишь в воспоминаниях и архивах сайта. Monte Cristo шла по неведомым путям в неизвестность, теряя приверженность фанатов и поддавшись единственному желанию заработать денег уже известным брендом. Все опасения подтвердились в октябре 2009-го года, когда игра появилась на свет, серверы были запущены, а первые зарегистрировавшиеся пользователи начали застраивать виртуальные планеты. Красивые виды в 3D, смена времени суток, возможность прогуляться по улицам возведенного своими руками города, полное отсутствие ограничений в строительстве дорог — ничто из этого не смогло спасти проект от неминуемой гибели. Cities XL задохнулась в своих амбициях по прошествии трех месяцев — сервера были закрыты в марте 2010-го года из-за очень низкого числа подписчиков и крайне опасного финансового состояния разработчика. Причина проста — было неинтересно, обещанное не реализовали, геймплей быстро надоедал. Все знакомые болезни коллег по цеху, проваливших задание «убить SimCity 4», здесь были налицо.
Быстро заселенные в предыдущей Cities XL планеты опустели спустя три месяца после релиза.
Новый мэр действует в соответствии с планом
Спустя несколько месяцев на страницах игровых интернет-изданий вновь звучит запомнившееся неудачами «Cities XL», но на этот раз с суффиксом «2011». Анонс прозвучал из уст другого разработчика — французов из Focus Home Interactive, купивших к тому моменту у Monte Cristo все права на проект. Очередная попытка воссоздать нереализованное или испытать свои силы в исправлении ошибок провальной, но готовой и отлаженной игры — это стало загадкой для всех. Тогда генеральный директор компании Седрик Лагарриг (Cedric Lagarrigue) заявил буквально следующее: «Мы хотим, чтобы у Cities XL было будущее. Несмотря на то, что она не смогла добиться успеха, она могла быть довольно успешна в Европе. Нельзя оставлять без будущего и коммьюнити, которое развивалось вокруг проекта все это время. Кроме того, мы убеждены, что серия оставит свой след в истории, как и было обещано в пресс-релизах первой части Cities XL. Поэтому Focus Home Interactive готовит продолжение. Что касается поклонников других градостроительных симуляторов — контент Cities XL 2011, его насыщенность и функциональность понравятся всем и каждому».
Снова череда обещаний, вновь старая песня о главном — достичь уровня популярности и продаж SimCity 4. И, как мы уже убедились на провалах подобных симуляторов, сделать это очень нелегко. Ключевой особенностью нового образа Cities XL стало полное отсутствие сетевого режима. И хотя интернет-соединение потребуется для запуска и регистрации, все признаки онлайнового функционала разработчики пообещали вырезать подчистую. Теперь никакого ажиотажа, работа с сообществом практически не велась, раскрутка бренда была намного менее масштабной, чем при Monte Cristo. Тихо и без шика 15 октября состоялся релиз Cities XL 2011 для Европы и США (а русскоязычный вариант совсем недавно выпустила компания «Акелла»), доделанного и включающего только «сингл».
Сити в естественной среде обитания Cities XL 2011.
Мэр утверждает бюджет
Cities XL 2011, безусловно, — одна из самых красивых игр не только среди конкурентов, но и вообще среди игр в целом, где есть столь огромные локации с большим количеством домов, улиц, автомобильного трафика, прохожих. Благодаря полноценному 3D мы вольны взглянуть на все это с высоты птичьего полета, либо «вселиться» камерой в прохожего или машину и понаблюдать за происходящими событиями в городе с видом от первого лица. Смена дня и ночи демонстрирует графические изыски обновленного движка, а анимированные люди дарят ощущение, что наш мегаполис живет своеобразной интересной жизнью. Строить и наблюдать за результатом своих трудов — это одно из местных развлечений виртуального мэра. И если в Cities XL это было чуть ли не основой всего, то здесь к прекрасной визуальной составляющей прибавляется масса расширенных геймплейных возможностей.
Перекочевавшая из предыдущего проекта система свободного планирования застройки выгодно отличается от клеточной в SimCity 4. Это позволяет нам придумывать совершенно непохожие друг на друга схемы дорожных развязок, повторять обустройство микрорайонов в существующем городе или просто создать свой способ размещения высоток, например, с видом именно на залив. В Cities XL 2011 была улучшена система поиска путей для транспорта и пассажирского потока от домов горожан к офисам, магазинам или заводам. Так, широкая трасса с шестью полосами будет приоритетнее для трафика, нежели узкая улица. Кроме того, если вы построите поликлинику или пожарную часть не в отдаленной и запутанной перекрестками улочке, а на трассе, пролегающей через весь город, то уровень влияния муниципального здания будет иметь больший радиус.
Взглянуть на виртуальную жизнь города можно с абсолютно любого ракурса.
Обещанные ранее в онлайн-режиме Cities XL и введенные теперь автобусы честно перемещают пассажиров по проложенным заранее маршрутам и установленным вручную остановкам. Действительно важная фишка в градостроительном симуляторе. У нас имеется возможность даже заменить подвижной состав в депо на маловместительные и недорогие микроавтобусы, либо пустить обычные рейсовые машины или даже двухэтажные вольготные рутмастеры. Еще одно серьезное нововведение, приближающее проект к легендарной Transport Tycoon, — железнодорожный транспорт. Точнее, здесь нам представлено только метро, которое строится либо под землей, либо по эстакаде. На деле присутствует ощущение, что его ввели на поздней стадии разработки. Во-первых, не хватает станций для наземных путей (есть подземные вестибюли с «дырявой» 3D-моделью, ее не изменили даже в патче), а во-вторых, не всегда понятно, что виртуальным жителям приоритетно — метро или автобусы. Вопреки логике, первое они почему-то используют гораздо реже, чем последнее.
Кроме того, отказавшись от онлайновых ограничений «сингла», авторы предоставили на выбор порядка 50 различных карт с отличающимся климатом, которые ранее были доступны сетевым подписчикам. Помимо общественного транспорта теперь имеются и все здания, разбавлена нововведениями экономика и торговля городов, детализирован интерфейс налоговой системы, добавлено большое количество мелочей вроде новой анимации или обновленных шейдеров. В отличие от предшественника, все возможности не сбоят. В остальном все как раньше: налоги влияют на спрос, торговля между городами открывает новые возможности дальнейшего роста и развития, а от вашей изобретательности зависит счастье граждан. И вот вроде бы Cities XL 2011 во всех отношениях идеальна и сбалансирована, однако спустя несколько часов стройки и планирования приходит осознание пугающих недоработок, скрытых за пеленой счастья и радости первых впечатлений.
Какое метро?! Элите нужны пентхаусы! (Всплывающее на экране сообщение для мэра.)
Постройка пожарной части помогла мэру не прогореть
Оказывается, что электроэнергию и воду развозят грузовики, которым все равно, где находится пункт назначения, даже если он на соседнем материке через океан. Оба ресурса включены в огромный список объектов купли-продажи, включающий также, например, самих горожан! Да-да, за то, что вы позволяете ездить трудягам на предприятия в соседний город, они обязаны вам платить деньгами или ресурсами. Это было бы логично для нефти или товаров, но ведь эти изъяны были на каждом шагу еще в годовалой давности Cities XL. Если вспомнить регионы в SimCity 4, то там граждане были вольны самостоятельно перемещаться между населенными пунктами, искать себе более привлекательное место для жизни или работы. Электроэнергию и воду нужно было передавать через ЛЭП и трубы — и только городам на границе и остальным по цепочке. При этом объемы перевозок и транзита ресурсов исчислялись конкретными единицами измерения. Подобное стремление к реализму чуждо для Cities XL 2011.
На первый взгляд логичное деление жителей на несколько сословий (необученные и обученные рабочие, исполнители, элита) кажется хорошей задумкой. Упрощается управление городом, поскольку мы наделены полномочиями планирования не только отдельных зон для каждого класса, но и отдельных вакансий для них. Чем выше класс, тем труднее ему угодить. Например, элита хочет селиться рядом с парками и рекреационными зонами, но при этом требует, чтобы поблизости были работа, хорошее медицинское обслуживание и образование, а еще лучше — курорт прямо под окнами их пентхауса. И в очередной раз мы натыкаемся на оплошность девелоперов, омрачающую видимость сбалансированности геймплея. Как бы это странно ни звучало, необученные рабочие не смогут стать обученными, построй рядом с ними хоть десяток школ. И наоборот, элита никак не сможет обеднеть. В SimCity 4, помнится, этот момент очень удачно реализовали: нижний класс мог стать средним, если район обустроить и создать в нем хорошие условия для жизни. А богачи сами искали те районы для проживания, где можно построить дорогой особняк и не бояться быть обворованным бедняками. Другими словами, в отличие от Cities XL 2011, там не требовалось выделять новые зоны — для повышения их привлекательности достаточно было лишь улучшить условия жизни.
Если вас не устраивает ваш город, обязательно поговорите с чайкой счастья!
По этой причине суть всего игрового процесса сводится к повторяющимся и однообразным действиям. Сначала строим город с низкой плотностью населения, сносим старые дома, на их местах ставим новые с высокой плотностью и так до тех пор, пока не упремся в границы карты, либо нехватку ресурсов. На этом все, game over, можно начинать строительство другого города. И нет здесь никаких событий, нет новостей, никто не выходит на митинги и забастовки, не происходят пожары, вагоны метро не падают с эстакад, машины не бьются в авариях. И все эти неувязки и недоделки раскрываются все чаще с течением игры. Многообещающая экономика находится вообще на втором плане: за все время развития деревни до мегаполиса можно вообще ни разу не заглянуть в раздел интерфейса «Налоги» с многочисленными ползунками — и жители при этом останутся счастливы, и казна в профиците.
И тут назревает вопрос: как при таком уровне внимания к деталям, почти идеальной системе прокладки дорог, неограниченных возможностях экономики не довели до ума, по сути, мелкие «ляпы», сводящие все на нет? Ответ известен одной лишь Focus Home Interactive. Но мы лишены сомнений в огромном потенциале этого симулятора. Возможно, в будущем разработчики выпустят громоздкий аддон с исправлением рассмотренных сегодня нами проблем. Хотя когда годом ранее вышла Cities XL, игру посчитали слишком рано рожденной на свет, но наделенной большим потенциалом. Удивительно, но после релиза Cities XL 2011 год спустя характеристика почти не изменилась. Только отказ от онлайна спас ее. Да, выглядит она чуть более совершенной, чем ее младшая сестра. Однако ей удалось выбраться лишь в полуфинал решающей схватки с SimCity 4, немного приблизиться к ней по своим возможностям и геймплею. И сегодня никто так и не будет спорить с утверждением, что место «убийцы» легендарного творения Уилла Райта пока еще вакантно.
Плюсы: новая попытка побороться с легендой в жанре градостроительных симуляторов —SimCity 4; превосходная 3D-графика; внимание художников и аниматоров к мелочам; свободная планировка строительных зон, почти идеальная система прокладки дорог и тоннелей метро; продуманная система общественного транспорта; исторические объекты; без онлайн-режима теперь нет ограничений «сингла»; вселяет надежду, что у игры есть будущее. Минусы: город самостоятельно не развивается, нет никаких событий или происшествий; движок не использует все имеющиеся ресурсы компьютера, из-за чего игра очень сильно тормозит даже на мощных системах; огромный потенциал экономики не востребован; нелогичные решения с ресурсами: жители в обмен на нефть — это сильно.
специально зарегистрировался на сайте чтоб выложить ето создатели статьи видимо не прошли игру иначе вложили бы в минусы жуткие баги (очевидно розрабы сами етого не сделали чтобы хоть както исправить) незнаю как в 2011 или просто cities xl но в 2012 присутствуют такие баги (от самых нижних мурашки по спине) 1 некоторые здания не распознают дорогу не (подключаясь к ней) пока что нашол 2 здания (среднее опытных и большое админов) 2 в торговли при достижении любого количества продажи ресурсов на деньги к примеру 1 000ед. при спадании ресурса деньги не отнимаются, таким образом построив здание которое даёт +35% к ресурсу вода можно продать воду удалить здание, а деньги останутся. Но при минусе в деньгах (торговля) всё обнуляется. 3 некоторые здания выходят за пределы строй площадки накладываясь на близь лежащие 4 жудко тупой баг — написано +35% к выс. техн. а прибавляется к воде, написано атомные исследования и тот же результат и так не один раз 6 так же просто не прибавляет % 5 исключения не исключаются (уникальное здание не можно построить не 1) + жалко что нельзя прокладывать наземные станции метро