Если кормить человека одним и тем же вкусным блюдом ежедневно в течение, например, года, к концу срока у едока выработается отвращение к продукту, каким бы прекрасным он ни был. Аксиома, понятная даже школьнику, не так ли?
Многие разработчики компьютерных игр, видимо, не знакомы с этим тезисом. Иначе зачем бы они стали «кормить» игрока пусть высококачественными, но одинаковыми эпизодами из раза в раз? Удивительно, но даже студия Telltale Games не смогла перебороть искушение. Новый детектив из серии CSI совершенно не скрывает своего родства с предыдущими выпусками.
Здесь живет убитая. Хм, похоже, в эту фразу закрался какой-то парадокс.
Несчастливая пятерка
Собственно, в строгом смысле слова Fatal Conspiracy — не адвенчура, а сборник адвенчур. Пять различных историй, вид от первого лица, скрупулезное и реалистичное воссоздание работы сыщика со всеми ее плюсами и минусами.
Все пять сюжетов вряд ли сделали бы честь Агате Кристи. Как бы ни захватывал процесс расследования, иллюзия под лозунгом «Я — настоящий детектив, я контролирую ситуацию» рассеивается, как только мы начинаем подбираться к финалу каждого дела. У нас действительно нет выбора. Нам не дано не только отправить за решетку или хотя бы арестовать невиновного, но даже подозревать кого-либо кроме преступника — чересчур все очевидно.
Да и круг потенциальных злоумышленников очень уж узок. Здорово, когда во время выяснения причин пожара в спа-центре внезапно обнаруживается, что в лечебной грязи была заживо запечена девушка. То есть не поймите неправильно: ужасно, конечно. Но с точки зрения сценария — хороший ход. Сколько догадок можно было бы выстроить вокруг этой истории, если бы подозреваемых не было всего двое. И если бы убийца не вертелся как уж на сковородке при любой попытке вступить с ним в контакт.
Впрочем, возможно, создатели игры просто пытались сохранить дух первоисточника. Детективные телесериалы редко могут похвастаться необычными сюжетами. Да и финалы часто «немного предсказуемы».
В некоторых ситуациях молотки начинают самостоятельно размножаться. Вот, еще один.
Отпечатки ляпцев
Геймплей тоже не особенно удивляет. Как и в прошлый раз, мы делаем всю ту рутину, которую, по идее, должны выполнять сотрудники уголовного розыска изо дня в день. Собираем отпечатки пальцев, пробы ДНК, изучаем следы и сопоставляем их с подошвами ботинок. Все это довольно-таки увлекательно само по себе и погружает в атмосферу работы полицейского ведомства. По первому разу.
А вот совершать те же действия в десятый раз — занятие не из лучших. Тем более что рутина и в самом деле оказывается рутиной. Неизменные мини-игры помогают определить совпадение отпечатков пальцев, химический состав веществ, сравнить между собой потенциальные орудия злодейского труда. Но это еще не самое неприятное. Хуже то, что сам алгоритм добычи улик никак не изменяется от дела к делу, равно как и тип этих улик. Из раза в раз мы ваяем слепки разбитых дверей, окон, сорванных замков. Снова и снова нам приходится снимать «пальчики» свидетелей и анализировать следы ботинок. Непонятно — неужели все убийцы настолько тупы, что не в состоянии хотя бы вытереть пол или разровнять за собой землю, зная, что на место преступления придут профессионалы сыска, для которых след — одна из главнейших зацепок?
Похожая ситуация и с кровью. Вот приходит полиция в офис к непосредственному начальнику парня, выброшенного с балкона. Дяденька изо всех сил пытается создать себе алиби. Так неужели ему невдомек, что окровавленная клавиатура компьютера — просто находка для следователя? И, главное, как, стоя в двух метрах от залитого кровью жертвы искомого устройства, он может на вопрос «что это за кровь?» отвечать что-то вроде «ой, не знаю, наверное, это из убитого вылилось».
Выражение «сесть на кактус» обретает новый смысл.
Люди и значки
С другой стороны, сцены допросов динамичны, драматичны и очень ярко характеризуют свидетелей. Каждый раз мы с нетерпением ждем момента, когда можно будет, наконец, перестать сравнивать молоток с разбитым стеклом и вызвать очередного подозреваемого. По крайней мере все эти ребята разные, друг на друга совершенно не похожи.
Не последнюю роль в деле очеловечивания персонажей играет мимика. В свежем выпуске детективных историй она так же прекрасна, как и в предыдущем. Мы сразу понимаем, что парикмахеру из первого эпизода страшно, он действительно сильно угнетен. А бизнесмен из второй истории — напротив, этакий крепкий орешек, который будет защищаться до последнего. Жаль, что выражение лица так часто выдает преступников с головой. Да, иногда проработка мимики бывает слишком хорошей.
Графика с «прошлого раза» не изменилась вовсе. Мы все так же изучаем вроде бы трехмерные локации, которые на самом деле трехмерны лишь частично. С определенных точек нам действительно доступен круговой обзор. Но, во-первых, далеко не со всех, а во-вторых, даже возможность посмотреть налево-направо не обеспечивает полной свободы перемещения, если нельзя поднимать и опускать голову.
Кроме всего прочего, окружающий мир не всегда дружелюбен и порой показывает свое истинное пиксельхантинговое лицо. Иногда приходится многократно осматривать зону со всех сторон и ракурсов, чтобы случайно наткнуться на крохотный волосок — важнейшую улику, содержащую ДНК преступника. И это печально. Ведь с точки зрения логики мы всегда понимаем, что нужно делать дальше. Если бы нам не приходилось обследовать каждый куст на предмет микроскопических улик, геймплей был бы совсем простым и интуитивно понятным.
Подозреваемый смотрит на нас как на… в общем, нехорошо смотрит.
Если на первый взгляд CSI: Fatal Conspiracy кажется ничем не лучше CSI: Deadly Intent, то при ближайшем рассмотрении становится ясно: новый набор историй существенно уступает прошлогоднему. Гораздо менее интересный сценарий в сочетании с уже слегка приевшимся геймплеем надежно выводят игру из списка удачных адвенчур 2010-го года.
я не понимаю зачем играть если можно все посомтреть и если уж делать игры на такие темы то не от лица полиции а от преступника я думаю это будет интересней
не читал но картинок с комментами достаточно