Sam & Max: The Devil's Playhouse: Обзор
Когда речь заходит об атаке клонов, что первое приходит на ум? Конечно, «Звездные войны» и «Матрица». Очевидно, именно эти блокбастеры и вдохновили умельцев из
Telltale Games на создание четвертого эпизода эпопеи о Сэме и Максе.
Так что не удивляйтесь: клоны нынче — огромные собаки в семейных трусах и с глупым выражением на морде. Полчища таких наводящих ужас созданий появляются перед нами уже во вступительном ролике — первые звезды парада пародий. Разработчики и раньше постоянно устраивали променад по голливудским штампам. Но в этой серии издевательство над общими местами индустрии развлечений получилось особенно острым.
Даже со своим злобным клоном можно найти общий язык. Или хотя бы общее мороженое.
Cэмулякр и зомбированиеТак и хочется сказать, что события в четвертом эпизоде
The Devil’s Playhouse развиваются необыкновенно динамично. Правда, для предпоследней части истории это вполне естественно. Да, каждая серия на первый взгляд кажется вполне завершенной, но если посмотреть на это дело более внимательно, то мы заметим, что все происходящее постепенно складывается в единый сюжет для целого сезона.
В любом случае, когда игра начинается в закусочной, атакованной безмозглыми копиями Сэма, это как-то греет душу. Без длительных раскачек и выяснений, кто кому злодей, мы сразу оказываемся в самой гуще и чаще воинствующей бредовости. А когда Сэм и Макс после непродолжительных поисков находят выход из сложившегося положения, перед нами раскрывается заговор, затрагивающий чуть ли не всех персонажей из прошлых эпизодов. Только горилла (она же — генерал и по совместительству космический преступник) выбывает из игры с первых минут — беднягу негодяя утаскивают Сэмы. В смысле зомби. То есть клоны. Все остальные — так или иначе замешаны. Бесплотный призрак Маммы Боско станет вполне материальным, когда выяснится, что эта милая леди от науки предоставила техническое обеспечение для создания клонов. Впрочем, она все равно хорошая. Гарри Молмэн, кроточеловек, вместе с агентом Суперболлом будут устраивать спиритический сеанс для вызова… той самой Маммы Боско. Мы снова повстречаемся с Пеппервейтом, выясним наконец, с кем крутит роман зеленоволосая девушка Стинки, и даже познакомимся с его божественностью Йог-Согготом собственной ктулхуобразной персоной. А главным злодеем в итоге окажется существо, которое даже в круг подозреваемых не входило.
Вот так и выглядит обычный, среднестатистический спиритический сеанс.
Страшные клоуны — исключительно западная традиция. Сейчас уже трудно проследить, с чего все началось. Возможно, причина появления жутковатых паяцев в массовой культуре — болезнь коулрофобия, то есть боязнь клоунов. Однако, скорее, дело обстоит как раз противоположным образом: страх перед увеселителями публики возникает у впечатлительных людей из-за активного продвижения темы злых шутов в литературе и кино.
В романе
Стивена Кинга «Оно» («It») главный монстр любил представать перед жертвами в образе клоуна. Внесли свою лепту и создатели «Бэтмена»: очень уж ярким и жутким получился Джокер.
В серии о Сэме и Максе клоуна не называют клоуном. Но выглядит это существо именно так.
Получается, что нам постоянно преподносят сюрпризы. Казалось бы, ранее уже были расставлены все точки над всеми буквами, мы уже точно знаем, кто из персонажей — плохой, а кто — молодец. С кем мы боремся и против кого дружим. Так вот, ничего подобного. Все может измениться в любой момент. Кто бы мог подумать, что древний бог абсолютно нечеловеческой, несобачьей и некроличьей природы будет нам помогать?
А результат обычного, среднестатистического спиритического сеанса обычно выглядит по-другому. Не пытайтесь повторить то, что вы видите на мониторе. Познакомиться с девушкой можно и другим способом.
Все простое — гениально?Видимо, в этом эпизоде для разработчиков высокий темп прохождения оказался важнее, чем собственно геймплей. Серия
Sam & Max всегда славилась своей приближенностью к формату интерактивного мультфильма. Но
Beyond the Alley of the Dolls — совсем уж откровенный мультик. Задачи не требуют ни малейшего мозгового усилия. Не напрягают ни одну извилину, даже самую крохотную и завалящую. Все наши действия сводятся в основном к использованию способностей Макса и выполнению полученных в результате прямых инструкций. Веселый метод допроса, который Сэм применял в
They Stole Max's Brain!, остался в прошлом. Теперь это не нужно, ведь кролик умеет читать чужие мысли. Так что и местонахождение секретного туннеля, и код на двери Пеппервейта, и куча других полезных сведений добываются простейшим и грубейшим вмешательством в ментальное пространство подозреваемых.
Макс — вообще теперь крутой парень. Он бегает с полным набором своих маленьких, но очень мощных игрушек. Применение обычных, нормальных предметов здесь сводится к минимуму. Да и где они тут, эти обычные и нормальные… что бы то ни было? Нам постоянно приходится иметь дело то с фантастическими изобретениями, то с суперпсихическими силами.
Даже единственная головоломка построена по принципу абсолютной, рафинированной бессмыслицы. Нам нужно добиться, чтобы Сэм одновременно думал о жуках, смеялся без причины, появился во вспышке света, и чтобы в будущем его сожрал огромный монстр. Все это необходимо для того, чтобы проникнуть в темное измерение и забрать оттуда очередной девайс силы — сверхуничтожитель. Не правда ли, потрясающе? К слову, решается эта задача тоже элементарно, и ребенок справится.
Бог, таракан и клоунК счастью, раздражающие повторы шуток, которые резали глаз и слух раньше, в
Beyond the Alley of the Dolls не то чтобы исчезли совсем, но по крайней мере не так часто встречаются. Мы насчитали только одну репризу, которую комедийный дуэт из собаки и кролика действительно как следует «избил». Зато пародийные сюжетные ходы в четвертом эпизоде — просто прелесть. Взять хотя бы сцену с маленьким, съеженным Йог-Согготом, висящим на груди у Пеппервейта. Тут и фильм «Вспомнить все», и творения
Лавкрафта, и даже сага о лорде Волдеморте проглядываются.
А сколько мы видели в своей жизни различных вариаций на тему «злая красавица и ее пресмыкающийся тряпка-обожатель»? В
Telltale обыграли эту ситуацию и довели ее до полного логического воплощения: роль затюканного кавалера исполняет гигантское насекомое. Проще говоря — таракан. Поверьте, поцелуи этой парочки — зрелище не для слабонервных.
Наконец, собирательный образ зловещего клоуна, который почему-то так полюбили творцы фильмов ужасов с легкой руки
Стивена Кинга, здесь тоже находит свое абсурдное воплощение. Но о нем мы не будем распространяться: лучше один раз увидеть самостоятельно, чем наткнуться на наглый спойлер в таком безобидном, на первый взгляд, обзоре.
Истинная любовь преодолевает даже межвидовые различия. Как отвратительно романтично!
***Чем ближе к финалу, тем сногсшибательнее закручиваются события, тем более остро звучат шутки и тем интереснее играть, то есть нет — смотреть историю Сэма и Макса. Потому что
Beyond the Alley of the Dolls уже совершенно стирает границу между мультфильмом и адвенчурой. С другой стороны, кто сказал, что это плохо?
Плюсы: лихо заверченный сценарий; узнаваемые и смешные пародии; неожиданный финал.
Минусы: остатки повторяющихся шуток; излишняя простота и некоторая однообразность заданий.