Противостояние. 3D. Перезагрузка: Обзор
После того как на упаковке
«Противостояние» появился
Саакашвили, жующий галстук, я решил, что на серии можно ставить крест. Весь творческий потенциал ушел на создание обложки, и эта картинка была единственным, за что могли хвалить проект (если, конечно, похвальба ура-патриотов вообще может быть сколько-нибудь значимой). Так что я уже и не особо верил, что
«Противостояние. 3D. Перезагрузка» окажется действительно стоящей стратегией. В самом деле, в 2010 году уж не «революционным третьим измерением» ли разработчики решили нас удивить?
На глобальной карте мы просто выбираем миссии. Развилок нет, все последовательно и поочередно.
Война... Война никогда не меняетсяК слову, сюжеты
«Принуждения к миру» и
«Перезагрузки» немного схожи. И там и там мы воюем с США, причем воюем неподалеку от России, на юге (в данном случае — в Таджикистане). В общем, актуальная нынче тема...
Разработчики этим очень гордятся. Мол, мы не простой проект сделали, а с подтекстом: идеологически верная борьба против нашего потенциального врага и ответ западным играм, где русские выступают в роли захватчиков в шапках-ушанках.
Отчасти я понимаю такую позицию, но если американская пропаганда от западных сценаристов и прочих
Томов Клэнси меня скорее веселит (ну сложно же поверить, что в нашей армии все солдаты завтракают водкой, а стреляют из многозарядных балалаек), то вот когда наши соотечественники берутся за патриотические лозунги, то в голове сразу что-то щелкает и хочется злиться. Во-первых, в России это делают ужасно топорно. Во-вторых, семидесятилетняя история нашего государства как бы намекает...
И поэтому от
«Перезагрузки» несет душком... Но не особо сильно. Скажем так, в отличие от
«Принуждения к миру», здесь процесс важнее подоплеки. И тут даже можно нормально читать брифинги и заметки военных, а во время прохождения не хочется закрыть глаза ладошкой и проворчать известнейшее словосочетание о стыде.
Подобные заметки даже приятно читать. Так что не все так плохо с сюжетом.
Смена властиЯ вот почему решил сразу поставить все точки над i в плане сюжета: очень многие пользователи едва ли стали бы тратить время на ура-патриотическую чушь. А кто хотел бы — явно не наша аудитория. И коль
«Перезагрузка» не заслуживает расстрела и мгновенной отправки в мусорный бак, можно расслабиться и поговорить о главном.
Итак, название на коробочке намекает, что игра изменилась.
«Противостояние» перезагрузилось и превратилось в...
Warfare — довольно известную стратегию на схожую тематику от тех же разработчиков. Так что если вы знакомы с ней, то быстро найдете много схожих черт. От внешнего вида до тактики боя. Сами разработчики не отрицают этого и говорят, что их просто давно просили выпустить ту же
Warfare, только с возможностью сражаться за русских. Вот они и вняли просьбам да решили оживить старую серию, а не делать дополнение для не особо хорошо продавшейся RTS.
Впрочем, любители оригинального
«Противостояния» едва ли от этого сильно загрустят. Игра хоть и изменилась довольно сильно, но точно не стала хуже. Третье измерение пошло ей исключительно на пользу. Да и невозможно в наше время уже оставаться в 2D, только если это не закос под «ретро-стайл» и не проекты вроде
«Эадора»...
Правда, если вы не сталкивались ни с
Warfare, ни с
«Противостоянием», то могут возникнуть большие проблемы. И не исключено, что
«Перезагрузку» вы удалили еще до появления этого обзора. Причем сразу после первой же миссии.
Вот в таких поселениях и проходят битвы.
Первичный ужасВот представьте: запускаете вы
«Перезагрузку», смотрите на кривое главное меню с уродливым танком и еще более уродливым дымом из него, потом плюетесь от феерически убогонькой заставочки (вы ведь видели
World in Conflict,
Dawn of War,
Company of Heroes), а потом попадаете в бой с такой графикой, которая уже лет этак пять как устарела. Она не кошмарная и не некрасивая, просто в наше время стыдно делать стратегии на таком движке. И нет никакого оправдания разработчикам, что они решили использовать именно его. Мы тратим на игры деньги. И одинаково платим как за красивейшую
World in Conflict, так и за вот такую вот страшную
«Перезагрузку».
Признаться, если бы не надобность писать обзор, я и сам бы не стал играть дальше. Явно дешевая стратегия едва ли могла бы порадовать... Но задание дано, сроки поставлены, а потому надо запускать миссию и двигаться вперед.
Вот только уже через полчаса стало ясно: в
«Противостоянии» есть что-то такое, чего не было нигде больше. Тут очень много разных типов подразделений, которые практически полностью списаны с реально существующих. Возьмем снайперов. Всего два бойца в группе — наводчик и стрелок. Во время атаки кидают дым, скрываются за ним, потом находят удобную позицию и начинают аккуратно выстегивать солдат неприятелей. ВДВ ходят толпой побольше, и у них уже самое разнообразное оружие. Один бежит с ручным пулеметом, второй стреляет из ракетницы, третий использует обычный «Калаш». Причем десантники становятся многократно эффективнее, если их прикрывает БТР, техника подавляет противника огнем и прикрывает пехоту.
Во все здания можно залезать. Вот даже в такую вышку, из которой очень сложно выбить противника.
Есть тут и пулеметные отряды, которые не дают пешим солдатам неприятеля подойти поближе; и минометные расчеты, делающие атаку на ваши позиции очень трудоемкой; и разведчики, которые быстро ликвидируют засевшего в городе неприятеля, но при этом сильно уязвимы в открытом столкновении; и «воздушные цели» (как они себя сами называют), сбивающие авиацию недруга. Ну и плюс тут у нас полный набор техники: танки, боевые и десантные вертолеты, бронетранспортеры, грузовики снабжения, бензовозы — от мирной до самой разрушительной.
Игра хорошо продумана, хоть поверить в это на первый взгляд и сложно. Здесь учитывается масса всяких параметров. Нам придется заправлять транспорт, дабы добраться до нужной точки, подвозить солдатам вооружение, ибо гранаты и ракеты быстро заканчиваются. Необходимо устраивать дымовые заслоны и высаживать пехоту с вертолетов в тыл врага. Признаться, многое из
«Перезагрузки» не было и в помине даже в схожей по жанру
Company of Heroes, что уж говорить о
World in Conflict, где внимание к мелочам явно не было одной из благодетелей игры.
А благодаря тому, что все в
«Перезагрузке» происходит буквально в наше время, чувствуется особый реализм, которого нет ни в одной другой стратегии. Возьмем даже серию
«Вторая мировая», где чуть ли не каждая пуля движется так, как бы она летела в реальной жизни. При этом «настоящности» в
«Противостоянии» больше, ибо перед нами примерно те бои, которые можно увидеть по новостям и в хрониках. Эффект как от
ArmA 2, где все напоминает существующий нынче мир.
Пока враг стреляет по вертолету, мрет десант внутри. Так что высадиться посреди сражения почти невозможно.
Локальные войны нашего векаОднако же сравнивать
«Вторую мировую» и
«Противостояние» в плане геймплея нельзя. Проекты совершенно разные.
«Перезагрузка» не такая глобальная, точнее, она вовсе не глобальная и напоминает
Company of Heroes, где нам дают небольшие отряды, а мы с их помощью решаем стратегические задачи на уютных маленьких картах.
Например, нас просят защитить поселок (три-четыре дома, две дороги и окопы), а после того, как мы отбили атаку, приказывают самим броситься в бой. Или же требуют взять высоту при помощи четырех отрядов пехоты и двух бронетранспортеров. Порой масштаб увеличивается, нам позволяют командовать танками и вертолетами. Но количество техники всегда мало. Пять-шесть боевых машин в среднем.
У всех подразделений реалистичные иконки.
Но будь солдат больше, играть было бы почти невозможно, ибо здесь очень важен хороший микроконтроль. Только не представляйте себе сейчас
StarCraft, там все иначе. Вот, допустим, нам приказывают без шума и пыли, быстро и смертоносно зачистить крохотное поселение, где находится враг. У нас есть снайпер с наводчиком, три разведывательных отряда (как подобает — с иконкой летучей мыши) и два бронетранспортера. При этом нет информации о том, сколько врагов, как они засели и прочих деталей.
Что делать? Для начала пускаем вперед снайперскую группу. Они поднимаются над поселением, ложатся на небольшую горку и дают обзор восточной части базы врага. Там замечены четыре неприятеля, которые стоят на вышке и, по всей видимости, ждут нашей атаки. Приказываем стрелку снять врагов, а тем временем два БТР и солдаты медленно подходят поближе. Но рваться просто вперед — сумасшествие. У врага тоже могут быть снайперы, ракетометчики, спрятанный в засаде танк — лишняя поспешность, и вот вся наша группа уже разбита и мертвой лежит на подступах к поселению.
Летим в тыл противника. Высадим противотанковую пехоту и устроим там небольшое шоу.
Поэтому оба БТР дважды стреляют дымовыми шашками, белый туман закрывает подступы к городу, и пехота начинает прорываться. Солдаты кидают гранаты, кто-то палит из миномета, а вскоре первые ворвавшиеся в поселение бойцы открывают видимость для техники и та начинает из пулемета прижимать недругов к земле. Теперь разведчики быстро нейтрализуют всех, кто хочет уничтожить бронетранспортеры, потом прячутся в зданиях. Дальше начинается медленное выдавливание врага с территории.
Вроде бы не такая уж сложная операция, а сколь аккуратно и осторожно надо действовать. Ибо если лезть на рожон — обязательно прибьют. Где это видано, чтобы три отряда в открытую штурмовали укрепленного противника? Если поспешить и не кинуть дым, то снайперы убьют 5-6 солдат и огневой мощи может не хватить. Если вперед пустить технику, то ее может подбить одиночка-ракетометчик, которого не заметит экипаж. Если... Впрочем, не будем проигрывать все возможные случаи. У вас самих их будет предостаточно. Но главное, что здесь действительно можно много чего изобрести и очень интересно положить врага на лопатки.
Плохо, правда, то, что карты не особо красивые, а на одной территории нам приходится возиться часов по пять. Слишком уж много разных заданий в одной миссии.
Поселение наше. Движемся дальше!
Как водится, небольшое заключительное слово.
«Перезагрузка» — внешне игра далеко не сегодняшнего дня. И даже не позавчерашнего. Она выглядит плохо, старо. Однако если вы не брезгуете «олдскулом» и готовы забить на слабую графику, то у вас есть шанс поиграть в довольно неплохую, в меру сложную и разнообразную стратегию. Да, она не конкурент всяким
Company of Heroes,
World in Conflict и даже
«В тылу врага» (с
«Блицкригом» ей тягаться тоже сложновато), однако есть у нее много плюсов, которые позволят вам где-то недельку поломать над ней голову и одержать победу русскими солдатами.
Плюсы: реалистичность; высокая сложность; обилие тактик; интересный набор войск и их замечательная озвучка.
Минусы: плохая графика; скудность карт; «дешевость» проекта практически во всем.